Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе Тема: Пересказ текста с опорой на серию сюжетных картин «Кормушка» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Коршунова Ольга Александровна | |||
21.09.2019 12:44 | |||
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе Тема: Пересказ текста с опорой на серию сюжетных картин «Кормушка» Автор: учитель – логопед Коршунова Ольга Александровна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 27 «Чебурашка» Оборудование:
Задачи:
Ход образовательной деятельности: 1. Оргмомент. Психогимнастика. Дети лежат на ковре, имитируя сон. Логопед просит: Дети выполняют действия и отвечают: Просыпайтесь. Просыпаюсь. Вытирайтесь. Вытираюсь. Логопед: Что вы сейчас выполняли и называли? Дети: Разные действия. Логопед: А теперь выполните действия в том порядке, в котором я попрошу: - Встаньте за стульями (на ушко говорю каждому ребёнку, кто за которым по порядку стульчиком встаёт- вразброс). - Почему вы сделали такой выбор? Дети: Потому что мы всегда начинаем с левой стороны. Логопед: Сядет тот, кто назовёт зимующую птицу. 2. Объявление темы. Логопед: Мы с вами знаем, что начало и конец есть у любого предмета, расположенного в длину, например у линейки, у полоски … Дети дополняют: у поезда, у дороги, у рядочка, у ленточки… Логопед: А также у любого рассказа и любой истории, надо только суметь в этом разобраться. Сегодня мы с вами представим, что оказались перед экраном телевизора и попробуем составить и рассказать одну очень любопытную историю, которая произошла с такими же ребятами, как и вы. И так включаем телевизор. 3. Работа над серией сюжетных картин. На демонстрационной доске представлены три картины, расположенные вертикально не по порядку. Начинаем выстраивать последовательность событий. Работа с верхней картиной. Беседа по вопросам. Логопед: Кого вы видите на этой картине? Дети предлагают варианты (ребят, детей, учеников, мальчиков и девочек, ребятишек, школьников и т. д.) Логопед: На этой картине зима или осень? Дети: На этой картине зима. Логопед: Дело было в дремучем лесу или в городском парке? Дети: Дело было в городском парке. Логопед: Как вы догадались? Дети: Я вижу дома, скамейку, деревьев мало. Логопед: Что готовят ребята? Дети: Ребята готовят кормушку. Логопед: Для кого эта кормушка? (ответьте целым предложением) Дети: Ребята готовят кормушку для птиц. Логопед: Когда птицам бывает тяжелее: в начале зимы или в конце? Конечно в конце (дети объясняют выбор). «О чём щебечут птички Логопед: Если девчонки и мальчишки заботятся о бедных птичках, значит им этих птиц очень… (жалко). 4. Работа над интонационной выразительностью и распространением фразы: Логопед: Давайте попробуем выразить чувство жалости, играя голоском, разворачивая предложение: Жалко Ребятам стало очень жалко птичек Логопед: и они решили приготовить … (кормушку). - А вот чем можно помочь зимой птицам рассмотрим на примере наших героев. Начинать перечисления будем со слова «можно»: * Можно расчистить кормушку; 5. Пересказ по верхней картинке. Даже по одной картине мы можем придумать примерно вот такую историю. Запоминайте её и готовьтесь пересказать. Ребятам было очень жалко птичек, они решили приготовить кормушку. Смели снег, насыпали зёрнышки, подвесили сало, принесли гроздь рябины. Прошу пересказать двоих- троих детей. 6. Динамическая пауза. На столе стоят ёмкости с кусками хлеба, которые нужно накрошить; семечки с камушками, которые нужно рассортировать; пшенная крупа, которую нужно щепотками разложить по трём тарелочкам в равных пропорциях, стараясь не просыпать; ветки, на которые нужно навесить гроздья рябины. Дети встают парами и выполняют необходимые действия, комментируя их развёрнутыми предложениями. Например: - Я беру кусок чёрного хлеба и крошу его мелкими крошками, чтобы птицам легче было клевать. Работа со второй картиной. Логопед: События происходят в том же самом парке или в другом месте? Почему вы так решили? Дети: Те же самые деревья, дома, та же самая скамейка и кормушка. Логопед: Кто слетелся к кормушке? Дети: К кормушке слетелись птицы. Логопед: Каких зимующих птиц вы узнали? Дети: снегирей, воробьёв, синичек. (Обращаем внимание на проговаривание окончаний существительных). Логопед: А это крупные птицы или мелкие? Дети: Мелкие, маленькие. Логопед: Как по другому называют маленьких птичек? Дети: птахи, пташки, пичужки. Логопед: Была ли готова кормушка к их прилёту? Дети: Нет, на ней лежал снег. Работа с третьей картиной. Логопед: Вы узнаёте это место? Что это? Дети: Это городской парк. Логопед: Что здесь изменилось по сравнению с верхней картиной? Дети: Кормушка расчищена и наполнена кормом. Логопед: Вы узнали наших героев? Почему они притаились? Дети: Они спрятались, чтобы не спугнуть птиц. Логопед: Как вы думаете, довольны ребята своим поступком? Дети: Конечно, они сделали полезное дело. 7. Пальчиковая игра. 8. Ориентировка во временных взаимоотношениях. Логопед: Что было раньше:
дети готовят кормушку. (ответ детей) Что было позже:
птахи клюют корм. (ответ детей) 9. Расстановка картинок по порядку и определение начала рассказа. После подробного анализа картин дети легко расставляют их в нужной последовательности. Логопед: Ну, вот теперь всё встало на свои места и у нашей истории появился благополучный конец, но пока не хватает самого начала. Я вам хочу предложить три начала, а вы сами выберите, которое подходит для нашей истории:
10. Рассказ логопеда по памяти. Логопед: Сейчас я вам расскажу эту историю, а вы постарайтесь запомнить её и пересказать, опираясь на картины нашего экрана. «Дело было в конце зимы. Корма для птиц почти не осталось. Бедные птахи слетелись к кормушке, а там лежал снег. Ребятам стало жалко птичек, и они решили приготовить кормушку. Смели снег, посыпали зёрнышки, подвесили сало, принесли гроздь рябины. Когда всё было готово, птички снова слетелись к кормушке. Ребята были очень довольны!» 11. Рассказы детей. 12. Итог занятия. Приём: «Скажи наоборот». Логопед: Наша история получилась злая? Дети: Добрая. Логопед: вредная? Дети: полезная. Логопед: грустная? Дети: забавная, любопытная. Детям вручаются медальки с изображением зимующих птиц.
|