Обобщение опыта по теме: «Развитие связной речи, как основной фактор готовности детей к обучению в школе» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Шемет Елена Александровна | |||
29.12.2017 02:30 | |||
Обобщение опыта по теме: «Развитие связной речи, как основной фактор готовности детей к обучению в школе» Воспитатель: Шемет Е.А ст. Крыловская Развитию связной речи в нашей группе уделяем особое внимание, так как это основной фактор готовности к обучению детей в школе. Я уверена: овладение связной речью является важнейшим условием успешности ребенка в социальной и интеллектуальном развитии, а так же в освоении детских видов деятельности и творчества. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности. Речевые умения выступают одним из критериев оценки результатов детской деятельности.
Чтобы дети своевременно и качественно овладели связной речью, необходимо чтобы они пользовались ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладали определенной речевой активностью. Педагогические правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирования речевой активности. Главным проявлением речи выступает попытка ребенка выразить мысль, добиться понимания и адекватной реакции со стороны окружающих. Следовательно и ведущей нашей задачей является развитие связной речи. Решение же остальных задач мы направили на совершение связной речи, т. е. именно уровень ее сформированности выступает основным показателем уровня общеречевого развития ребенка. Обогащение, закрепление, активизация словаря — постоянная составная часть программного содержания каждого занятия. Методику словарной работы «строим» в соответствии с принципом системности, которая предполагает восприятия и познания предмета во взаимосвязи его свойств и качеств:
Развитие грамматически правильной речи предполагает оказание ребенку помощи в освоении морфологической стороны речи, синтаксической структуры высказываний и некоторых способов словообразования. Вызывают затруднения у детей: несклоняемые существительные (пальто, кофе, кино, пианино и т.д.); существительные множественного числа в родительном падеже (предлагаю детям ответить на вопросы: кого не было на дне рождении у зайца? (волков, медведей, лисиц.) Чего не досталось волку на праздники? (тортов, оладий) Чего не оказалось в шкафу у Маши- Растеряши? (носков, гольфов, полотенец, шарфов); глаголы повелительного наклонения (положи, надень, одень, пробеги, поскачи). Для того, чтобы помочь детям справится с этими трудностями, организовал игровые упражнения). На занятии и в повседневном общение знакомим детей с разными способами словообразования: с префиксальной т. е. при помощи префиксов (грипп, который растет под березой, называется… (под березовик); суффиксальным, способ который позволяет образовывать слова при помощи суффиксов (у зайчихи- зайчонок, у волчихи -волчонок, у кошки –котенок). Суффиксальный лежит в основе образования названий предметов посуды (хлеб -в хлебнице, масло – в масленки, соль — в солонке). Сложные слова обрабатываем в таком упражнении: девочка с голубыми глазами – голубоглазая, мальчик со светлыми волосами – светловолосый, заяц с длинными ушами- длинноухий). Такие упражнения способствуют появлению у детей интереса к самостоятельному конструированию слов, словотворчеству. Работаем над звуковой культурой речи, развитием правильного звукопроизношении и правильного словообразования (владение ритмом, темпом речи, силой голоса; становлением четкой дикции, артикуляции; развитием правильного речевого дыхания, фонематического слуха и т. д.) По подготовке детей к обучению грамоте усвоили термины: гласный, согласный звук, твердый и мягкий согласный звук, который используем при звуковом анализе слов, который является залогом грамотной письменной речи. Начали процесс обучения чтения и элементами печатного письма. Обучения чтению рассматриваем, как одно из задач по развитию речи. Решение всех речевых задач осуществляем посредствам разных форм организаций детей. 1.Ведущими являются образовательные ситуации: — ситуации общения которые планируем и организуем в любое время в режиме дня, утром, вечером, во время прогулок:
Целью подобных образовательных ситуаций является обучение детей умению составлять рассказы, сказки, разыгрывать небольшие сценки, задавать вопросы, пересказывать услышанное и т. д. 2. Важной формой работы по Р.Р. является занятие на которых проходит обобщения систематизация знаний по теме, развития способности, рассуждать и делать самостоятельные выводы. на занятие решается основная задача — обучению рассказыванию с использованием грамматически правильной речи, развития речевого творчества, освоение разнообразных форм творческого рассказывания. Выбор типа занятия осуществляем ориентируясь на особенности поставленных задач содержания занятия и возможности детей. Занятия по развитию речи могут носить интегрированный характер, они бывают познавательно — речевыми (где решается несколько речевых задач) или комплексно речевыми (решается одна речевая задача в разных видах деятельности). При построении занятий следуем логики речевой деятельности. Начинаем занятия с мотивации речевой активности; далее – создание проблемных ситуаций, загадки, соревнования и определяем ее содержание (как только ребенок включился в речевую деятельность). На следующем этапе занятия—обучения детей речевой форме. Если ребенок не справляется и не может передать свои мысли, помогаем найти те слова и грамматические формы, которые бы позволили передать их мысли. На занятии использует разные приемы работы: образец высказывания, план рассказа, вопросы, схемы-модули, пример литературных образов речи. Заканчиваем занятие детскими высказываниями, рассказами, чтение стихотворения, самостоятельными выводами, рассуждениями. 3. Не менее важной формой работы по Р. Р. Является ситуации общения. Эти ситуации специально проектирую. Ситуации общения могут возникнуть естественно, их необходимо увидеть и не нарушая деятельности детей использовать для решения речевых задач. При организации ситуаций, мы чаще всего «идем от детей» т.е. подмечаем их в детской деятельности (н-р приход нового ребенка в группу может стать содержанием значимых для развития речи ситуаций общения: упражняя в способах знакомства и приветствия, упражняя в составлении рассказов о группе, игрушках, играх и занятиях, упражняя в умении задавать вопросы и выслушивать ответы). Работа по развитию речи осуществляется на основе комплексно-тематического принципа (формы по средством работы: образовательных ситуаций, занятий, ситуаций общений). Практическая реализация этой системы работы будет способствовать становлению коммуникативной компетентности и субъективной позиции ребенка в речевой деятельности.
|