«Использование игровых технологий для развития речи у старших дошкольников». |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Селезнёва Ирина Евгеньевна | |||
28.03.2021 08:00 | |||
«Использование игровых технологий для развития речи у старших дошкольников». Сoвременные дети живут в мощном потоке информации. Огромный речевой поток обрушивается на головы детей: одни с этим справляются, у других мозг не готов к таким объемам. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Проблема речевого развития детей дошкольного вoзраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен.
Использование игровых технологий на всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, развиваются все компоненты речи. Данный опыт разработан для детей дошкольного возраста, призван заинтересовать педагогов и родителей к проблеме развития речи у детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий. Развитие речи ребёнка требует постоянного педагогического руководства. В связи с этим, необходимо разработать на базе ДОУ систему по развитию речи детей с использованием в педагогическом процессе игровых технологий, которые будет способствовать развитию понимания речи, расширению и обогащению представлений детей об окружающем, формированию обобщенных представлений о предметах и действиях, развитию активной речи, обогащению и расширению словаря, совершенствованию звуковой культуры речи, развитию потребности детей в общении посредством речи, обучению простым формам монологической и диалогической речи. Условиями успешного развития речи является: Первое условие — это потребность общения, или коммуникации. Создание таких ситуаций, которые ставят ребёнка перед необходимостью речевых высказываний. Второе условие — это создание речевой среды, дающей детям образцы речи. Речевая среда — это речь родителей (законных представителей), родных, друзей, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, речь педагога. Третье условие — это запас знаний, которым должен обладать ребёнок на определённом этапе своего развития. Дошкольник хорошо расскажет только о том, что он хорошо знает. Четверное условие — реализация системы игр, направленную на развитие всех сторон речи каждого ребёнка (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь). Пятое условие – развитие мелкой моторики рук у детей. Для достижения цели опыта необходимо игровые технологии включить не только в непосредственно образовательную деятельность, но и в свободную деятельность детей. Убеждена, что использование игровых технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения положительно влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей, и на снятие отрицательных последствий образования. Основные направления моей работы по развитию речи детей с использованием разных игровых технологий:
В своей работе игровые технологии включаю в непосредственно образовательную деятельность и в свободную деятельность детей.
- на развитие слухового внимания - на развитие фонематического слуха -на развитие физиологического дыхания - на развитие речевого дыхания -на развитие голоса. Любая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, на формирование личности в целом. Таким образом, работа по развитию речи с использованием игровых технологий, позволяет детям к концу дошкольного периода не только научиться играть и совершенствовать речь, но и значительно расширить знания об окружающем мире.
|