Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме «Заучивание стихотворения М. Познанской «Снеговик» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Абушахманова Екатерина Олеговна, Новицкая Татьяна Сергеевна, | |||
22.01.2019 17:20 | |||
Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме «Заучивание стихотворения М. Познанской «Снеговик» Составители:
Пояснительная записка Современное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования речи у детей, а её недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Развитие связной речи является первым и важным условием полноценного развития ребенка и в дальнейшем успешного обучения в школе. Заучивание стихотворений является одним из компонентов не только речевого развития, но и является одним из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Заучивание стихотворений включает в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение, то есть чтение стихотворения наизусть. Воспроизведение поэтического текста зависит от того, насколько глубоко и полно ребенок поймет произведение, прочувствует его. В то же время выразительное чтение – самостоятельная, сложная художественная деятельность, в процессе которой развиваются способности ребенка.
Задача подготовить ребенка к восприятию стихотворения, прочитать стихотворение так, чтобы дети их почувствовали и поняли, представляет для педагога известную сложность. Чтобы достигнуть эффективных результатов, мы решили использовать нетрадиционный метод работы с детьми по развитию связной речи – мнемотехнику. Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания словесной информации, где на каждое слово или строчку в стихотворении придумывается картинка (изображение) и таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. В результате работы с мнемотаблицами у детей обогащается и активизируется словарь, в речи появляются разные конструкции предложений, развивается умение правильно и быстро запомнить стихотворение. Предлагаемое занятие проводится со всей группой детей. На занятии по развитию речи детям среднего дошкольного возраста (4-5 лет) предлагаются различные виды заданий, объединенные в один тематический цикл «Зима» и спланированные в игровой форме с использованием разнообразного наглядного материала, что способствует эффективности деятельности по заучиванию стихотворения М. Познанской «Снеговик». Задачи приоритетной образовательной области:
Развивающие задачи: Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и памяти, интонационной и мимической выразительности. Воспитательные задачи:
Задачи ОО в интеграции:
Предпосылки учебной деятельности: Формирование умения запоминать стихотворение, читать достаточно громко, с выражением. Оборудование для педагога: мольберт, карта-схема, картина с изображением зимы; ноутбук Оборудование для детей: краски, кисточки, альбомный лист. Методы и приемы:
Предварительная работа. Развивающие игры: «Что бывает зимой?», «Назови ласково», "Сделай снеговика". Упражнения на развитие речи: «Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Что бывает зимой?». Речевые гимнастики: «Ветряная мельница», «Снегопад». Рассматривание иллюстраций и чтение стихотворений о зиме. Вводная часть: Станем рядышком, по кругу, Скажем "Здравствуйте!" друг другу. Нам здороваться ни лень: Всем "Привет!" и "Добрый день!"; Если каждый улыбнётся – Утро доброе начнётся. – ДОБРОЕ УТРО!!! Играет музыка Антонио Вивальди «Времена года» (зима) Ребята, а вы любите гулять? (да) А один мой знакомый мальчик тоже очень любит гулять, когда «Снег на полях, лед на реках, ветер гуляет, когда это бывает?» (Зимой) - Проверим правильно ли вы отгадали (показ слайда на телевизоре). - Подумайте и скажите, какое время года изображено на картинке (зима) - А почему вы так решили (снег, дети одеты в зимнюю одежду, лепят снеговика) -А вы любите зиму? (да) -А почему? В какие игры можно играть зимой? (лепить снежки, кататься на санках, катать снеговика) Ребята, напомните мне, пожалуйста, из чего состоит снег? Правильно Снег — это замёрзшие капельки воды, которые создаются в облаках и медленно падают на землю. Дыхательная гимнастика. (звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года») -Ребята, представьте, что вы снежинки, подул ветер и закружил вас. (лёгкое кружение детей) -Ой, смотрите, маленькие снежинки упали к вам на ладошки, сдуйте их пока они не растаяли. - Сделайте глубокий вдох через нос и долгий выдох через рот. - Все подули? Вот наши маленькие снежинки и улетели с ладоней. Словесная игра со словом «снежинка». Скажите им вслед — весело «снежинка» (воспитатель даёт образец произношения, произносят хором), хорошо ребята. А теперь — грустно, (произносят по очереди), молодцы. И удивленно. Снежинки улетели далеко и не слышат нас, произнесите громко «Снежинка» (произносят) – молодцы. А маленькие снежинки ответили нам шёпотом: «Снежинки, снежинки, снежинки» (дети тихо произносят). - А мы с вами приземлились на стульчики. Основная часть: Не только вы, ребята, любите зиму. Многим писателям и поэтам нравится зима, и они описывали ее в своих произведениях. Хотите познакомиться с новым стихотворением о зиме? Слушайте внимательно Стихотворение называется «Снеговик» написала его автор Мария Познанская. Давай дружок, давай, дружок, Кати по снегу свой снежок – Он превратится в толстый ком, И станет ком снеговиком, Его улыбка так светла! Два глаза, шляпа, нос, метла. Но солнце припечет слегка- Увы! – и нет снеговика. (Беседа с детьми о прочитанном стихотворении) Понравилось стихотворение? О ком оно? (про снеговика)
-Ребята, я буду читать стихотворение еще раз и показывать картинки которые подходят к каждой строчки нашего стихотворения, а вы запоминайте и шепотом за мной повторяйте. (читаю стихотворение, выставляю мнемотаблицы). (индивидуальная работа по прочтенному стихотворению). -Кто смелый, и расскажет нам выразительно? (Ответы детей 5-6 человек). Заключительная часть: -Вспомните, как называется стихотворение? (Снеговик) А кто автор этого стихотворения? (Мария Познанская) Молодцы, все запомнили стихотворение и сумеете его рассказать дома и своим друзьям. - Какие вы молодцы, ребята! А снеговик нам приготовил сюрприз. Посмотрите, он принес волшебный снежок, а в нем краски и кисточки. Снеговик просит, чтобы мы нарисовали ему друзей – снеговиков. (Дети проходят садятся за столы, где приготовлены краски, кисти, альбомные листы, салфетки и рисуют снеговиков).
|