«СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Поварго Елена Николаевна | |||
27.04.2019 21:44 | |||
«СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР» Опыт моей работы в группах младшего дошкольного возраста, наблюдения показывают, что дети испытывают большие затруднения в формировании связной речи. Работу по развитию связной речи я проводила по двум направлениям: работа с детьми и работа с родителями. Работа с детьми включала в себя:
образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения», дидактические игры объединяла единой лексической темой, при этом организовывала деятельность через ознакомление с содержанием и правилами игры, ее ходом действия, через наглядный пример того, как нужно играть. Заканчивала каждую игру подведением ее итогов, а само занятие общим анализом, который позволял выявить индивидуальные характеристики детей.
В первом случае для повышения у детей интереса к занятию использовала разнообразные игровые приёмы, создавала игровую ситуацию, вносила элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетала с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр – занятий не только передавала определённые знания, формировала представления, но и учила детей играть. Важным, считала создание условий для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры. Во время игры старалась наладить вербальное общение детей между собой и со мной, пополнить вербальный словарь, выработать скорость и четкость речи. Продолжала игру, пока дети еще заинтересованы в ней и с удовольствием выполняли поставленные цели. Однако, на каждую игру все-таки предусматривала отведение определенного времени, в соответствии с планом занятий. Старалась придерживаться плана, даже если дети разыгрались и пытаются поиграть еще. Самостоятельную игровую деятельность организовывала лишь в том случае, если дети проявляли интерес к игре, её правилам и действиям, если эти правила ими были усвоены. Одновременно являлась и организатором и участником в игре. В начале игры заинтересовывала детей далее давала объяснение, а затем побуждала детей к выполнению необходимых действий. В процессе игры контролировала, чтобы в игре выполнялись поставленные задачи, заранее заботилась об усложнении игр, расширении их вариантности. Работа с родителями включала в себя:
Проводила игры с предметами – игры, в которых использовала в качестве дидактического объекта игрушки и реальные предметы. Цель: совершенствовать умение называть предметы, их изображения, сопровождать речью свои действия с ними, их качества, назначение; побуждать к участию в рассказе-образце, ответам на вопросы. Ценность этих игр видела в том, что с их помощью дети знакомились со свойствами предметов, величиной, цветом, одновременно развивая связную речь. В таких играх использовала дидактические игрушки (мозаику, кубики), реальные предметы, разнообразный природный материал (листья, плоды, семена). Бессюжетные игрушки использовала для закрепления знаний о свойствах и качествах предметов (размер, количество, цвет, форма). В процессе игр-занятий использовала интерпретации общеизвестных дидактических игр, обеспечивая смену наглядности с учетом лексической темы. При организации совместных игр особое внимание уделяла играм-поручениям, основанным на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, составлять, разъединять, соединять, нанизывать и тому подобное, играм с отыскиванием предметов. Их особенностью являлось неожиданное появление и исчезновение предметов. Наиболее продуктивным оказалось использование таких игр: «Назови ласково» Цель: активизация ласкательных существительных, «Разложи картинки» Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их, «Опиши игрушку» Цель: Формировать умение высказываться об игрушках, их изображениях. Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые признаки предметов и расширяя их. «Угадай игрушку» Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его описание, «Чудесный мешочек» Цель: ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам, «Где что можно делать» Цель: Использовать в речи глаголы. Игры с природным материалом организовывала во время прогулок. Они способствовали закреплению знаний о природе, формированию и развитию мыслительных процессов (анализа, синтеза, классификации), воспитанию бережного отношения к природе Наряду со стандартными дидактическими играми использовала авторскую игру «Прятки. Цель игры: формировать умение задавать вопросы, участвовать во внеситуативном диалоге; поощрять желание сопровождать речью свои действия при поиске предмета, ориентируясь на его основные признаки, группировке предметов по заданному признаку. Изготовленная из простых материалов, эстетически оформленная, игра позволяла включить зрительный, тактильный анализаторы при выполнении задания, что сопутствовало более успешному его выполнению. Подводя итоги игры с детьми младшего возраста, как правило, отмечала только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указать конкретно что), убрали на место игрушки. Старалась у маленьких детей создавать интерес к новым играм: "Сегодня мы хорошо играли в "чудесный мешочек". А в следующий раз в мешочке будут другие игрушки. И мы их будет отгадывать". Интерес к игре усиливался, если в продолжение игры оставляла детям поиграть с теми игрушками, которые находились в мешочке, о которых рассказывали дети во время игры. Для родителей была организована выставка дидактических игр с предметами «Дидактические игры своими руками», разработана памятка «Какие дидактические игры прячутся на вашей кухне?» (Приложение 3), в рамках Дня открытых дверей было организовано проведение совместных дидактических игр во вторую половину дня «С мамой играем — речь развиваем». В занятия часто включала настольно-печатные игры – игры, в использовании которых предусматривала действия не с предметами, а с их изображениями. Так как эти игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению (парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы), то они помогали уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. При организации настольно-печатных игр условно разделила их по группах по выполнению игровых действий: