Педагогическая статья на тему: «Профилактика дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Нестерова Татьяна Васильевна | |||
14.05.2015 08:31 | |||
Педагогическая статья на тему: «Профилактика дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». Автор: Нестерова Татьяна Васильевна, воспитатель ВКК, ГБДОУ детский сад №26 компенсирующего вида Московского района. Санкт-Петербург 2015 год. Огромное значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета. Формирование количественных и пространственных представлений является важным условием полноценного развития ребенка на всех этапах дошкольного детства.
Работая много лет с детьми, я столкнулась с проблемой, что у детей с общим недоразвитием речи значительно осложнен процесс обучения математики; основные ошибки при выполнении математических заданий допускаются из-за неумения осуществлять самоконтроль, пояснять свои действия, включать математические термины в речевое высказывание. Специфика патологии развития детей с речевыми нарушениями отражается на качестве усвоения ими математических знаний, приобретения умений и навыков. Именно профилактика нарушений счетной деятельности (дискалькулии) у старших дошкольников стала одним из направлений моей работы. Это обусловлено, во- первых, моим личным интересом к проблеме, во – вторых, желанием дать качественные математические знания детям своей группы, в третьих, работая много лет в ГБДОУ №26 коррекционном учреждении, где задачи по коррекции стоят на первом месте. Дискалькулия часто проявляется у детей с нарушениями речевого развития и сопровождается нарушениями в формировании гнозо-праксических функций, мыслительных операций, памяти и внимания. Исследование речевых и неречевых психических функций у дошкольников с ОНР показывает, что у них недостаточно сформированы многие процессы, обеспечивающие овладение элементарной математической деятельностью. В связи с этим актуальной является проблема профилактики и коррекции дискалькулии в дошкольном возрасте. Дискалькулия – специфическое нарушение счетной деятельности. Она проявляется у детей в целом комплексе симптомов, важнейшими из которых являются:
Классификация дискалькулий. 1. Вербальная дискалькулия: нарушено словесное обозначение математических понятий, восприятия формы, величины; не сформированы количественные представления; имеет место непонимание связи цифр, обозначающих число, с его вербальным обозначением. 2. Практогностическая дискалькулия: имеется расстройство системы счисления конкретных предметов и их символов; нарушена зрительно- двигательная координация. 3. Дислексическая дискалькулия: нарушено чтение математических знаков; не сформированы представления об образе математических знаков. 4. Графическая дискалькулия: нарушена запись математических знаков и воспроизведение геометрических фигур, ручная моторика. 5. Операциональная дискалькулия: имеет место непонимание математической терминологии, текстов задач; не сформированы логические, математические операции. Профилактика дискалькулии.
Формирование речевых предпосылок овладения математическими знаниями, умениями и навыками – важное направление работы при профилактике дискалькулии. Коррекция осуществляется путём расширения словарного запаса детей параллельно с обучением математическим терминам, их значениям и правильному употреблению. Она выстроена по принципу доступности — от простого к сложному и осуществляется по этапам, которые тесно связаны и взаимообусловлены. Задачи первого этапа коррекционной работы по профилактике дискалькулии у дошкольников. Учить детей понимать речевые конструкции и обобщающие слова, употребляемые взрослым в процессе показа действий математического содержания, в соответствии с возрастными нормами и программными требованиями. Развивать диалогическую речь детей в процессе выполнения ими математических заданий, умение задавать вопросы и отвечать на них, понимать вопросы типа: «Чего больше (меньше)?», осознанно использовать в ответах слова больше, меньше, поровну. Учить детей презентовать результаты практической деятельности в речевой форме; развивать коммуникативную функцию речи, связную речь детей. Развивать словарный запас детей, вводя в их лексический оборот слова много — мало, один – ни одного – по одному; поровну, меньше – больше; сколько, столько же; круг, квадрат, треугольник, шар, куб; вперед – назад, вверх – вниз, справа – слева, а также обобщающие понятия по родовидовому и качественному признакам (форма, цвет, величина). Развивать лексико – грамматический строй речи детей: