Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование игровых приемов в развитии фонематического слуха у умственно отсталых дошкольников с нарушением речи
Развитие речи у детей
Автор: Лыщина Анна Евгеньевна   
16.10.2017 21:37

Использование игровых приемов в развитии фонематического слуха у умственно отсталых дошкольников с нарушением речиИспользование игровых приемов в развитии фонематического слуха у умственно отсталых дошкольников с нарушением речи

Овладение звуковой стороной речи в первую очередь зависит от сформированности слухового внимания и речевого слуха.

Слуховое внимание – способность различать на слух звучание разных предметов, определять место и направление звука. Хорошо развитое слуховое внимание дает возможность целенаправленно воспринимать речь, обращать внимание на все ее стороны: громкость, скорость, интонацию, правильность.

Речевой слух – это способность человека точно воспринимать все стороны звучащей речи. Хорошо развитый речевой слух — необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременное усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией. Он включает следующие компоненты: фонематический слух, звуковысотный слух, восприятие темпа речи, ритмический слух. Недоразвитие речевого слуха может быть причиной несвоевременного усвоения звуковой стороны речи: неправильного или нечеткого произнесения звуков, слов, неточного использования речевой интонации, отклонений в темпе и громкости речевого высказывания. Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух.

 

Фонематический слух — это способность четко отличать одни звуки от других, благодаря чему понимаются и узнаются отдельные слова.

В понятие входит:

  • умение различать твердые и мягкие согласные;
  • умение делить слова на слоги;
  • умение различать слова, отличающиеся только одним звуком;
  • умение определять место заданного звука в слове.

Фонематическое восприятие — специальные умственные действия по различению звуков (фонем) и установлению звуковой структуры слова (по значению близко к фонематическому слуху).

Недоразвитие фонематического слуха и восприятия ведет к нарушениям звукопроизношения, задержке формирования навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, что в свою очередь ведет к нарушениям чтения и письма в школе. Кроме того, недоразвитие фонематического восприятия приводит и к обеднению словаря, нарушениям грамматического строя речи, так как не позволяет достаточно четко воспринимать и различать окончания, приставки и суффиксы слов, что тоже приводит к нарушениям письма и чтения в школьном возрасте. Формирование правильного звукопроизношения, а тем более его коррекция возможны только при опережающем формировании фонематического восприятия

Формирование фонематического слуха у умственно отсталых младших школьников с нарушение речи происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

Как правило, у умственно отсталых младших школьников фонематический слух грубо нарушен или сформирован недостаточно. Не все дети достаточно четко могут определить с какого звука начинается то или иное слово, не различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их: не дифференцируют на слух звуки п-б, к-г, с-ц, с-ш, ш-ж и другие.

Для развития фонематического слуха с умственно отсталыми младшими школьникам проводят различные игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений, подобрать слова с заданным звуком с помощью вопросов-подсказок или выставленных картинок.

Комплекс игровых упражнений по формированию фонематического слуха у умственно отсталых младших школьников с нарушением речи состоит из трех основных разделов:

1. Выделение звука на фоне слова. Здесь можно предложить следующие задания, игры и упражнения.

  • Определить, есть в слове звук Р или нет. Если в слове есть звук Р – подними руку, если звука Р нет – топни ногой: мука, пар, ракета, зима, лимон, замок.
  • Отобрать предметные картинки, в названии которых есть звук Р. Определить, в каком из двух слов слышится звук Р. Жалко – жарко, хорошо – плохо, рак – лак, пир – пил, рама – лама. Назвать овощи, фрукты, или игрушки, в названии которых есть звук Р.
  • Упражнение «Подбери пару». Цель: выделение звука на фоне слова. Содержание: перед ребенком лежит таблица, разделенная на две половинки. На одной – картинка. Ребенок определяет наличие изучаемого звука в слове. Кладет соответствующего цвета букву в специально отведенное место таблицы. На чистую половину таблицы кладет картинку, в названии которой – аналогичный звук. На последующих этапах этот наглядный материал можно использовать, определяя 1,2,3, 4, 5, последний звук в слове, связывать с соответствующей буквой.

2. Вычленение из слова первого и последнего звука, определение его места (начало, середина, конец слова).

  • Упражнение «Ёлочка» (1 вариант). Цель: определение первого (последнего) звука в слове, закрепление звукобуквенных связей. Содержание: перед каждым ребенком таблица с изображение елки с желтыми и оранжевыми шарами. Инструкция: «Определи первый (последний) звук в слове, обозначь его буквой и положи на желтый шарик» (по аналогии на оранжевый). На последующих этапах этот наглядный материал можно использовать, определяя 2,3, 4, 5, последний звук в слове.
  • Упражнение: «Речевое лото». Цель: определение первого и последнего звука в слове. Содержание: у ребенка карточки с картинками. Ребенок должен закрыть картинку той буквой, которая будет первой при написании данного слова.
  • Упражнение «Подскажи Петрушке звук». Цель: определение последнего звука в слове. Содержание: Петрушка показывает картинки и называет их, не договаривая последний звук. Его должны подсказать дети.
  • Упражнение «Светофоры». Цель: определение первого (последнего) звука в слове. Содержание: на наборном полотне выставляется три светофора. Дети должны «зажечь» определенный свет на светофоре, соответственно поставив картинку около светофора. Если в слове первый звук гласный, ребенок ставит картинку около того светофора, в котором должен загореться красный свет (по аналогии – синий и зеленый). Детям объясняют, что эти светофоры для слова, а не для людей, поэтому загорается синий, а не желтый свет. На последующих этапах этот наглядный материал можно использовать, определяя 2,3, 4, 5, последний звук в слове.

3. Определение последовательности, количества звука в слове. Установление места звука в слове по отношению к другим звукам.

