Статья «Речевое развитие дошкольников через интерактивные игры». |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Матвеева Олеся Александровна | |||
08.11.2017 06:45 | |||
Статья «Речевое развитие дошкольников через интерактивные игры». Автор: Матвеева Олеся Александровна Воспитатель высшей квалификационной категории. Речь – это главная форма общения в дошкольном возрасте. Путь, через который проходит ребенок в первые годы жизни, поистене грандиозен. Речь ребенка формируется во время постоянного общения с окружающими его взрослыми, а в дошкольном учреждении со сверстниками и на занятиях. К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всякого рода знаний. Одним из направленийв педагогической работе дошкольного учреждения являетсяправильное овладение ребенком речью – это важнейшее условие для полноценного психического развития.
Включение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс в СПДС – это одна из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике. В условиях постоянного совершенствования технологий информатизации сфера образования преобретает фундаментальное значение. Все больше информации, особенно в электронном виде проникает в жизнь детей. Научные исследования показывают, что использование компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интелекта и личности ребенка. Педагог Г. А. Репина высказывает свое мнение, что использование ИКТ в дошкольном учреждении позволяет развивать психофизиологические функции, обеспечивающие готовность ребенка к школе (мелкая моторика, пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; формирование учебной мотивации, развитие компонентов познавательной деятельности (самостоятельность, познавательная активность); формирование соответствующих возрасту умений; организация благоприятной для развития социальной и предметно-пространственной среды. Чтобы заинтересовать воспитанников в освоении программы, применяется целый ряд способов. Дидактическая игра является наиболее эффективным, на мой взгляд. По сути, дидактическая игра – это многогранное и сложное явление. Она выступает в качестве метода обучения, и выполняет следующие функции:
В поисках новых методов организации коммуникативной деятельности, я обратилась к стандартным средствам Microsoft Office (майкрософт офис), а именно к программе PowerPoint (Пауэр Поинт), и к программе Movie Maker (киностудия Windows Leiv). Цель, которую преследует внедрение ИКТ — это активизация познавательной активности и развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Задачи:
Для того чтобы реализовать поставленные задачи, я определила основные направления работы с детьми дошкольного возраста по применению ИКТ – использование проектора и телевизора для показа презентаций, видеофрагментов и клипов во время НОД. ИКТ в дошкольном обучении можно включать во все образовательные области. В ИКТ воспитанники выступают главными участниками, где педагог выступает в роли наблюдателя, и создает условия для самостоятельного поиска решений, исследования проблем. При организации и проведении всех образовательных и режимных моментов с использованием ИКТ в развитии детей дошкольного возраста, существует несколько технологических и методических особенностей:
Включенние в мультимедийные программы игровых компонентов, усиливают эффективность усвоения материала детьми, и настраивают на познавательную активность. Например, при освоении лексической темы «Перелетные и зимующие птицы» дети с удовольствием играли в игру «Клювы, лапы и хвосты» — составляли из отдельных частей тело птицы. В интерактивной игре «Образуй слова» — упражнялись в образовании прилагательных от имен существительных. При развитии связной речи составляли описательный рассказ о перелетных и зимующих птицах, предварительно просмотрев видеофрагменты. Мною была создана серия презентаций, видеофильмов и игр по лексическим темам: «Транспорт», «Перелетные и зимующие птицы», «Хлеб всему голова», «Одежда. Головные уборы», «Времена года», «Профессии», «Посуда», «Музыкальная шкатулка», «Человек. Части тела». Собственные интерактивные разработки можно включать на любом этапе НОД – при закреплении и повторении материала, объяснении нового. Использование в своей практике интерактивных игр, я как педагог имею ряд преимуществ:
Эффектиность использования интерактивных игр для ребенка:
При моделировании развивающей среды с применением компьютера, использование ИКТ значительно стимулирует готовность детей к проведению коррекционных занятий. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учиться доводить начатое до конца. Таким образом, постоянное и целенаправленное внедрение в воспитательно-образовательный процесс ИКТ, способствут сосредоточения внимания, памяти, мышления, развивают фонематическое мышление, расширяют кругозор детей и словарный запас, формируют навыки правильной речи, увеличивают речевую активность. Источники:
|