Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья «Речевое развитие дошкольников через интерактивные игры».
Развитие речи у детей
Автор: Матвеева Олеся Александровна   
08.11.2017 06:45

Статья «Речевое развитие дошкольников через интерактивные игры».Статья «Речевое развитие дошкольников через интерактивные игры».

Автор: Матвеева Олеся Александровна Воспитатель высшей квалификационной категории.

Речь – это главная форма общения в дошкольном возрасте. Путь, через который проходит ребенок в первые годы жизни, поистене грандиозен. Речь ребенка формируется во время постоянного общения с окружающими его взрослыми, а в дошкольном учреждении со сверстниками и на занятиях.

К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всякого рода знаний. Одним из направленийв педагогической работе дошкольного учреждения являетсяправильное овладение ребенком речью – это важнейшее условие для полноценного психического развития.

 

Включение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс в СПДС – это одна из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике. В условиях постоянного совершенствования технологий информатизации сфера образования преобретает фундаментальное значение. Все больше информации, особенно в электронном виде проникает в жизнь детей. Научные исследования показывают, что использование компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интелекта и личности ребенка. Педагог Г. А. Репина высказывает свое мнение, что использование ИКТ в дошкольном учреждении позволяет развивать психофизиологические функции, обеспечивающие готовность ребенка к школе (мелкая моторика, пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; формирование учебной мотивации, развитие компонентов познавательной деятельности (самостоятельность, познавательная активность); формирование соответствующих возрасту умений; организация благоприятной для развития социальной и предметно-пространственной среды.

Чтобы заинтересовать воспитанников в освоении программы, применяется целый ряд способов. Дидактическая игра является наиболее эффективным, на мой взгляд. По сути, дидактическая игра – это многогранное и сложное явление. Она выступает в качестве метода обучения, и выполняет следующие функции:

  • Обучающую – способствует формированию мировоззрения ребенка, теоретических знаний и практических умений, навыков самообразования, расширение кругозора
  • Развивающую – развивается познавательный интерес, память, мышление, способность выражать свои мысли, и т.д.
  • Мотивационную – побуждает к проявлению инициативы, самостоятельности, коллективного сотрудничества, применению полученных знаний и умений.
  • Воспитывающую – воспитывает доброжелательное и уважительное отношение к партнерам по игре.

В поисках новых методов организации коммуникативной деятельности, я обратилась к стандартным средствам Microsoft Office (майкрософт офис), а именно к программе PowerPoint (Пауэр Поинт), и к программе Movie Maker (киностудия Windows Leiv).

Цель, которую преследует внедрение ИКТ — это активизация познавательной активности и развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Формировать основы информационной культуры личности.
  2. Повышать мотивацию детей во время НОД.
  3. Повышать познавательную активность детей.
  4. Способствовать развитию познавательных процессов: внимания, мышления, памяти.

Для того чтобы реализовать поставленные задачи, я определила основные направления работы с детьми дошкольного возраста по применению ИКТ – использование проектора и телевизора для показа презентаций, видеофрагментов и клипов во время НОД.

ИКТ в дошкольном обучении можно включать во все образовательные области. В ИКТ воспитанники выступают главными участниками, где педагог выступает в роли наблюдателя, и создает условия для самостоятельного поиска решений, исследования проблем.

При организации и проведении всех образовательных и режимных моментов с использованием ИКТ в развитии детей дошкольного возраста, существует несколько технологических и методических особенностей:

  1. Использование развивающих бесед, которые помогают справиться с поставленной задачей – период подготовки.
  2. Путем создание игровой мотивации в НОД, ребенок погружается в сюжет.
  3. Включение у ребенка в деятельности психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи, воображения, является основным этапом.
  4. Чтобы снять зрительное напряжение (гимнастика для глаз), мышечный тонус и нервное напряжение (физминутки, расслабление под музыку) – необходимы, в заключительном этапе.

Включенние в мультимедийные программы игровых компонентов, усиливают эффективность усвоения материала детьми, и настраивают на познавательную активность. Например, при освоении лексической темы «Перелетные и зимующие птицы» дети с удовольствием играли в игру «Клювы, лапы и хвосты» — составляли из отдельных частей тело птицы. В интерактивной игре «Образуй слова» — упражнялись в образовании прилагательных от имен существительных. При развитии связной речи составляли описательный рассказ о перелетных и зимующих птицах, предварительно просмотрев видеофрагменты.

Мною была создана серия презентаций, видеофильмов и игр по лексическим темам: «Транспорт», «Перелетные и зимующие птицы», «Хлеб всему голова», «Одежда. Головные уборы», «Времена года», «Профессии», «Посуда», «Музыкальная шкатулка», «Человек. Части тела».

Собственные интерактивные разработки можно включать на любом этапе НОД – при закреплении и повторении материала, объяснении нового.

Использование в своей практике интерактивных игр, я как педагог имею ряд преимуществ:

  1. Игры позволяют создать учебную ситуацию, в которой деятельность детей реализуется в игровой форме.
  2. Открывает доступ к различным тренажерам, необходимых для обработки умений и навыков, а также закрепление пройденого материала.
  3. Возможность формирования обобщенных приемов умственной и речевой деятельности для решения большого круга решаемых задач.
  4. Постоянная смена познавательного материала на экране экономит время на занятии.
  5. Расширяют творческие способности педагога.
  6. В связи с глобальной информатизацией современного общества, реализуется социальный заказ.

Эффектиность использования интерактивных игр для ребенка:

  1. Побуждает детей к познавательной деятельности.
  2. Так как, в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление – интерактивные игры способствуют быстрому запоминанию материала, а также увеличивают объем полученной информации.
  3. Формирует навык самостоятельной продуктивной деятельности.
  4. Формируету активную позицию, за счет самостоятельности в выборе действий.
  5. Повышает самооценку за счет системы поощрений, возможность исправить недочеты самостоятельно.
  6. Развивает характерные качества, как самостоятельность, собранность, усидчивость (т. к. подчиняет свои действия поставленной цели, тем самым достигает положительного результата, путем решения проблемной задачи.)
  7. Интерактивные игры включают три вида памяти: зрительную, моторную и слуховую, что позволяет сформировать устойчивые связи ЦНС. В результате работы на их основе у детей развиваются необходимые речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

При моделировании развивающей среды с применением компьютера, использование ИКТ значительно стимулирует готовность детей к проведению коррекционных занятий. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учиться доводить начатое до конца.

Таким образом, постоянное и целенаправленное внедрение в воспитательно-образовательный процесс ИКТ, способствут сосредоточения внимания, памяти, мышления, развивают фонематическое мышление, расширяют кругозор детей и словарный запас, формируют навыки правильной речи, увеличивают речевую активность.

Источники:

  1. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. «Интерактивная развивающая среда детского сада». Учеб. пособие. М., 2004 г.
  2. «Интерактивная педагогика в детском саду». Методическое пособие/под. ред. Микляевой Н. В. – М.: ТЦ «Сфера», 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»)
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год