РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Аюпова Елена Евгеньевна Пестренина Лариса Евгеньевна | |||
24.03.2024 09:01 | |||
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
По данным министерства здравоохранения РФ более 80% детей, посещающих дошкольные образовательные организации, имеют различные нарушения речи [1]. К сожалению не все могут получить квалифицированную логопедическую помощь по ряду объективных и субъективных причин. Поэтому весьма важно воспитателю дошкольного образовательного учреждения уделять больше внимания речевому развитию ребенка дошкольного возраста с целью совершенствования коммуникативных навыков и успешной социальной адаптации в будущем. Педагогу необходимо проводить работу по развитию трех сторон речевой деятельности ребенка: лексике, грамматике и фонематике, поскольку коррекцию звукопроизношения должен осуществлять только учитель-логопед. При обогащении словарного запаса особое внимание уделяется цикличности тем, их взаимообусловленности, пошаговой подаче изучаемого материала. При работе над грамматическим строем речи рекомендуется отрабатывать конструкции в ходе режимных моментов. Пластичность и гибкость центральной нервной системы у детей дошкольного возраста позволяет проводить эффективную развивающую работу именно в сензитивный период, что приведет в недалеком будущем к успешности школьного обучения. Научить ребенка-дошкольника ясно и грамматически правильно оформлять свои высказывания, последовательно излагать свои мысли, выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от педагога профессиональной компетенции. Работа в данном направлении ведется по периодам. Каждый период длится примерно два-три месяца. I этап – развитие всех видов восприятия, знакомство с литературными произведениями, накопление словаря. Пересказ:
Описание:
II этап – развитие ассоциативного мышления и воображения, развитие мелкой моторики (работа с лекалами), грамматически правильной речи, обогащение словарного запаса.
III этап – развитие наглядно-образного мышления и воображения. Работа с лекалами и пиктограммами, пополнение лексики: наречия, глаголы, прилагательные, причастия.
IV этап – развитие логического мышления, памяти, творческого воображения, обогащение словарного запаса.
Приемы, используемые на всех предыдущих этапах, используются как итог на IV этапе. Обучение связной речи проводится по нескольким направлениям, блокам или этапам. Каждый этап длится около 2-х месяцев. Материал пройденного этапа постоянно повторяется в течение всего года в более сложных видах деятельности, в играх, упражнениях. I этап (начинается в сентябре). Особое внимание уделяется развитию всех видов восприятия: а) зрительного; б) слухового; в) тактильного; г) двигательного. Начинать работу необходимо с восприятия ребенком различных картин, постепенно увеличивая компоненты воспринимаемого рисунка. Затем вводится система игр и упражнений, направленная на развития восприятия. Накапливать словарь можно и при любых действиях ребенка вне непосредственно организованной деятельности, например, при умывании (какая вода – если посмотреть, потрогать, понюхать? А кран? Руки? Глаза? Щеки?), и при одевании (какая шуба – если к ней прикоснуться щекой, поднимать и опускать, погладить, сжать и отпустить, посмотреть), т.д. При описании такого предмета, как яблоко, неподготовленный ребенок на вопрос: «Какое?» – ответит: «Круглое, зеленое». А подготовленный опишет его так: круглое, румяное, краснобокое, большое, твердое, хрустящее, холодное, твердое, тяжелое, ароматное. Важно накопленный словарь не терять на следующих этапах обучения, а учить ребенка использовать его в любых видах рассказывания. Первая модель, которую мы предлагаем ребенку любого возраста, такая: глаз рука рот ухо нос По ней он может составить описательный рассказ. Используя данную модель, можно учить ребенка составлять загадки на описание предмета или героя, добавляя еще один знак:?. Учить сравнительному описанию предметов, героев, событий. Можно учить описательному рассказу и по несколько иной схеме:
