ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Гаврилова Екатерина Владимировна | |||
04.12.2019 15:24 | |||
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК Гаврилова Екатерина Владимировна, Студентка 5 курса факультета коррекционной психологии и педагогики Шадринского государственного педагогического университета Проблема формирования диалогической речи детей – это одна из самых актуальных в теории и практике логопедии. Речь, являясь средством общения и показателем мышления, она рождается в процессе общения и развивается в общении. Психологи (Л. С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Я. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) характеризуют общение как один из важнейших условий развития детей, их личностного формирования, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, ориентированного на познание и оценку самого себя.
Диалогическая речь или диалог – первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребностям непосредственного живого общения. Диалог как форма речи, состоит из отдельных высказываний — реплик. Диалог — это цепочка последовательных речевых реакций. И как форма речи, диалог осуществляется в виде беседы двух или нескольких участников речевого общения. Согласно исследованиям В.В. Ветровой, С.А. Мироновой, детский диалог зачастую появляется не с целью непосредственно самого разговора, и соотносится с потребностями совместной предметной, игровой и продуктивной деятельности. Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание предмета о котором идёт речь. В диалоге большую роль играют и невербальные компоненты – жесты, мимика, а также средства интонационной выразительности. Структура диалога допускает грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания, наличие повтора лексических элементов в смежных репликах, употребление стереотипных конструкций разговорного стиля (речевые штаммы). Простейшие формы диалога (например, реплики – высказывания типа утвердительного или отрицательного ответа и т.п.) не требуют построения программы высказывания. В лингвистике единицей диалога принято считать тематически объединённую цепь реплик, характеризующихся семантической, структурной и смысловой законченностью – «диалогическое единство». Достаточное ( «исчерпывающее») раскрытие темы (предмета речи), смысловая законченность и структурное единство, определяемые адекватным использованием языковых и внеязыковых средств в конкретной ситуации речевого общения, – критерии связности развёрнутой диалогической речи. В диалоге собеседники демонстрируют осмысленную связь высказываний в совместном рассуждении: связь вопроса и суждения, суждения и императива, вопроса и его оценки. Диалог возможен лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:
У многих детей в настоящее время отмечаются те или иные речевые недоразвития. Согласно характеристики, данной Р.Е. Левиной у детей с ОНР III уровня крайне медленно происходит образование и закрепление речевых форм, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве, у них прослеживается стойкое фонетическое недоразвитие, преобладание в речи имен существительных, то еть бедность атрибутивного и предикативного словаря. У детей ОНР снижена речевая активность. В речевое общение они вступают реже ем их сверстники с условно принятой возрастной нормой. Работа по формированию диалогической формы речи работа основана на исследования общих закономерностей развития детской речи в норме и в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, М.Е. Хватцевым, Р.И. Лалаевой, Е.М. Мастюковой. Важнейшим условием формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, по мнению А.Г. Рузской, является создание речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. Процесс формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня рекомендуется осуществлять в двух формах: в свободном речевом общении и на специально организованных занятиях. В свободном речевом общении средством формирования диалогической речи выступает неподготовленная беседа, которая может проводиться во время режимных моментов: во время прогулки, в игре и т.д. Неподготовленной беседой считается лишь для детей, педагогу необходимо всегда быть подготовленным к любому виду общения. Подготовленность педагога заключается в том, что выступая в качестве носителя грамотной разговорной речи, он в каждой стихийно возникающей ситуации общения своей речью обучает воспитанников языку. На логопедических занятиях по формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня можно использовать сюжетные картинки. Рассматривая сюжетные картинки, дети учатся строить цепочку высказываний, учатся выслушивать речь собеседника, говорить понятно для собеседника, а также отрабатывать произносительные и грамматические навыки, знакомиться с новыми словами. Именно поэтому беседы во время занятий и разговоры педагогов с детьми рассматриваются как традиционные способы постоянного, ежедневного речевого взаимодействия педагога с детьми. Мы считаем, что как методические приемы они являются универсальными, так как возможность продемонстрировать образцы разнообразных реплик и выполнять правила диалога в них сочетается с привлечением дошкольников к воспроизведению данных образцов. В беседе педагог:
В трудах Г.М. Кучинского указывается, что формированию диалогической речи служит прием совместного составления детьми рассказа: одни ребенок начинает рассказ, другой его продолжает, третий заканчивает. Дошкольники сами выбирают себе собеседника, договариваются о содержании, об очередности рассказывания. Сюда можно отнести сочинение по сюжетной картинке, по серии сюжетных картин, по набору игрушек. Большую роль в формировании диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня играют дидактические игры или игры с правилами, но только в том случае, если при их организации внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом. Целесообразно организовывать такие игры как на специально организованных занятиях, так и в рамках свободной речевой деятельности. Коллективные речевые занятия способствуют формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Для этого можно использовать задания с разрезными картинками, на составление рассказа по сюжетной картинке, по серии сюжетных картин, по условным схемам, игры с коллективным рисованием по типу «Запомни и нарисуй», а также игра в кругу с мячом «Закончи предложение». Высокую побудительную силу имеет прием драматизации, который можно использовать и при рисовании, и при составлении рассказа по сюжетной картинке. Таким образом, развитие диалогической формы речи имеет большое значение в процессе речевого развития старших дошкольников, однако, коммуникативная деятельность дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня заметно отличается от коммуникативной деятельности их сверстников с нормальным речевым развитием. Это обусловлено специфическими особенностями общения детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, вызванными недоразвитием языковых компонентов. Нарушение речевого развития детей оказывает воздействие на формирование и становление коммуникативной деятельности, как с взрослыми, так и со сверстниками, и речевой деятельнояти в целом. Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи коррекционного обучения и воспитания, а также обеспечиваются условия, способствующие решению данной проблемы. Список использованных источников
|