Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК
Развитие речи у детей
Автор: Гаврилова Екатерина Владимировна   
04.12.2019 15:24

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОКЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК

Гаврилова Екатерина Владимировна, Студентка 5 курса факультета коррекционной психологии и педагогики Шадринского государственного педагогического университета

Проблема формирования диалогической речи детей – это одна из самых актуальных в теории и практике логопедии. Речь, являясь средством общения и показателем мышления, она рождается в процессе общения и развивается в общении.

Психологи (Л. С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Я. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) характеризуют общение как один из важнейших условий развития детей, их личностного формирования, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, ориентированного на познание и оценку самого себя.

 

Диалогическая речь или диалог – первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребностям непосредственного живого общения. Диалог как форма речи, состоит из отдельных высказываний — реплик. Диалог — это цепочка последовательных речевых реакций. И как форма речи, диалог осуществляется в виде беседы двух или нескольких участников речевого общения.

Согласно исследованиям В.В. Ветровой, С.А. Мироновой, детский диалог зачастую появляется не с целью непосредственно самого разговора, и соотносится с потребностями совместной предметной, игровой и продуктивной деятельности.

Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание предмета о котором идёт речь. В диалоге большую роль играют и невербальные компоненты – жесты, мимика, а также средства интонационной выразительности.

Структура диалога допускает грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания, наличие повтора лексических элементов в смежных репликах, употребление стереотипных конструкций разговорного стиля (речевые штаммы). Простейшие формы диалога (например, реплики – высказывания типа утвердительного или отрицательного ответа и т.п.) не требуют построения программы высказывания.

В лингвистике единицей диалога принято считать тематически объединённую цепь реплик, характеризующихся семантической, структурной и смысловой законченностью – «диалогическое единство». Достаточное ( «исчерпывающее») раскрытие темы (предмета речи), смысловая законченность и структурное единство, определяемые адекватным использованием языковых и внеязыковых средств в конкретной ситуации речевого общения, – критерии связности развёрнутой диалогической речи.

В диалоге собеседники демонстрируют осмысленную связь высказываний в совместном рассуждении: связь вопроса и суждения, суждения и императива, вопроса и его оценки.

Диалог возможен лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:

  • психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника и собственное психологическое состояние (общение по принципу «здесь и сейчас», т. е. с учетом чувств, желаний, физического состояния, которые партнеры испытывают в данный конкретный момент)
  • доверие к намерениям собеседника без оценки его личности (принцип доверительности)
  • восприятие собеседника как равного, имеющего право на собственное мнение общественное решение (принцип паритетности)
  • общение должно быть направлено на общие проблемы и нерешенные вопросы (принцип проблематизации)
  • разговор необходимо вести от своего имени, без ссылки на чужое мнение и авторитеты; следует выражать свои истинные чувства и желания (принцип персонифицирования общения).

У многих детей в настоящее время отмечаются те или иные речевые недоразвития. Согласно характеристики, данной Р.Е. Левиной у детей с ОНР III уровня крайне медленно происходит образование и закрепление речевых форм, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве, у них прослеживается стойкое фонетическое недоразвитие, преобладание в речи имен существительных, то еть бедность атрибутивного и предикативного словаря. У детей ОНР снижена речевая активность. В речевое общение они вступают реже ем их сверстники с условно принятой возрастной нормой.

Работа по формированию диалогической формы речи работа основана на исследования общих закономерностей развития детской речи в норме и в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, М.Е. Хватцевым, Р.И. Лалаевой, Е.М. Мастюковой.

Важнейшим условием формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, по мнению А.Г. Рузской, является создание речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

Процесс формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня рекомендуется осуществлять в двух формах: в свободном речевом общении и на специально организованных занятиях. В свободном речевом общении средством формирования диалогической речи выступает неподготовленная беседа, которая может проводиться во время режимных моментов: во время прогулки, в игре и т.д.

Неподготовленной беседой считается лишь для детей, педагогу необходимо всегда быть подготовленным к любому виду общения. Подготовленность педагога заключается в том, что выступая в качестве носителя грамотной разговорной речи, он в каждой стихийно возникающей ситуации общения своей речью обучает воспитанников языку.

На логопедических занятиях по формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня можно использовать сюжетные картинки. Рассматривая сюжетные картинки, дети учатся строить цепочку высказываний, учатся выслушивать речь собеседника, говорить понятно для собеседника, а также отрабатывать произносительные и грамматические навыки, знакомиться с новыми словами.

Именно поэтому беседы во время занятий и разговоры педагогов с детьми рассматриваются как традиционные способы постоянного, ежедневного речевого взаимодействия педагога с детьми.

Мы считаем, что как методические приемы они являются универсальными, так как возможность продемонстрировать образцы разнообразных реплик и выполнять правила диалога в них сочетается с привлечением дошкольников к воспроизведению данных образцов.

В беседе педагог:

  • конкретизирует и систематизирует опыт детей, то есть те представления и знания о жизни людей и природы, которые получены дошкольниками в процессе наблюдений под руководством педагога и в различной деятельности в семье
  • воспитывает у детей правильное отношение к окружающему
  • формирует у детей умение целенаправленно и последовательно излагать свои мысли, не отвлекаясь от темы бьеседы
  • развивает навыки в простой и доступной форме излагать свои мысли.

В трудах Г.М. Кучинского указывается, что формированию диалогической речи служит прием совместного составления детьми рассказа: одни ребенок начинает рассказ, другой его продолжает, третий заканчивает. Дошкольники сами выбирают себе собеседника, договариваются о содержании, об очередности рассказывания. Сюда можно отнести сочинение по сюжетной картинке, по серии сюжетных картин, по набору игрушек.

Большую роль в формировании диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня играют дидактические игры или игры с правилами, но только в том случае, если при их организации внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом. Целесообразно организовывать такие игры как на специально организованных занятиях, так и в рамках свободной речевой деятельности.

Коллективные речевые занятия способствуют формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Для этого можно использовать задания с разрезными картинками, на составление рассказа по сюжетной картинке, по серии сюжетных картин, по условным схемам, игры с коллективным рисованием по типу «Запомни и нарисуй», а также игра в кругу с мячом «Закончи предложение». Высокую побудительную силу имеет прием драматизации, который можно использовать и при рисовании, и при составлении рассказа по сюжетной картинке.

Таким образом, развитие диалогической формы речи имеет большое значение в процессе речевого развития старших дошкольников, однако, коммуникативная деятельность дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня заметно отличается от коммуникативной деятельности их сверстников с нормальным речевым развитием. Это обусловлено специфическими особенностями общения детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, вызванными недоразвитием языковых компонентов. Нарушение речевого развития детей оказывает воздействие на формирование и становление коммуникативной деятельности, как с взрослыми, так и со сверстниками, и речевой деятельнояти в целом.

Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи коррекционного обучения и воспитания, а также обеспечиваются условия, способствующие решению данной проблемы.

Список использованных источников

  1. Арушанова, А.Г. Развитие диалогического общения: Речь и речевое общение детей [Текст]: методическое пособие для воспитателей / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 128с.
  2. Беккер, К. П. Логопедия [Текст] / К.П. Беккер, М. Совак. – М.: Академия, — 2009. – 331 с.
  3. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи [Текст] / Г.А. Волкова. – СЕЮ: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 — 144 с.
  4. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи [Текст] / под ред. Смирновой Т.Н. – М.: Наука, 2010. – 352 с.
  5. Выгoтcкий, Л.C. Мышлeниe и рeчь [Тeкcт] / Л.C. Выгoтcкий. – М.: Лaбиринт, 2010. – 249 c.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год