Рекомендуем использовать в работе над речью модели, коллажи, мнемотаблицы, схемы. Во-первых, так облегчается восприятие и запоминание плана высказывания, во-вторых, развиваются одновременно речь и психические процессы. IIэтап- этап развития речи, ассоциативного мышления и воображения. Ассоциативное мышление – начало развитого воображения, без чего не может быть творческого рассказывания. Доказано, что чем больше ассоциаций, тем богаче речь, словарный запас. Ассоциации могут быть свободными: зима: холод, снег, метель, ветер, мороз, Новый год, ёлка, санки, лед, т.д.; образными: снег это — вата, сахар, пух, мех, простыня, шуба, сметана, т.д. Главная задача этого этапа — добиваться вызывании как можно большего количества ассоциаций у ребенка, опираясь на предыдущую модель (I этапа), то есть подбирать ассоциации по цвету, форме, ощущениям, вкусу, запаху, звуку. Для этого можно использовать элементы букв, цифр, цветовые пятна, карточки со специальными заданиями, веревочки, проволочки, др. Уместно на II этапе использовать цепочки ассоциаций для развития семантического поля слов. Начиная с домысливания сюжета картины, ребенок к концу этапа сочиняет рассказы-фантазии, сказки по предмету и предметной картинке, ряду предметов, картинок с последующим моделированием (составлением плана из значков-заместителей) собственных историй. Чтение литературного материала продолжается, ведь ребенок должен «накопить» разнообразие сюжетов. IIIэтап – развитие речи и наглядно-образного мышления. Известно, что логическое мышление полностью «разворачивается» к 14-15 годам. В дошкольном возрасте ведущим психическим процессом является наглядно- образное мышление. Дети легче запоминают, если дан образ предмета, слова, буквы. Поэтому рекомендуется вводить и активно использовать понятие «звук/буква как образ», «слово как образ». Все буквы, слова, предметы живут в «Городе Красивой речи», городе «Звукограде» и т.п. Желательно поместить рисунок такого города в группе и отдифференцировать гласные от согласных; согласные разделить на улицах: на одной – парные согласные (сине-зеленый домик), на другой-всегда мягкие (зеленый домик), на третьей-всегда твердые (синий домик). Упражнять в постоянном употреблении «красивых слов» (прилагательных, причастий, наречий) в своей речи, высказываниях, историях. Широко использовать составление рассказов-фантазий по предметной картинке, предмету, рассказывание под запись взрослого, что заставляет ребенка планировать и контролировать свои устные высказывания (планирование речи и «выращивание» письма), под магнитофонную запись. Записывают рассказы и сами дети, применяя специальные символы, заместители, значки, пиктограммы, схемы. Уместны приемы составления рассказов с использованием коллажей на фланелеграфе, бархатной бумаге. Берутся как изображения предметов, так и природных объектов, персонажей сказок и др. При составлении коллажей дети с удовольствием используют не только готовые изображения, но и нитки, вату, кусочки тканей, бархатной бумаги. Вводятся синонимический и антонимический ряды, попутно решаются задачи по грамматике. IV этап – развитие речи, логического мышления, памяти. Опираясь на знания и умения, приобретенные в течение предыдущих этапов, используя накопленный лексический материал, дети сами придумывают загадки, анекдоты, сочиняют сказки по предметной, сюжетной картинке, или по сериям картин – когда последовательность нарушена, а сказка известна, когда герои из одной сказки, а сюжет из другой, «винегреты» из сказок и т.п. Итогом работы на данном этапе должна стать драматизация, когда дети распределяют роли, сами придумывают сюжет, обыгрывают и моделируют его в пространстве. Учитывая, что многие дети-дошкольники имеют сниженную речевую активность, бедность воображения, быструю утомляемость, недостаточную переключаемость и частое отсутствие целенаправленного внимания, при построении занятий должен использоваться соответствующий подбор материала. Различные наглядные пособия и разнообразные методы и приемы, формирующие познавательные интересы и познавательную активность: совместная деятельность поискового, творческого характера, проблемные ситуации, вопросы, развивающие интерес не только к результату, но и к процессу деятельности. Литература 1. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. – ЛитРесс, 2022.
|