НОД Открытое занятие по развитию речи. Тема: «Путешествие по сказкам» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Шабардина Елена Геннадьевна Иванова Оксана Олеговна | |||
16.02.2020 13:25 | |||
НОД Открытое занятие по развитию речи. Тема: «Путешествие по сказкам» Средняя группа Цель: Учить узнавать знакомые русские народные сказки с помощью различных заданий, закрепить с детьми названия и персонажей знакомых детям сказок, уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках, развивать речь детей, обогащать словарный словарь, активизировать устную речь, учить подбирать слова, определяющие героев, прививать интерес и любовь к устному народному творчеству. Задачи: Развивать внимание, логическое мышление, память, моторику рук, умение передавать характерные черты сказочного героя. Развивать творческое воображение. Воспитывать самостоятельность мышления ребёнка, активность настойчивость. Это занятие комплексное, сочетает в себе образовательные области: - познавательное развитие (развитие воображения и творческой активности; сенсорное развитие, формирование первичных представлений о других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, их форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
- социально – коммуникативное развитие (доброжелательное отношение и взаимодействие с детьми) - речевое развитие (обсуждение и ответы на вопросы, чистоговорка, пополнение и активизация словаря, учить участвовать в пересказе сказки, слушать вопросы, запоминать сказки и др.) - художественно – эстетическое развитие - физическое развитие. Приветствие: «Доброе утро» Встанем рядышком, по кругу, Скажем "Здравствуйте!" друг другу. Нам здороваться ни лень: Всем "Привет!" и "Добрый день!"; Если каждый улыбнётся – Утро доброе начнётся. Воспитатель: ребята давайте улыбнемся нашим гостям и поздороваемся. ДОБРОЕ УТРО! Воспитатель: Ребята сегодня, когда я пришла на работу, то увидела красивый конверт, а кто его принес я не знаю. Давайте вместе откроем его и узнаем, что это за письмо и от кого оно. (открывается конверт с рисунком колобка, воспитатель читает письмо) «Здравствуйте ребята! Я колобок-румяный бок, у меня случилась беда. Меня хотела съесть лиса, а я от нее убежал, но теперь не могу найти дорогу к дедушке и бабушке, потому что лиса перепутала сказки, и я заблудился. Помогите мне найти свою сказку. Спасибо». Воспитатель: Ребята, Колобок просит нашей помощи. Мы поможем ему? Дети: ответы Воспитатель: Ребята давайте вспомним, какими словами начинается сказка? Дети: Жили были, жил был. Воспитатель: А что такое сказка? Дети: Необыкновенная история, с животными. С героями случаются необыкновенные события. Волшебство. Говорят звери, вещи. Птицы. Воспитатель: А как сказки заканчиваются? Дети: Добро побеждает зло, счастливый конец, мы радуемся вместе с героями. Воспитатель: Дети, а вы любите сказки? Дети: Да. Воспитатель: Давайте мы с вами отправимся в страну сказок, чтобы помочь Колобку. У меня есть волшебный колокольчик. Давайте закроем глазки и произнесем волшебные слова: «Раз, два, три! В страну сказок попади!» (воспитатель звонит несколько раз в колокольчик) Воспитатель: Ребята, открывайте глазки! Вот мы и в сказке! Лиса оставила нам сундучок, давайте его откроем. А вот и первое задание Лисы, которое нам нужно выполнить, чтобы пройти дальше. Воспитатель вместе с детьми открывают сундучок, находят там клубок и записку. «Чтобы клубочек стал волшебным и повел вас дальше по сказочной стране, вы должны ответить на мои хитрые вопросы. Вот вам волшебный цветок. Отрывайте лепестки и отвечайте».
