Конспект НОД по обучению связной речи «Составление описательного рассказа о ели» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Антишина Ольга Николаевна | |||
28.12.2019 11:49 | |||
Конспект НОД по обучению связной речи «Составление описательного рассказа о ели» При обучении связной речи перед педагогами дошкольной образовательной организации стоит задача научить детей связно, последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. В настоящее время состояние развернутого связного высказывания у большинства детей дошкольного возраста вызывает затруднение. При этом важно отметить бедность словаря и ограниченность использования в речи образных выражений, описаний, синонимов. Существует множество методик, методов и приемов позволяющих сделать процесс обучения связной речи интересным, занимательным и развивающим. Одним из таких методов является наглядное моделирование. Используя готовые схемы – модели или составляя их совместно с педагогом, дети осознанно запоминают информацию, самостоятельно составляют рассказы, что повышает качество описательных рассказов. информации и повышает качество описательных рассказов.
Занятие по развитию связной речи в подготовительной группе (6- 7 лет) Конспект составила и провела учитель-логопед Антишина Ольга Николаевна Тема. Составление описательного рассказа о ели. Цель: закреплять умения детей составлять описательный рассказ с опорой на картинно-графическую схему; Задачи:
Оборудование: предметные картинки (ель, лиственница, сосна, питомник), схема описания деревьев, загадки. Предварительная работа: Рассматривание ели, сосны на участке, лиственницы в парке, их частей, отгадывание и заучивание загадок о ели. Ход занятия: I. Организационный момент. Сядет тот, кто назовет деревья, которые знает. -Дети, вы загадки умеете отгадывать? -Послушайте и отгадайте их. -Как вы догадались? «Зимой и летом зелена, Есть у родственницы елки Вот так дерево! Иголки В лесу живет она, Неколючие иголки подлиннее, чем у ёлки! А на ней иголки, Но, в отличие от елки, Но на ёлочку похоже – И коротки, и колки?» Опадают те иголки. зелено всё время тоже. Шишки круглые торчат – вот забава для ребят! -Эти деревья очень похожи друг на друга. Чем они похожи? - Как называются иголочки у этих деревьев. А деревья с хвоей называются… (хвойными). II. Основная часть. 1. -Через несколько недель наступит самый любимый праздник детей и взрослых Новый год. - Без чего не может быть этого праздника? Где нам взять ель? - Что такое питомник? Почему мы отправимся в питомник за елью? - Мы уже говорили, что хвойные деревья очень похожи друг на друга. - Мы можем вместо ели купить сосну. - Как отличить ель от сосны? 2. Упражнение «Сравнение ели и сосны» (с внесением иллюстраций ели и сосны) - У ели ствол темно-коричневый, а у сосны… - У ели ствол шершавый, а у сосны… - У ели ветка наклонены вниз, а у сосны… - У ели иголки короткие, а у сосны длинные. - У ели шишки длинные (вытянутые), а у сосны… 3. Упражнение. Составление предложений, по опорным словам, распространение их по вопросам.
Мы купили в питомнике ель. (какую ель?) Мы купили в питомнике пушистую, зеленую ель.
У красавицы – ели густые ветки. (у какой красавицы ели?) У высокой красавицы – ели густые ветки (какие ветки?) У высокой красавицы – ели густые пушистые ветки.
Сверху ветки маленькие, чем ниже, тем они становятся все больше.
Кое – где висят шишки (на чем висят шишки?) Кое – где на ветках висят шишки. (какие шишки висят на ветках?) Кое – где на ветках ели висят крупные продолговатые шишки.
Пушистые ветки покрыты иголками. (какими иголками?) Пушистые ветки покрыты густыми колючими маленькими зелеными иголками.
У ели стройный ствол. (какой ствол?) У ели темно-коричневый шершавый ствол. Перед Новый год украсть ель мы Перед Новым годом мы украсим ель (чем?) Перед Новым годом мы украсим ель разноцветными шариками и мишурой. III. Физкультминутка: 1. Психогимнастика. «В ёлочку я превращусь (Дети напрягаются, выставляют руки в Как иголка, напрягусь. сторон, растопырив пальцы как иголки). Веточки я опускаю. (Дети опускают вниз расслабленные руки). И немного расслабляюсь. (Дети слегка потряхивают руками и расслабляются). 2. Речь с движением Есть в лесу три полочки: (хлопаем в ладоши) Ели – ёлки — ёлочки. (руки вверх, в стороны, вниз) Лежат на елях небеса, (руки вверх) На ёлках – слышны птичьи голоса, (приложить руку к уху) Внизу на ёлочках роса. (присели, поводили руками) -Ель с сосной мы сравнили, в елки и елочки превращались. - Я предлагаю составить рассказ о ели с использованием картинок. IV. Составление описательных рассказов детьми с использованием картинок: ели, частей ели (ствола, веток, шишек, украшенной новогодней ели, ели возледома). Уточнение словесного плана рассказа. Составление коллективного рассказа (по цепочке) и отдельными детьми. Примерный рассказ. Мы купили в питомнике пушистую, зеленую ель. У ели темно-коричневый шершавый ствол. У лесной красавицы – ели густые пушистые ветки. Сверху ветки маленькие, чем ниже, тем они становятся все больше. Пушистые ветки покрыты густыми колючими короткими зелеными иголками. Кое – где на ветках ели висят крупные продолговатые шишки. Перед Новым годом мы украсим ель разноцветными шариками и мишурой. Весной посадим ель возле дома. V. Итог занятия. Оценка рассказов детей взрослым с привлечением детей. Картинно — графическая схема описательного рассказа. Снимок взят из интернета Литература:
ОНР // «Воспитание и обучение». — 2004 — №6. 3. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описа- тельных рассказов // «Дошкольное воспитание, — 1990, — №10. 4. Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. — М.: ТЦ «Сфера», 2003 5. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников // «Дошкольная педагогика». — 2006 (июль—август). Занятие по развитию связной речи в подготовительной группе (6- 7 лет) Тема. Составление описательного рассказа о ели. Цель: закреплять умения детей составлять описательный рассказ с опорой на схему; Задачи: 1. образовательная: закреплять знания детей о хвойных деревьях; развивать грамматический строй речи через упражнения в согласовании слов в предложении и распространении их по вопросам, строить сложносочинённые предложения с союзом а. 2. развивающие: развивать логическое мышление через умение отгадывать загадки, упражнение в сравнивании двух предметов. 3. воспитательная: воспитывать умение выслушивать ответы товарищей и дополнять их, бережное отношение детей к природе. Оборудование: предметные картинки (ель, лиственница, сосна, питомник), схема описания дерева. Предварительная работа: Рассматривание ели, сосны на участке, лиственницы в парке, их частей, отгадывание и заучивание загадок о ели. Оборудование: картинки ели и сосны, картинки схемы для составления описательного рассказа.
|