Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе
Развитие речи у детей
Автор: Шааб Татьяна Владимировна   
26.02.2019 20:12

Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школеУровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе

Уровень речевого развития ребёнка можно назвать одним из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе, поскольку речь служит средством не только приёма и переработки информации, но и совершенствования процесса мышления. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться о совместной деятельности.

Вряд ли кто из родителей может забыть первые слова своего ребёнка! Ведь их с нетерпением ждут. Несовершенные, смешные, сотворённые самими малышами, они так дороги родителям, бабушкам, дедушкам. Овладевая речью, малыш какое-то время говорит неправильно – это закономерное, так называемое физиологическое косноязычие. Но всему своё время и своя мера. Когда смешно выговаривает слова маленький ребёнок, нас это не волнует, а даже умиляет. Когда же плохо говорит школьник – это уже серьёзная причина для беспокойства. И вот в жизни вчерашнего крохи настал важнейший этап, от которого будет зависеть всё его дальнейшее развитие.

 

Речь не является врождённой способностью, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих причин.

Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребёнок сам постепенно овладевает правильным произношением, — глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотёком, без должного внимания со стороны родителей, поэтому значительное число детей школьного возраста имеет те или иные недочёты произношения. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.

Другим условием становления звукопроизношения является правильное дыхание. От того, правильно дышит ребёнок или нет, зависит его физическое и интеллектуальное развитие. Почему вредно дышать через рот?

Во-первых, воздуха в лёгкие поступает значительно меньше, работать будут лишь их верхние отделы, значит, организм получит меньше кислорода.

Во-вторых, изменяется голос, нарушается речь, ребёнок начинает говорить гнусаво, монотонно. Неправильное дыхание сказывается и на зубах: они постепенно искривляются, может начаться кариес. Если вы заметили, что ваш ребёнок, занимаясь своими делами, держит рот открытым или спит с открытым ртом, если губы у него постоянно обветрены – это первые симптомы того, что он привыкает дышать неправильно. А поэтому, я советую вам обязательно проконсультироваться у отоларинголога перед школой.

Чтобы воспользоваться тем или иным советом, нужно очень внимательно наблюдать за своим ребёнком, пытаться понять его интересы, знать его характер. А главное – руководствоваться принципом «Не навреди».

Обычно решающим аргументом при записи детей в школу становится знание букв: если ребёнок читает, значит, готов к школе. На самом же деле, дорос ли ребёнок или нет до серьёзных систематических занятий, мы можем судить по многим факторам. Я остановлюсь лишь на некоторых из них:

  • может подчиняться требованиям учителя работать по правилам и контролировать свои действия?
  • имеет ли элементарный запас сведений об окружающем мире, о себе, о своей семье, быте и умение пользоваться ими?
  • умеет ли самостоятельно рассказать знакомую сказку, составить связный рассказ по картинке, овладение звуковой стороной речи. По тому, как ребёнок рассказывает, можно оценить умение согласовывать слова, правильно строить предложение, а также логику рассказа
  • достаточно ли развит фонематический слух – способность различать звуки родного языка в составе слова? Это можно выяснить, поиграв с ним в игру «Назови лишнее слово» и «Назови звуки»
  • хорошо ли ориентируется в пространстве?
  • обратите внимание, как ребёнок владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры.

Если у ребёнка в 6-6, 5 года есть все перечисленные навыки, он может справиться с требованиями школьной программы. Если навыков нет, не спешите отдавать его в школу – он к ней пока не готов.

Основная задача дошкольного воспитания — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи ребенка, чтобы начать как можно раньше логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат. Ведь возможность говорить, общаться – это удивительный дар природы. На формирование речи природа отвела всего 9 лет (с1 до 9). После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. Если в этот период ребёнок не заговорит, то в дальнейшем у него этой возможности не будет.

Для того, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе, необходимо:

  • создать условия, благоприятные для общего и речевого развития детей
  • проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
  • не ругать ребенка за неправильную речь
  • ненавязчиво исправлять неправильное произношение
  • не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов
  • осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами
  • учитывать важность речевого окружения ребенка
  • не думать, что с возрастом недостатки речи исправятся сами собой
  • речь взрослых должна быть четкой, ясной, грамотной
  • взрослым необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей и развитию связной речи.

У детей 6–7 лет должны быть сформированы навыки связной речи. Дошкольник должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Начинать развивать связную речь лучше всего с пересказа. Через пересказ дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, овладевают родным языком. Затем следует обучать ребенка составлению описательного рассказа. Хорошим стимулом может стать игрушка.

После освоения рассказа — описания можно перейти к составлению небольших сюжетных рассказов по серии картинок, по одной картине. Обучение рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого развития ребенка.

Речь ребёнка — важная черта его личности. От её развития зависит, каким он вырастет. И пусть речь будет правильной, красивой и совершенной.

Таким образом, систематическая комплексная работа по развитию речи детей дошкольного возраста, позволит качественно подготовить воспитанников к обучению в школе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год