Риторика как технология развития речи дошкольников. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Куашева Татьяна Александровна | |||
09.05.2019 09:22 | |||
Риторика как технология развития речи дошкольников. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования устанавливает новые требования к развитию личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие. В стандарте перед областью речевого развития поставлены конкретные задачи: «владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы». В действительности же задачи по развитию речи детей реализуют все образовательные области. И социально – коммуникативное развитие включает в себя такую задачу как «развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками», а «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные» вообще невозможно исключить из процесса коммуникации, невозможно без формирования речевых умений. И область познавательного развития: «формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира; представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках». Область художественно – эстетического развития: «становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений». Все образовательные области работают над формированием и развитием речи воспитанников.
И если для образовательной области «Речевое развитие» формирование речевых умений и навыков общения являются предметным содержанием, то для других областей они же являются скорее инструментом, способствующим овладению знаниями общепринятых норм и ценностей, моральных и нравственных, формированию познавательных действий, становления эстетического отношения к окружающему миру и т.д. Таким образом, становится видно, что сформированные коммуникативные навыки, помогут воспитанниками овладеть предметными знаниями, разовьют способность управлять собственным словом, мыслью, устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми, создадут благоприятную почву для последующей самореализации личности. Поэтому «Риторика» как одна из форм непрерывной образовательной деятельности должна иметь место в жизни воспитанников детского образовательного учреждения. В детский сад приходят малыши с разным эмоциональным восприятием окружающего мира и навыками коммуникативного общения. Поэтому тренинги по риторике в этот период времени очень важны для их дальнейшего развития. Если упустить момент, не дав ребенку возможность вовремя раскрыть свой речевой потенциал, в будущем у него могут возникнуть более серьезные проблемы с коммуникацией. Развитие речи — это составная часть риторики, ее малая частица. Это сочинение, пополнение словарного запаса, это обучение всем видам пересказов, обучение составлению планов. Но ведь дети могут больше? И где же, как не в дошкольном возрасте начинать обучать их мышлению, размышлению, выражению собственных мыслей? Но ведь и мыслить, надо научить. Риторика хороша тем, что она не замыкается в едином предмете, это интегративная дисциплина. Она учит творчеству, учит словесному выражению своих мыслей, учит психологии и этике общения. К старшему дошкольному возрасту в основном заканчивается основной этап речевого развития, у ребенка уже накоплен достаточный словарь, сформированы основные грамматические умения и навыки, развита связная речь, сформирована звуковая сторона речи, поэтому обучение риторике следует начинать со старшего дошкольного возраста. Но в младшем и среднем дошкольном возрасте должна проводится большая предварительная работа, которая включает в себя пропедевтику коммуникативных качеств хорошей речи, развитие общих представлений о видах речевой деятельности и формирование культуры речевого общения. Однако современная педагогическая наука предлагает шагнуть дальше и рассмотреть технологию риторизации, которая направлена на развитие коммуникативных действий. Как и любая другая данная технология ориентирована на достижения результата с помощью дидактических приемов. М.С. Минеева дала определение риторизации: «Риторизация – это механизм (процесс) переосмысления предмета и способов его преподавания, переосмысление образовательного процесса как полноценного диалогового общения по канонам риторики». Сама же риторика по мысли М.С. Минеевой – «…это наука, изучающая такую деятельность, которая существует в виде диалога, осуществляется в ходе замысливания, исполнения и рефлексии, может быть специфически организованной или сопровождать игру, познание, труд, общение (виды человеческой жизнедеятельности), обладать особенностями (существовать в виде текстов – жанров) в конкретных условиях публичного общения». Ученые В.И. Аннушкин, С.Ф. Иванова, Т.А. Ладыженская, А.К. Михальская и др. «…пытаются доказать жизненную необходимость риторического подхода в концепции гуманитарного образования, обосновывая свою позицию тем, что риторизация создает условия для качественной и содержательной речи, обогащая внутренний мир, оказывая влияние на духовное становление личности ребенка» (И. В. Коровайко). «Уникальность же науки риторики заключается в том, что благодаря ее содержанию выработаны способы деятельности, которые позволяют человеку на протяжении веков осваивать приемы, помогающие понимать другого человека и эффективно взаимодействовать. Таким образом, риторические способы деятельности можно использовать и для решения дидактических задач» (Е. В. Никульченкова). В данной статье предлагаю рассмотреть некоторые компоненты и приемы технологии риторизации. Цель риторизации – образование и воспитание личности творческой, духовной, обладающей коммуникативной, регулятивной и познавательной компетенцией. Применяя технологию на практике можно решить следующие задачи:
Вот основные риторические приемы:
- формирования умения управлять своим голосом.
В результате использования данных технологических приемов у детей формируются следующие речевые умения:
Таким образом, коммуникативную компетенцию возможно формировать с помощью приемов, которые предлагает технология риторизации. Приемы этой технологии обеспечивают пропедевтику речевого искусства и умения анализировать любую речевую ситуацию, а значит, и использовать это умение в бытовых ситуациях. Использованная литература
|