  • Упражнение «Тайное слово». Инструкция: «Определи первый звук слова, объедини их, и ты узнаешь тайное слово, которое спряталось в этих клеточках». Дети определяют тайное слово. Для закрепления звукобуквенных связей звуки обозначаются буквами. По аналогии определяют 2, 3, 4, последний звук в слове, заданный цифрой звук по порядку, заданный цифрой звук в разбивку.
  • Упражнение «Лабиринт». Цель: определение последовательности и количества звуков в слове. Инструкция: «Помоги Сереже попасть на новогодний праздник, правильно назвав слова, подходящие к данным схемам». Дети называют слова с опорой на картинки и без них.

Игры для развития фонематического восприятия и дифференциации фонем

  • Игра «Рыбалка». Цель: упражнять детей в выборе слов с одним и тем же звуком, закреплять навыки звукового анализа. Ход игры. Дается установка: «поймать слова со звуком (Л)» (и другими). Ребенок берет удочку с магнитом на конце «лески» и начинает «ловить» нужные картинки со скрепками. «Пойманную рыбку» ребенок показывает другим ребятам, которые хлопком отмечают правильный выбор. Количество играющих: один и более человек.
  • Игра «Цепочка слов». Цель: упражняться в дифференциации звуков, отрабатывать навыки звукового анализа слов. Ход игры. Кладётся картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, начинающаяся именно с этого звука, которым заканчивается предыдущее слово и т.д. Количество играющих: один человек и более.
  • Игра «Найди ошибку». Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов, развивать внимание. Профилактика дисграфии. Ход игры. Раздаются карточки, на которых 4 картинки, начинающиеся на одну и ту же букву. Ребенок (дети) определяют, на какую букву начинаются все слова, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Ребятам надо найти ошибки в схеме, если они есть. Количество играющих: 1-4 человека.
  • Игра «Математическая грамматика». Цель: автоматизация звуков, закрепление фонематического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения, обогащение словаря, профилактика дисграфии. Ход игры. Ребенок должен выполнить действия, указанные на карточке ( «+», «-») и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов, найти искомое слово. Например: С+ТОМ-М+ЛИСА-СА+ЦА =? (столица).

Игры с мячом, направленные на развитие фонематических процессов

  • Игра «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук». Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков. — Когда услышите звук [А], стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А-У-О-У-И-О-Ы-И-А.
  • Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой». Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков. — Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук [Э]. А-У-О-Э-У-И-О-Э-Ы-И-А.
  • Игра «Тихо — громко» Мы катались по горам, пели тут и пели там. Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса. Ход игры: пропевание заданного звука по демонстрации. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) – уменьшается. При горизонтальном движении руки с мячом сила голоса не изменяется.
  • Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка». Свяжем мы из слов цепочку, мяч не даст поставить точку. Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря. Ход игры. Взрослый называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова — начало следующего. Например: весна – автобус – слон – нос — сова…
  • Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови, и мяч бросай, сколько звуков – называй». Цель: определение последовательности и количества звуков в слове. Ход игры. Взрослый, бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.

Интерактивные игры

  • Игра «Загадки звуков». Цель: развитие слухового внимания, умения дифференцировать неречевые звуки. Правила: нажав на центральную кнопку, можно услышать звук одного из четырех нарисованных предметов. За правильно угаданный звук полагаются вишенки.
  • Игра «Бедный дракончик». Цель: развитие фонематического слуха, соотнесение звука и буквы. Правила: дракончик должен разложить звуки по сундучкам, на которых написаны соответствующие буквы. Услышав звук, ребенок щелкает на облачко, «хватает» звук и переносит в сундук.
  • Игра «Игрозвуки». Цель: развитие слухового внимания, научиться слушать звуки и точно их повторять. Правила: игра для неговорящих детей, у которых в речи звукоподражание. Выбрав персонаж и послушав, как он произносит звуки, надо повторить за ним эти простые звуковые сочетания.
  • Игра «Пожжужим!». Цель: развитие слухового внимания, вызвать у ребенка подражание услышанному звуку. Правила: послушав, какой звук издает персонаж или предмет, повторить его максимально точно.
  • Игра «Домашние животные». Цель: развитие слухового внимания, научиться слушать звуки и точно их повторять. Правила: игра для неговорящих детей, у которых в речи звукоподражание. Выбрав животное и послушав, как он произносит звуки, надо повторить за ним эти простые звуковые сочетания.
  • Игра «Дикие животные». Цель: развитие слухового внимания, научиться слушать звуки и точно их повторять. Правила: игра для неговорящих детей, у которых в речи звукоподражание. Выбрав животное и послушав, как он произносит звуки, надо повторить за ним эти простые звуковые сочетания.
  • Игра «Кто сказал МУ». Цель: развитие слухового внимания, научиться угадывать звуки животных. Правила: послушав звук угадать животное, которое его издает.

Использование описанных игровых приемов и упражнений позволяет сформировать у умственно отсталых младших школьников с нарушением речи навыки слухового самоконтроля, способность определять последовательность, количество и местоположение звуков по отношению к другим звукам слова, производить действие звукового анализа во внутренней речи.

Список использованной литературы

  1. Асташина И.В. «Логопедические игры и упражнения для детей», Москва, «Дом», 2008г.
  2. Кобзарева Л.Г., Кузьмина Т.И. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция: учебно-методической пособие для психологов, учителей классов коррекционно-развивающего обучения, логопедов и методистов по КРО. -- Воронеж: Творческий центр "Учитель", 2000г.
  3. Логопедические интерактивные пособия. Mersibo. ru, 2014г.
  4. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития. – М.: Просвещение, 2005.
  5. Степанова О.А. «Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями», Москва, «Академия», 2003г.
  6. Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития — М.: В. Секачев, 2005г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год