отбор картинок по сходству (некоторые виды лото, парные картинки), отбор карточек-картинок во время очередного хода (домино), составление целого из частей (разрезные картинки, кубики). Первоначально я старалась ознакомить детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре через показ предметов, картинок, краткую беседу, в ходе которой уточняла знания и представления детей о них. Далее давала объяснение хода и правил игры. При этом обращала внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил, что они запрещают, разрешают, предписывают. Следующим шел показ игровых действий, в процессе которого учила детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза). После того, как дети усвоили правила игры, брала на себя роли болельщика или арбитра, наблюдая и руководя игрой косвенно. Подводя итоги игры – отмечала личные результаты каждого игрока, отмечая одновременно, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. Благодаря таким действиям дети уточняли свои представления, систематизировали знания об окружающем мире, развивали мыслительные процессы и операции, пространственные ориентации, смекалку, внимание, формировали организаторские умения. Часто использовала такие известные игры «Угостим зверюшек», «Что спрятано?», «Парные картинки», «Что нужно кукле?», «Кому что нужно для работы?», «Кто чем защищается?», «Лото». Такие игры как, «Какой, какая, какое?», «Один — одна — одно», «Ответь на вопрос», «Разложи картинки». Игры «Что это?», «Игра в загадки», «Обобщения», «Назови одним словом», «Третий лишний» применяла при отработке и закреплении обобщающих понятий. Эти игры предполагали активный поиск слова и понимание его значения. Такие игры как «Чьи детки?», «Рыбы, звери, птицы», «Сложи животное», «Угадай, что это?», «Овощи», «Разное значение», «Наведи порядок» включала в занятия для закрепления в активном словаре детей существительных в соответствии с лексическими темами. Создание и приобретение настольно-печатных игр требует достаточно большого количества наглядного материала, поэтому старалась привлекать родителей к его поиску и изготовлению. Так в рамках мастер класса «Как рождается дидактическая игра?» родителями изготовлены карточки для игры «Разрезные картинки», «Парочки», «Лото» по всем лексическим темам. Проведенная совместно с детьми и родителями «Ярмарка дидактических игр» способствовала расширению количества настольно-печатных игр и распространению положительного семейного опыта их применения в быту. Словесные дидактические игр чаще всего использовала на прогулке, строила с опорой на словах и действиях играющих. Обязательное условие проведения этих игр – наличие речи (монологической, диалогической). Из своей практики могу отметить, что словесные игры являются для младших дошкольников самыми сложными, поскольку заставляют детей оперировать представлениями, мыслить о вещах, с которыми в данное время они не действуют, использовать приобретенные знания в новых ситуациях и связях. В младшем дошкольном возрасте эти игры направляла на развитие речи, уточнение и закрепление словарного запаса, формирование умения считать, ориентироваться в пространстве. Как правило, давала задание дошкольникам описывать предметы, отгадывать их по описанию, по признакам сходства и различия, группировать по свойствам, находить алогизмы в суждениях, придумывать собственные рассказы. В своей практике при организации словесных игр на занятиях чаще всего использовала игры-путешествия. В них можно отразить реальные факты и события из необычного: простое — через загадочное, сложное — через преодолимое, необходимое — через интересное. Предлагая ребятам сюжет путешествия (в сказочное место, преодоление пространства и времени, путешествие мысли, воображения) старалась усилить впечатление, придать познавательное содержание, сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что существует рядом, но они этого не замечают. Использовала и игры-предположения. Их игровое задание выражала в названиях: «Что было бы.?», «Что бы я сделал, если бы...?» и др. Этим побуждала детей к осмыслению следующего шага, что требовало умения сопоставлять знания с обстоятельствами или предложенными условиями, устанавливать причинные связи, активной работы воображения. Для развития способности у детей к анализу, обобщению, формированию умения рассуждать, делать выводы использовала игры-загадки. В таких играх давала возможность детям самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи и высказать свое мнение: описать предметы, выделяя характерные их признаки, отгадать их по описанию, найти сходства и различия и т.д. Для общения с детьми, детей между собой, проводила игры-беседы. Такие игры способствовали активизации эмоционально-мыслительных процессов (единства слова, действия, мысли, воображения детей), воспитанию умения слушать и слышать вопросы воспитателя, вопросы и ответы детей, умению сосредоточивать внимание на содержании разговора, высказывать суждения. Для родителей проведена серия консультаций «Игры по дороге» в которую вошли следующие темы: «Игры по дороге в детский сад.», «Игры за окном автомобиля», «Каждое слово может стать Игрой», что позволило повысить уровень педагогической компетентности родителей использовании дидактических игр для развития связной речи детей. Мониторинг по речевому развитию воспитанников 1 младшей группы показал положительную динамику в развитии связной речи детей. Так, к концу года дети свободно могли задавать вопросы об игрушках и знакомых предметах, их изображениях на картинках. Детям не составляло труда поддержать диалог на темы из личного опыта, из жизни близких людей. В разговорной речи дети использовали фразы из 3-5 слов. Дети спокойно устанавливали речевые контакты, обращались друг к другу с просьбой, предложением. На итоговом празднике «В гостях у Говоруши» дети продемонстрировали умения рассказывать небольшие стихотворения, потешки. 86% воспитанников активно участвовали в играх, где необходимо договорить фразу, добавить слово по образцу. Умение варьировать интонацией, голосом способствало эмоциональной окраске праздника. Это свидетельство того, что дидактические игры положительно влияют на развитие связной речи детей.
|