Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Значение художественной литературы в развитии речи детей
Развитие речи у детей
Автор: Ягодкина Гульнара Вакилевна   
14.09.2020 06:18

Значение художественной литературы в развитии речи детейЗначение художественной литературы в развитии речи детей

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста в наше время является очень редким явлением. Между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, так как этот период наиболее чувствителен к ее обучению.

Дети дошкольного возраста учатся говорить, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, занятые родители в наше время часто забывают об этом. Ребенок проводит мало времени в сообществе взрослых (все чаще за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает сказки и рассказы из уст мамы и папы, а сами родители также проходят занятия по систематическому развитию речи редко. Соответственно, речь ребенка во время поступления в школу представляет много проблем.

Можно выделить следующие типичные проблемы развития дошкольной речи:

  • Односложная речь, которая состоит только из простых предложений (так называемая «ситуативная» речь). Невозможность грамматически правильно построить общее предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Обструкция речи сленговыми словами (результат просмотра телевизора), использование нелитературных слов и выражений.
  • Плохая диалогическая речь: неспособность правильно и доступно сформулировать вопрос, составить короткий или подробный ответ, если это необходимо и уместно.
  • Невозможность выстроить монолог: например, описательный сюжет по предложенной теме, пересказ текста своими словами.
  • Недостоверность выводов.
  • Отсутствие навыков в культуре речи: невозможность использования интонации, контроля громкости голоса и скорости речи и т. д.
  • плохая дикция.

Как верно считает Л.Г. Шадрина «важнейшим источником и средством развития всех аспектов речи в дошкольном возрасте является художественная литература».

 

Художественная литература помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Влияние художественной литературы на ребенка определяется не только содержанием и формой произведения, но и уровнем его речевого развития.

Как справедливо отмечено Е.В. Левченко Н.А. Карелиной из художественной литературы ребенок усваивает «много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональным и поэтическим словарным запасом. Литература помогает детям выразить свое отношение к тому, что они услышали, с помощью сравнений, метафор, эпитетов и других средств образной выразительности.

Следует согласиться с мнением О.В. Александровой, которая отмечает, что «литературные произведения для детей расширяют кругозор ребенка, знакомят его с окружающей действительностью, раскрывают ему мир человеческих чувств».

В процессе прослушивания литературных произведений у детей дошкольного возраста их звучание представляет особый интерес. Маленьких детей тянет к ритмичному звучанию стихов и сказок. Понимая образный язык произведений, созданных «людьми и литературой», ребенок одновременно овладевает образами и красотой своего родного языка.

Восприятие произведений литературного искусства сопровождается речевой деятельностью, которая имеет четко выраженное художественное направление. Основными составляющими художественно-речевой деятельности являются: восприятие произведения искусства, его элементарный анализ, воспроизведение (репродукция) и элементарное словесное творчество, что связано с выдумкой сказок, рассказов, загадок, рифмованных строчек и т. д.

Общей задачей использования художественной литературы в развитии речи в учреждении дошкольного образования является возможность посредством литературного произведения открыть ребенку мир словесного искусства, воспитать его интерес и любовь к книге.

Приобщение детей к художественной литературе развивает их способность слушать и понимать произведение, эмоционально реагировать на события, отраженные автором, продвигать и сопереживать персонажам, симпатизировать им.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год