Педагогическая статья на тему: «О важности и пользе игр со словами». |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Кашаева Елена Николаевна | |||
23.10.2020 21:17 | |||
Педагогическая статья на тему: «О важности и пользе игр со словами». Подготовила: Кашаева Елена Николаевна, воспитатель МБДОУ д/с № 26 г.Арзамас, Нижегородская обл. Как вы относитесь к тому, что дети весь день играют и не хотят с вами заниматься? «Тебе только играть!» — часто в сердцах говорим мы ребенку, забывая или просто не думая о том, что Игра для ребенка – это жизнь. Через Игру он постегает мир и познает себя, развивает ловкость и фантазию, ум и смекалку. Ребенок просто не может не играть в силу своего природного любопытства и потребности в активном действии. Эти-то качества мы и должны использовать, если хотим чему-то обучить ребенка, целенаправленно используя его активность.
В чем же особенности игры со словами? Благодаря этим играм ребенок становится более внимателен к слову, а значит, и к своей речи; он начинает видеть слова как бы изнутри, а это путь к грамотному письму и фонетическому чутью; он учится видеть слово во взаимодействии с другими словами, постигает образность языка, его богатство, повышая тем самым культуру устной речи. Всем родителям известно, как скучно бывает ребенку выполнять длительные утомительные упражнения. Да и результат далеко не всегда удовлетворителен. В игре же мы не подавляем детскую любознательность и в то же время направляем её в определённое русло, развивая таким образом интеллект и память ребенка. Прикрепите надписи к соответствующим предметам в вашей квартире: стол, диван, пол и т.д. Покажите ребёнку вначале предмет и затем надпись. Проведите по надписи карандашом или указкой, называя предмет: «диван», «окно», «шкаф» и т.д. Контролируйте внимание ребенка – он должен наблюдать за движением Вашей указки. Пусть Вас не смущает, если он еще не знает букв. Систематически, независимо от того, умеет ребенок читать или нет, указывайте на надпись и спрашивайте: «Что здесь написано?» Увидев предмет, ребенок сразу вспомнит слово. Метод, легший в основу данного упражнения, дополняет методику традиционного школьного обучения. Так, например, в школе обычно предлагается прочитать слово и понять, о каком предмете идёт речь. Такой подход грешит односторонностью. Преимущество же описываемого метода состоит в том, что у ребенка устанавливается прямая и обратная связь между словом и предметом (т. е. по слову он может вспомнить предмет и наоборот). Выполняйте упражнение систематически. Уже в недалёком будущем скажется его положительное воздействие на чтение и речь вашего ребенка. Итак, в какие лингвистические игры можно играть с ребёнком? Вот некоторые из них: 1. «Узнай слово» Это игра для тех, кто ещё не умеет читать, но знает буквы и начинает знакомиться со словами. Напишите крупно печатными строчными буквами на карточке несколько слов, обозначающих персонажей сюжетной игры (например, «папа», «мама», «Саша», «чашка», «тарелка», «диван», «пианино» и т.д.) или имена и персонажей любой сказки (например, «колобок», «заяц», «медведь», «волк», «лиса» и т.д.). Перед ребёнком разложены карточки словами вверх, далее вы рассказываете, а ребенок показывает действия. Например. Мама: «Папа пришёл домой». Ребёнок берёт карточку, на которой написано «папа» и показывает соответствующие действия, положив карточку на слово «дом». Мама: «Он очень устал и сел на диван отдохнуть». Ребёнок кладёт карточку «папа» на карточку «диван». Мама: «К нему подбежал Саша». Ребёнок берёт карточку «Саша» и кладёт рядом. И т.д. Также может разыгрываться любая сказка. Используя эту игру, ребёнок учится, ещё не умея читать, оперировать словами в виде образов. В дальнейшем это будет способствовать основанию навыков быстрого чтения. 2. «Начни с той же буквы». Известная игра, в которой несколько человек по очереди называют слова, начинающиеся с одной буквы, например, «М». Эта игра обогащает и пополняет словарный запас ребёнка. Сначала ребёнок может не понимать, чего от него хотят, в каждом слове постоянно повторяющуюся начальную букву. Затем ребёнок запоминает слова, обогащая свой словарный запас. Например. ПАПА: «макароны», МАМА: «мыло», ПАПА: «мясо», МАМА: «молоко», РЕБЁНОК: … (если ему трудно, подскажите и похвалите за повторение, и опять – ПАПА, МАМА, РЕБЁНОК… 3. «Какой? Какая? Какие?» Эта игра развивает образное мышление, способствует обогащению речи ребенка. Вы называете существительное женского, среднего или мужского рода и по очереди с ребёнком подбираете к слову эпитеты. Если играют двое и более детей, они соревнуются между собой, а Вы выступаете в роли судьи. Например: «трава». Зелёная – мягкая – шелковистая – высокая – изумрудная – болотная – густая – скользкая – нежная – сухая и т.д. Побеждает тот, кто назвал последний эпитет. 4. «Кто в окошке?». Вырежьте окошко из цветной бумаги и, прикладывая его к разным слогам в таблице, читайте их вразброс.
|