ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Коновалова Вера Евгеньевна | |||
01.04.2020 19:29 | |||
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ Уже в дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить правильно. К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость у ребенка с самых ранних лет формировать привычку грамматически правильной разговорной речи. Грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова. Словоизменение – правильное использование в речи слов в роде, числе и падеже. Словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов), которым оно мотивированно, т.е. выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку. Синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.
В современном словообразовании годсподствующее положение занимает морфологический способ, имеющий несколько разновидностей. Для формирования навыков словообразования используются разнообразные методы и приёмы. Метод – это способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений. Различают методы – словесные, наглядные и практические. Приём – часть метода. Приемы могут быть игровые, наглядные, словесные. К методам относятся дидактические игры, игры‐драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. Эти методы могут выступать и в качестве приемов при использовании других методов. Для освоения морфологии и словообразования важны приемы, стимулирующие языковые игры: поощрение, анализ, образец, подсказ, наглядность. На пятом году жизни особое внимание уделяется поощрению словообразования, словотворчества. Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение, которое проводится на специальных занятиях в игровой форме с применением разнообразного наглядного материала. На занятиях используются такие приёмы как: сравнение, исправление, подсказ. Кроме того, на любом занятии воспитатель может и должен исправлять ошибки в речи детей. Обучение грамматически правильной речи носит характер упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него. Наглядным материалом могут служить натуральные предметы, игрушки, картинки. Занятия должны проходить непринужденно, живо. Воспитателю не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию. Для того чтобы заинтересовать детей, можно в предлагаемые фразы включать имена присутствующих, давать задания придумать предложения о самих себе. Чтобы ребенок более внимательно следил по ходу упражнения за особенностями грамматических форм, наряду с трудной формой полезно использовать и более легкие, уже твердо усвоенные детьми. Так, например, воспитатель дает задание на составление предложения с глаголом «хотеть» как во множественном числе, так и в единственном или же предлагает сочетать с прилагательным существительные не только среднего рода, но также женского и мужского. Важную роль играют активные приемы обучения, предупреждающие появление ошибки, концентрирующие внимание детей на правильной словоформе, словосочетании. На первых занятиях ведущую роль играет образец речи педагога. В работе над правильной речью находит место и такой эффективный прием, как сравнение (сопоставляются окончания прилагательных разных родов, окончания существительных и т.д.). Сравнение помогает дифференцировать грамматические формы и на основе этой дифференциации вырабатывать условные речевые рефлексы. Если ошибка устойчива и ребенок «не слышит» правильной формы, полезно употребить сопряженную речь, а за ней – отраженную. Находят свое место и такие приемы, как исправление, подсказ. Сопряжено‐отраженная речь находит свое применение уже на начальных этапах дошкольного детства не теряет своего значения и в дальнейшем обучении. Однако личный опыт у детей очень неодинаков, и это приводит к широкому многообразию индивидуальных особенностей речевого развития. В каждой возрастной группе есть дети, имеющие очень высокий уровень владения родным языком, и рядом же находятся их сверстники, отстающие от товарищей в речевом развитии. В дошкольном возрасте рекомендуется знакомить детей с типичными способами словообразования. С этой целью используются дидактические игры и упражнения. Для проведения игр подбираются цели, которые воспитатель должен реализовать, подбирается наглядный материал и речевой материал (вопросы, потешки, загадки, и т.д.). Вначале проведения игры воспитатель знакомит с игровыми правилами, уточняет, как дети усвоили эти правила, и проигрывает несколько раз, используя разнообразные приёмы (поощрение, исправления, подсказ нужной формы, и др.). Особые трудности у детей встречаются в образовании глаголов повелительного наклонения (поезжай, ляг, вытри, сотри, положи, сложи). Трудности для ребенка представляют сочетание существительных с глаголами хотеть, звонить. Например: упражнения с игрушками ( «Надя и Таня, вы хотите послушать стихи?» – «Хотим». – «Надя, ты хочешь?» – «Хочу»). Для употребления этого глагола создаются специальные ситуации на занятиях ( «Вы хотите послушать сказку? Вы хотите посмотреть, как Мишка делает гимнастику?»), в бытовой деятельности ( «Вы хотите помочь мне убрать посуду? Вы хотите поставить на стол хлебницу?»), в повседневном общении ( «Таня, не хочешь ли ты показать маме свой рисунок? Сережа, как ты думаешь, Оля хочет с тобой играть?»). Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида (мыла – вымыла, вешает – повесила, умывается – умылся и т.п.) Игра «Чем отличаются слова?» (умывает – умывается, обувает – обувается). Делается вывод: слова умывается, прячется, причесывается, обувается, качается, одевается обозначают, что человек делает что‐то сам с собой. Дифференциация глаголов с приставками (по картинкам). а) В импрессивной речи. Педагог называет слова, обозначающие действия, дети должны показать соответствующую картинку (входит – выходит, подлетает – отлетает). б) В экспрессивной речи. Педагог предлагает детям назвать действия по картинкам, а затем придумать предложения с этими словами. «Что общего?» Педагог произносит ряд слов, выделяя голосом приставку, и предлагает детям назвать общую часть слова. Примерный речевой материал: влететь, вбежать, впрыгнуть; выйти, выбежать. Таким образом, работа по грамматике в детском саду должна строиться так, чтобы предоставлять каждому ребенку возможность решать посильные речевые задачи. К моменту поступления ребенка в школу он овладевает навыками слово-образования. Вывод:
Игровые ситуации, сюжеты которых основаны на предметных картинках и иллюстрациях позволяют максимально активизировать словообразовательную деятельность детей. Ценность данной работы не только в том, что с ее помощью можно закрепить знания детей об особенностях животных, предметов, вещей и др., но и организовать игру, в которой основной мотива являются образования уменьшительно – ласкательных форм существительных, глаголов от звукоподражательных слов, прилагательных от существительных с помощью суффиксов ‐ян, ‐ан, ‐ов, притяжательных прилагательных от существительных, называть, из чего сделан тот или иной предмет и т.д.
|