учить образовывать множественное число существительных (гриб – грибы); согласовывать числительное с существительным (один гриб, одна морковь, одно яблоко); согласовывать прилагательное с существительным в роде (красный дом, красная лента, красное платье); в числе (большой кубик – большие кубики); добиваться активного овладения детьми грамматическими формами единственного и множественного числа разных частей речи. Учить детей сравнивать количество предметов в двух группах, используя приемы наложения и приложения. Учить детей уравнивать количество предметов в двух группах двумя способами: добавляя предметы в меньшую или убирая их из большей. Учить сравнивать предметы по размеру и выражать результат сравнения словами. Распознавать и называть круг, квадрат, треугольник. Осуществлять простейшую ориентировку в пространстве. Развивать слуховое внимание, зрительную память и чувство ритма. Развивать ручную моторику (пальчиковая гимнастика). Задачи второго этапа коррекционной работы по профилактике дискалькулии у дошкольников. Продолжать развивать диалогическую речь детей в процессе выполнения математических заданий, умение задавать вопросы и отвечать на них: «Сколько у тебя? У тебя больше, чем у меня. У тебя три». Учить употреблять в речи числительные. Расширять словарный запас детей: числительные до пяти; больше (меньше) на один; больше (меньше), чем…; высокий – низкий и т.д.; овал, прямоугольник, трапеция, цилиндр; направления движения. Расширять их антонимический словарь. Развивать коммуникативную функцию речи детей, связную речь. Продолжать развивать лексико-грамматический строй речи детей: образование множественного числа существительного (гриб – грибы); согласование существительного с числительным в роде, числе и падеже (одна машина – нет одной машины, один мяч – нет одного мяча). Учить детей обозначать количество цифрой и записывать число. Развивать слуховое восприятие детей, учить их считать звуки и движения. Добиваться усвоения детьми количественного и порядкового счета в пределах пяти с опорой на наглядный материал. Учить детей сравнивать числа на основе сопоставления соответствующих групп предметов (четыре больше, чем три). Учить детей сравнивать предметы по размеру, упорядочивать группы предметов по размеру. Учить детей распознавать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и уметь изображать их. Развивать у детей конструктивный праксис. Развивать ручную моторику детей (пальчиковая гимнастика, массаж с использованием природного материала), их зрительно – двигательную координацию. Продолжать учить детей дифференцировать пространственные представления. Учить детей воспринимать и воспроизводить ритмические рисунки. Задачи третьего этапа коррекционной работы по профилактике дискалькулии у дошкольников. Знакомить детей с арифметически выражениями, продолжать учить их оформлять результаты практической деятельности в речевой форме. Учить детей понимать условие задачи и ее вопрос. Учить их сравнивать содержание задачи с рассказом, находить отличия. Учить составлять задачи. Продолжать расширять словарный запас детей: числительные до десяти, количественный и порядковый счет в пределах десяти; предыдущее число – последующее число, …по счету; многоугольник; названия дней недели, месяцев, частей суток, времен года; математические знаки плюс, минус, равно. Учить детей использовать грамматические конструкции: широкая, шире, еще шире и самая широкая и т. п. Развивать активный и пассивный словарь детей. Продолжать развивать лексико – грамматический строй речи: учить согласовывать порядковые числительные с существительными в роде, числе и падеже (пятое яблоко, пятая конфета, нет пятого автобуса). Развивать слуховое восприятие: считать звуки, движения, определять направление звука, различать детей по голосу и т.д. Учить детей использовать количественный порядковый счет в пределах десяти (в прямом и обратном порядке), а также начинать счет с любого числа числового ряда и заканчивать любым числом. Учить детей сравнивать рядом стоящие числа в пределах десяти (на наглядной основе), понимать отношение между соседними числами и знать состав чисел (из двух меньших и отдельных единиц в пределах десяти). Учить детей измерять и сравнивать размеры предметов (длину, ширину, высоту) с помощью условной мерки. Учить детей способам математической записи. Учить детей делить простейшие геометрические фигуры на две и четыре равные части, понимать отношения между целым и частью. Учить детей разбивать геометрические фигуры на части и составлять из