Дидактическая игра по речевому развитию для детей дошкольного возраста «Волшебная карусель». |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Паламдоржиева Балма Сергеевна | |||
13.08.2020 19:38 | |||
Дидактическая игра по речевому развитию для детей дошкольного возраста «Волшебная карусель». Паламдоржиева Балма Сергеевна Воспитатель МБДОУ №104 «Зорька» г.Улан-Удэ, Республика Бурятия. Развитие речи детей – одна из основных задач познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Она включает в себя не только развитие свободного общения со взрослыми и детьми, но и развитие всех компонентов устной речи: формирование словаря, работа над звуковой культурой речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи и подготовка к обучению грамоте. Решать эти задачи помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего развития личности ребёнка. В процессе игр пополняется и активизируется словарь детей, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, формируется правильное звукопроизношение. С целью речевого развития детей дошкольного возраста было изготовлено дидактическое пособие «Волшебная карусель». Дидактическое пособие состоит из фанерного корпуса и двух кругов диаметром 19 сантиметров (лист А 4) с картинками, свободно вращающихся на металлических стержнях. Длина дидактического пособия чуть меньше диаметра 2-х кругов с целью удобного вращения за выступающие части. Круги свободно поворачиваются, не соприкасаясь друг с другом. Они разбиты на сектора, где изображены разные картинки.
Эти круги содержат задания и упражнения по Речевому развитию. Все круги ламинированы. В верхней части дидактического пособия находится окошечко, в котором будет видно по одному сектору первого и второго круга. В получившемся окне дети будут подбирать пары картинок изображенных на секторах, вращая круги с боковых неприкрытых сторон. Данное пособие может использоваться одновременно двумя детьми. В этом случае один ребенок крутит круг находящийся слева, устанавливает свою картинку, второй ребенок вращает круг справа и устанавливает подходящую картинку в окошке в виде ромбика, рассуждая, и договариваясь друг с другом. После выполнения упражнения или задания дети могут продолжить использовать круги с другими вариантами. Пособие может использоваться одним ребенком, тогда он вращает левый и правый круги, соотнося картинки по определенной теме. Пособие может использоваться воспитателем для индивидуальной работы с ребенком. Дидактическая игра позволяет решать задачи:
- развивать коммуникативные навыки -развивать мелкую моторику и координацию движений рук. -воспитывать умение работать в паре. Примеры: «Подбери картинку к букве» Цель: обучение грамоте дошкольников в процессе использования дидактическойигры. Задачи:
«Кто что ест?» Цель: совершенствовать грамматический строй речи, закреплять знания детей об образе жизни животных, об их питании; развивать мелкую моторику пальцев рук. Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку слева, назвать животного на ней. Подобрать картинку с едой для этого животного справа путём вращения круга. Проговаривая, например «Мышь ест сыр», «Зайка ест капусту». «Подбери слово в рифму» Цель. Упражнять детей в подборе слов в рифму. Развивать фонематический слух, внимание, четкость произношения. Ход игры: Предложить ребенку (детям) поворачивая круги соотнести картинки, подходящие по рифме, проговаривая, например: кефир – зефир. «Подбери картинку по смыслу» Цель. Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе. Закреплять умение ориентироваться на окончание слов при согласовании их друг с другом. Совершенствовать навыки образования слова при помощи суффиксов. Активизировать словарь прилагательными. Инструкция. Предложить ребенку (детям) поворачивая круги соотнести картинки, подходящие по смыслу все варианты согласовывая окончания, проговаривая, например: малиновая карамель, малиновый сок, малиновое мороженное, малиновое варенье, пирог из малины. Данное пособие может дополняться другими кругами из разных образовательных областей.
|