Воспитатель: Молодцы, вы ответили на все вопросы Лисы. Ребята, я знаю способ как сделать клубочек волшебным. Вы должны назвать русские народные сказки. Чем больше сказок вы назовете, тем больше волшебных сил будет у клубочка. Передавайте клубочек друг другу, называя сказку (Игра «Назови сказки»). Воспитатель: Вот теперь этот клубочек стал волшебным, потому что вы знаете много сказок! Дети находят следующий конверт Лисы Воспитатель: В этом конверте следующее задание Лисы. «Расскажите чистоговорку о лисе». Су-су-су – и лиса живет в лесу Сы-сы-сы – не боимся мы лисы Са-са-са – по лесу идет лиса, Со-со-со – лиса катит колесо, Сы-сы-сы – хвост красивый у лисы. Воспитатель: Молодцы дети, хорошо вы справились с заданием Лисы. Но нам нужно уже отправляться дальше, потому что мы хотим помочь колобку. (воспитатель бросает клубочек к столу) Ты катись, катись, клубок, С овражка в лесок, Только сильно не спеши, Путь – дорожку укажи. Клубочек катится к волшебному столу, где стоят игрушки-герои из разных сказок. Воспитатель: Лиса оставила нам конверт с третьим заданием: «Посмотрите на героев сказок назовите героя и сказку». Я раздам вам по одному герою, а вы должны назвать героя и сказку. (Дети выполняют задание). Молодцы! Воспитатель: Лиса, оставила ещё конверт: «Хочу узнать умеете ли вы играть? Превратитесь в зайчиков» Физминутка (под музыку): Зайка серенький сидит и ушами шевелит Вот так и вот так он ушами шевелит – 2 раза Зайка серенький сидит хвостик зайка шевелит Вот так и вот так хвостик зайка шевелит – 2 раза Зайка маленький устал зайка маленький поспал Вот так и вот так зайка маленький поспал – 2 раза Зайка маленький поспал зайка лапоньки размял Вот так и вот так зайка лапоньки размял- 2 раза Зайке холодно сидеть надо лапоньки погреть Вот так и вот так надо лапоньки погреть – 2 раза. Воспитатель: Молодцы! Идём дальше. Дети видят на ковре лежит еще один конверт. Воспитатель читает четвертое задание: «Послушайте и отгадайте, из какой сказки эти фразы: 1. Полез в домик. Лез-лез, лез-лез – никак не мог влезть и говорит: – А я лучше у вас на крыше буду жить. Влез на крышу и домик то развалился. (Дети: Сказка «Теремок», слова Медведя). 2. Взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал: – Кто сидел на моём стуле и сломал его? (Дети: Сказка «Три медведя», слова Мишутки). 3. Несет меня лиса За темные леса, За быстрые реки, За высокие горы… Кот и дрозд, спасите меня! (Дети: Сказка «Петушок золотой гребешок», слова Петушка). 4. Ах, песенка хороша, да слышу я плохо. Сядь ко мне на носок да спой еще разок, погромче. (Дети: Сказка «Колобок», слова Лисы). Воспитатель: Вот лежит на столе еще один конверт. Для выполнения этого задания, давайте встанем в круг. (Дети встают в круг) Воспитатель: В сказках очень часто к имени героя добавляется ещё одно сказочное слово. Например, Иван. (Царевич). Я буду называть имя героя, а вы называйте сказочное слово. Кому я сейчас дам волшебный клубочек тот и называет сказочное слово: Петушок (золотой гребешок), Зайчишка (трусишка), Мишка (косолапый), Волчок (серый бочок), Зайка (побегай-ка), Мышка (норушка), Лягушка (квакушка), Лисичка (сестричка). Воспитатель: Какие вы молодцы! Ребята, клубочек привел нас к последнему и очень важному заданию Лисы (клубочек катится к мольберту). Попробуйте рассказать сказку «Колобок» вот по этим картинкам. Только картинки перепутаны. Если Вы справитесь с этим заданием, то колобок вернется в свою сказку. (На мольберте расположены картинки сказки «Колобок» в разном порядке). Дети рассказывают сказку и ставят картинки в правильной последовательности. Появляется Колобок, он благодарит детей за помощь: «Ребята спасибо вам за помощь! Вы так хорошо знаете сказки, что благодаря вашим правильным ответам на хитрые вопросы Лисы я снова оказался в своей сказке!» Воспитатель: Ну вот, ребята, колобок вернулся в свою сказку! Мы справились со всеми заданиями лисы. Теперь нам можно возвращаться домой. Давайте мы с вами закроем глазки, а я произнесу волшебные слова: «Будем чудо в гости звать, Раз, два, три, четыре, пять. До свиданья, страна Сказок!» Воспитатель: Вот мы и дома, в своём детском саду, в нашей группе. Рефлексия: Ребята, а где мы с вами сегодня были? (В стране Сказок) Кто запутал все сказки? (Лиса) Кому мы помогли попасть в свою сказку? (Колобку) Понравилось ли вам путешествовать по разным сказкам? (Ответы детей) Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии? (Ответы детей)
|