нескольких фигур одну большую. Учить детей узнавать в предметах форму геометрических фигур. Учить детей ориентироваться в пространстве и на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, над, под), а также употреблять предлоги. Учить детей правильно использовать и называть цифры от 0 до 9, математические знаки. Учить детей распознавать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, многоугольник) и изображать их. Развивать ручную моторику детей (пальчиковая гимнастика, массаж с использованием природного материала, игры для развития мелкой моторики и т. п.). Развивать у детей слуховую и зрительную память. Учить их воспринимать и воспроизводить ритмические рисунки. Коррекционная работа по профилактике дискалькулии проводиться в процессе ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста, т.е. преимущественно в игровой деятельности. Благодаря использованию математических игр процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала ребёнка. У меня возникла потребность в создании игр и упражнений по профилактике нарушений счетных операций у детей старшего дошкольного возраста. Математические игры помогают решать задачи общеобразовательной и коррекционной программы, вызывают у детей интерес и совершенствуют память, внимание, воображение, восприятие, логическое и творческое мышление, речь. Для этого мною в группе создана предметно — развивающая среда. Среда стимулирует активность детей, обеспечивает эмоциональное благополучие и комфорт каждому ребёнку. Для того чтобы дети проявляли самостоятельность в выборе математических игр, исходя из потребностей и интересов каждого ребёнка, организовала уголок занимательных математических игр, в который внесла игры по профилактике дискалькулии. Игровые задания подбираю таким образом, чтобы постепенно в процессе обучения умения, знания и понятия ребенка становились прочными, систематизировались, а затем проявлялись в более сложной, четко определенной структуре элементарных математических умений и навыков. Осуществляя принцип деятельности, старалась каждую игру или игровое задание вводить не в готовом виде, а через процесс самостоятельного «открытия» ребёнком особенностей и свойств изучаемых предметов и явлений. Игровые упражнения коррекционной работы по профилактике вербальной дискалькулии
по профилактике практогностической дискалькулии:
Работа с пособием «Игры и логические упражнения с цифрами». «Запомни и нарисуй», «Обведи кружком». «Четвертый лишний».
«Найди цифру среди других графических знаков (букв)». «Напиши цифру» (перевод слухового образа в графический). «Чем похожи и чем различаются цифры». Напиши соседей числа. Различение правильно написанных цифр при зеркальном расположении элементов. Работа с пособием «Игры и логические упражнения с цифрами». «Нарисуй нужное количество цифр и назови их» по профилактике графической дискалькулии:
Работа с пособием «Игры и логические упражнения с цифрами». Работа в тетрадях в крупную клетку по словесной инструкции.
«Понимание текста со скрытым смыслом»; «Чем отличается задача от рассказа?». «Какой месяц лишний?». Игры во времена года. «Вчера, сегодня, завтра».
Профилактика дискалькулии предполагает и учет психотерапевтический эффекта коррекционного воздействия. В связи с этим свою работу с детьми дошкольного возраста по профилактике дискалькулии, я строила на основе дидактических принципов. Одним из ведущих, является принцип психологической комфортности, поэтому создавала особую предметно–развивающую среду, обеспечивающую эмоционально комфортные условия для образовательного процесса. При создании технологии профилактики дискалькулии у дошкольников с ОНР строю свою работу, основываясь на комплексном подходе. Математическое развитие проводится:
- во время индивидуальной работы с детьми из группы риска по дискалькулии. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что работа по профилактике дискалькулии у дошкольников с ОНР основывается на комплексном подходе. Такой подход предполагает интеграцию счетной деятельности во взаимосвязи с коррекционной работой по различным направлениям: развитие и коррекция речи, игровая деятельность, изобразительная, конструктивная, трудовая, музыкальная, и др. Уважаемые коллеги, используйте в своей работе игры направленные на профилактику всех видов дискалькулии потому что, математические знания очень важны для человека, а потому запускать дискалькулию нельзя. Ребенку, которому вовремя или вообще не оказали помощь, будет трудно приспособиться к жизни в современном обществе. Список литературы.
|