Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Шааб Татьяна Владимировна | |||
26.02.2019 20:12 | |||
Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе Уровень речевого развития ребёнка можно назвать одним из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе, поскольку речь служит средством не только приёма и переработки информации, но и совершенствования процесса мышления. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться о совместной деятельности. Вряд ли кто из родителей может забыть первые слова своего ребёнка! Ведь их с нетерпением ждут. Несовершенные, смешные, сотворённые самими малышами, они так дороги родителям, бабушкам, дедушкам. Овладевая речью, малыш какое-то время говорит неправильно – это закономерное, так называемое физиологическое косноязычие. Но всему своё время и своя мера. Когда смешно выговаривает слова маленький ребёнок, нас это не волнует, а даже умиляет. Когда же плохо говорит школьник – это уже серьёзная причина для беспокойства. И вот в жизни вчерашнего крохи настал важнейший этап, от которого будет зависеть всё его дальнейшее развитие.
Речь не является врождённой способностью, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребёнок сам постепенно овладевает правильным произношением, — глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотёком, без должного внимания со стороны родителей, поэтому значительное число детей школьного возраста имеет те или иные недочёты произношения. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Другим условием становления звукопроизношения является правильное дыхание. От того, правильно дышит ребёнок или нет, зависит его физическое и интеллектуальное развитие. Почему вредно дышать через рот? Во-первых, воздуха в лёгкие поступает значительно меньше, работать будут лишь их верхние отделы, значит, организм получит меньше кислорода. Во-вторых, изменяется голос, нарушается речь, ребёнок начинает говорить гнусаво, монотонно. Неправильное дыхание сказывается и на зубах: они постепенно искривляются, может начаться кариес. Если вы заметили, что ваш ребёнок, занимаясь своими делами, держит рот открытым или спит с открытым ртом, если губы у него постоянно обветрены – это первые симптомы того, что он привыкает дышать неправильно. А поэтому, я советую вам обязательно проконсультироваться у отоларинголога перед школой. Чтобы воспользоваться тем или иным советом, нужно очень внимательно наблюдать за своим ребёнком, пытаться понять его интересы, знать его характер. А главное – руководствоваться принципом «Не навреди». Обычно решающим аргументом при записи детей в школу становится знание букв: если ребёнок читает, значит, готов к школе. На самом же деле, дорос ли ребёнок или нет до серьёзных систематических занятий, мы можем судить по многим факторам. Я остановлюсь лишь на некоторых из них:
Если у ребёнка в 6-6, 5 года есть все перечисленные навыки, он может справиться с требованиями школьной программы. Если навыков нет, не спешите отдавать его в школу – он к ней пока не готов. Основная задача дошкольного воспитания — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи ребенка, чтобы начать как можно раньше логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат. Ведь возможность говорить, общаться – это удивительный дар природы. На формирование речи природа отвела всего 9 лет (с1 до 9). После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. Если в этот период ребёнок не заговорит, то в дальнейшем у него этой возможности не будет. Для того, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе, необходимо:
У детей 6–7 лет должны быть сформированы навыки связной речи. Дошкольник должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Начинать развивать связную речь лучше всего с пересказа. Через пересказ дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, овладевают родным языком. Затем следует обучать ребенка составлению описательного рассказа. Хорошим стимулом может стать игрушка. После освоения рассказа — описания можно перейти к составлению небольших сюжетных рассказов по серии картинок, по одной картине. Обучение рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого развития ребенка. Речь ребёнка — важная черта его личности. От её развития зависит, каким он вырастет. И пусть речь будет правильной, красивой и совершенной. Таким образом, систематическая комплексная работа по развитию речи детей дошкольного возраста, позволит качественно подготовить воспитанников к обучению в школе.
|