«Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Чуканова Марина Сергеевна Полкунова Вера Михайловна Щербинина Марина Фёдоровна | |||
19.10.2020 11:34 | |||
«Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Выполнил: Чуканова М.С Полкунова В.М. Щербинина М.Ф: воспитатели СП детский сад «Светлячок» ГБОУ СОШ №1 им. И.М. Кузнецова с. Большая Черниговка Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Это необходимое условие формирования личности ребенка. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но в тоже время и веселое. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.
Чтобы целенаправленно содействовать усвоению детьми форм речи, важно вовлечь их в деятельность, полноценную в речевом и социально-нравственном отношении, в деятельность, которая поставит ребенка в позицию активного субъекта речевого общения. Такой деятельностью для дошкольников является театрализованная игра, деятельность, которая стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Организация театрализованных игр детей — это активный способ управления процессом речевого развития детей. Дети во время подготовки к театрализованным играм, так и в их процессе вовлекаются в реальное и ролевое общение. В этих играх происходит накопление речевого и коммуникативного опыта. Среди условий, благоприятных для развития речи через театрализованные игры, нужно назвать следующие: уделять серьезное внимание подбору литературных произведений. Предпочтение надо отдавать произведениям с понятной для ребёнка моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками. В наибольшей степени таким требованиям отвечают сказки. Сказки легко обыгрывать, так как они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства. В работе с детьми по формированию речи можно использовать следую-щие игры: театрализованные (игры-инсценировки, как импровизация по мотивам литературного произведения) и режиссерские, как разновидность театрализованных игр. Создание предметно-развивающей игровой среды предполагает оформление театрализованного уголка в группе, уголка ряженья, наличие различных видов настольного театра, масок, элементов костюмов и т. д. Пальчиковый театр – способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Театр картинок – этот вид театра способствует внесению разнообразия игры в группах детского сада. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать «оживленными», они получат еще большее удовольствие. Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка предполагает: совместные театрализованные игры воспитателя с детьми; этюды и имитацион-ные игры; самостоятельные театрализованные игры детей. В процессе приобще-ния детей к театрализованной деятельности используется показ настольно-го театра и беседы после показа; просмотры спектаклей в детском саду с приглашением актеров городских театров; совместные ролевые диалоги; разыгрывание литературных текстов, упражнения в интонационной выразительности и т. д. Этапы развития речи средствами театрализованных игр определяются в соответствии с логикой развития речи (от восприятия — к заимствованию речевых форм — и затем к самостоятельному их использованию). Они предусматривают постепенный переход: от просмот-ра театрализованной постановки к самостоятельным театрализациям; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из 3-5 детей; от имитации действий персонажей к передаче их речевых реплик. На первом этапе формируется интерес к театрализованным играм, к детским литературным произведениям через организацию систематического чтения и просмотра небольших кукольных и игровых спектаклей, которые показывают воспитатели младших групп, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. Это способствует обогащению впечатлений и игрового опыта детей. Целенаправленное формирование впечатлений (жизненного и игрового опы-та) детей осуществляется не только через показ театрализованных представлений, но и с использованием ролевых диалогов игрушек (этюды). Для этого используются любые куклы или образные игрушки. Специфика игр — диалогов состоит в том, что в них закладывается определенное содержание, соответствующее тематическому плану. Для показа театрализованных представлений лучше использовать уже знакомые детям произведения: «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Кот, петух и лиса» и т. д. Следующий этап предусматривает совместный показ настольно-го театра воспитателя с ребенком, игры — инсценировки, чтение стихов и потешек по ролям, совместные игровые диалоги с использованием игрушки. Совместные показы можно проводить как в индивидуальной деятельности с детьми, так и небольшими группками. К 4-5 годам происходит постепенный переход ребенка от театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Дети осваивают разные виды настольного театра: вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур и мягкой игрушки. В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх. Навыки кукловождения, приобретенные детьми, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько ви-дов театральных кукол различных систем. В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для постановки мизан-сценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. У детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок, декораций, афиш и других атрибутов. Чем чаще мы показывали спектакли, тем свободней, эмоциональней, уверенней и активней выступали дети. Результатом нашей театрализованной деятельности были постановки для родителей и детей другой группы по сказкам «Волк и семеро козлят», «Кошкин дом» и «Маша и медведь». ФОТО Проведенная работа показала, что театрализованная деятельность является важным средством в развитии речи детей. Дети стали активнее общаться друг с другом, расширился словесный запас, ребята могут правильно задать вопрос. Можно теперь ставить более сложные задачи и реализовывать их.
|