Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование приёмов мнемотехники в речевом развитии детей.
Развитие речи у детей
Автор: Катаева Светлана Викторовна   
24.09.2021 10:52

Использование приёмов мнемотехники в речевом развитии детей.Использование приёмов мнемотехники в речевом развитии детей.

«Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться, но если свяжите двадцать таких слов с картинками, их он усвоит на лету.» К. Д. Ушинский

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что речевое развитие дошкольников направлено на развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Наблюдая за детьми во время их общения со взрослыми и сверстниками, во время организованной образовательной деятельности и в режимных моментах, я поняла, что проблема развития связной речи касается почти всех моих воспитанников. Большинство детей не умеют вступать в диалог и поддерживать его, их ответы на вопросы односложны, они затрудняются описать предмет, рассказать о каком-либо событии, не умеют рассуждать. В речи детей существуют множество проблем: их речь скудная, односложная, состоящая лишь из простых предложений, часто предложения грамматически не связаны между собой и т.д.

 

Все это привело меня к мысли о том, что существует проблема: необходимость внедрения в образовательную деятельность эффективного средства по развитию связной речи детей. Таким средством является мнемотехника, которая представляет собой совокупность правил и приемов наглядности, облегчающих процесс запоминания словесной информации и на этой основе – развитие речи детей дошкольного возраста.

Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа и т.д. Мнемотехника – это возможность задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную виды памяти. Мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. В дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Задачи развития речи детей средствами мнемотехники:

  1. Развитие связной диалогической и монологической речи.
  2. Обучение навыкам кодирования и декодирования литературных произведений.
  3. Формирование интереса к художественной литературе.
  4. Развитие памяти, внимания, воображения дошкольников через заучивание стихотворений, сказок, рассказов с помощью мнемотехники.

Так как у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, и наглядный материал усваивается лучше, использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.

Ребенок дошкольного возраста с особым интересом относится к мнемотаблицам. Это таблицы, состоящие из картинок-символов. Такая картинка для ребенка – наглядная модель, графическое изображение явлений природы, персонажей стихотворения, рассказа, сказки, некоторых их действий.

Используются мнемоквадраты – для составления словосочетаний и предложений; мнемодорожки – для составления коротких рассказов; мнемотаблицы – для заучивания стихотворений, составления рассказов и т.д.

Для изготовления мнемотаблиц не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова, последовательность предложения и воспроизводят текст.

Таким образом, суть метода мнемотехники состоит в том, что дети под руководством взрослого с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей-символов учатся понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи, рассказы. Так происходит развитие связной речи детей. Речевое развитие детей посредствами мнемотехники становится для дошкольников делом веселым, эмоциональным. Важно и то, что мнемотехника развивает память, внимание, мышление. Этот метод позволяет уводить детей от однообразия разговорной речи, подготовить к возможному использованию описательно-повествовательного типа речи, рассуждения.

Взяв в основу мнение известных педагогов и методистов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Работу провожу по 3 направлениям:

  1. Работа с детьми.
  2. Работа с родителями.
  3. Организация развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада.

Краткая характеристика направлений работы с детьми.

1. Составление мнемотаблиц. Это условно-наглядная схема, содержание которой (нарисованное на ней) понятно для ребенка. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.

Этапы работы с мнемотаблицами.

  1. этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  2. этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
  3. этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. Чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. отработка метода запоминания.

Требования к мнемотаблицам:

  1. Модель должна отображать обобщённый образ предмета.
  2. Модель должна раскрывать самое существенное в предмете.
  3. Содержание модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.
  4. Загадывание и отгадывание загадок

В игре «Загадки и отгадки» дети соотносят речевое описание предмета с его графическим изображением — читаем загадки, дети рассматривают имеющиеся у них картинки-символы. Если среди них находится предмет, являющийся отгадкой, ребенок говорит «Это про…». При этом он объясняет, почему он так думает. Потом ребенок сам рисует картинку – схему загадки, а другие дети отгадывают ее. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.

3. Разучивание стихотворений.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Разучивание стихотворений включает ряд этапов, которые могут сокращаться по мере усвоения дошкольниками действия заучивания стихотворений.

  1. Сообщение педагога о предстоящем заучивании стихотворения, мотивация детей на выполнение данного задания.
  2. Чтение стихотворения педагогом с использованием опорной схемы (в зависимости от этапа усвоения действия от 1 до 3 раз).
  3. Вопросы к дошкольникам по содержанию прочитанного стихотворения.
  4. Повторное чтение педагогом стихотворения с опорой на схему.
  5. Совместное чтение стихотворения педагогом и дошкольниками, в процессе которого педагог начинает строку стихотворения, называя слова, обозначенные прямоугольниками, а дошкольники договаривают слова, обозначенные предметными картинками.
  6. Хоровое и индивидуальное чтение стихотворение дошкольниками с опорой на схему (используется как в первый день заучивания, так и в последующие дни для закрепления).
  7. Самостоятельное чтение стихотворения дошкольниками.
  8. Пересказ рассказа

В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются картинками-символами на мнемотаблице. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на картинах мнемотаблицы. Их последовательность служи планом рассказа. Педагог сначала сам составляет рассказ по мнемотаблице, дети слушают, запоминают, а потом повторяют рассказ.

Методика работы с мнемотаблицами при пересказе:

  1. Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами.
  2. Учить детей самостоятельно с помощью знаков-символов заполнять схему-модель — мнемотаблицы.
  3. Учить использовать мнемотаблицу как план пересказа.
  4. Закреплять изученный материал путем неоднократного по-вторения рассказа с опорой на составленную ранее мнемотаблицу.

Надо отметить, что в начале дошкольники испытывают некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану мнемотаблицы. Очень часто первые рассказы у детей получаются очень схематичными. После развивающих упражнений и игр с использованием мнемотаблиц, дети уже с удовольствием и достаточно свободно, составляют рассказы, сказки на разные темы.

Работу по развитию связной речи дошкольников с помощью мнемотехники провожу во взаимодействии с родителями.

Для расширения знаний родителей провожу практические консультации (групповые и индивидуальные) по темам «Что такое мнемотехника», «Использование мнемотаблиц для развития связной речи ребенка». Для информирования родителей сделана папка-передвижка с меняющимися материалами по мнемотехнике.

По результатам анкетирования выявила, что многие родители начали изготавливать мнемотаблицы и схемы вместе с детьми по составлению рассказов, заучиванию стихотворений.

В активном сотрудничестве с родителями пополнена и обогащена РППС группы: пополнился центр развития речи пособиями (родители приобрели и сделали своими руками).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год