Развитие речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх и упражнениях |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Хохлова Ольга Александровна | |||
25.01.2017 00:49 | |||
Развитие речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх и упражнениях Хохлова Ольга Александровна, воспитатель МДОУ № 136 г. Мурманска Речевой слух — понятие широкое. Развитие речевого слуха предполагает:
Одним из эффективных средств развития всех компонентов речевого слуха являются, как известно, дидактические игры. Дидактические игры можно использовать как на занятиях, так и в свободное от занятий время. Оформляю дидактические игры в формате презентации. Игры использую по принципу усложнения игровых и учебных заданий. Игры для развития фонематического слуха Младший дошкольный возраст
Старший дошкольный возраст
Для закрепления полученных навыков, использую игровые упражнения-задания (перепрыгнуть через скакалку / отбить мяч от пола / прыгнуть на двух ногах столько раз, сколько звуков в названном слове; найти и опустить в «чудесный мешочек» игрушку, в названии которой второй звук — у (кукла, Буратино); найти вокруг предмет, название которого начинается со звука м). «Чуткие ушки», «Сигнальщики» — выполнение действия (хлопнуть в ладоши, поднять руку, поднять картинку, если услышишь заданный звук в ряду звуков или в слове. Например, хлопнуть, если услышишь звук «А», воспитатель произносит: У, А, И, О, А и т. д. «Добавь звук», «Отними звук» — образование нового слова путём добавления или удаления одного звука. Например, добавь звук –К– к слову «вол» = «волк», убери первый звук из слова «косы» = «осы» и т. д. «Превращения» — аналогично предыдущему, только задание – замена звука так, чтобы получилось новое слово (мУшка – мОшка, МАшка, мИшка, мЫшка). Обращаю внимание на работу с предложением — составить предложение, правильно расставить разрозненные слова в одну законченную фразу ( «Живые слова»), договаривать слова к знакомым стихотворным строкам и т. д. Игры для развития слухового внимания Младший дошкольный возраст
Старший дошкольный возраст
Использую кратковременные «минуты тишины». Их можно превращать в упражнения «Кто больше услышит?», «О чем говорит комната?». В ходе этих упражнений можно предлагать отдельным детям с помощью звукоподражаний воспроизвести то, что они услышали (капает вода из крана, жужжит беличье колесо и т. д.). Звуковысотный слух Игры на развитие звуковысотного слуха относят к категории музыкально-дидактических игр, в этой области работают музыкальные руководители. Воспитатель может использовать упражнения для развития звуковысотного диапазона:
Игры на развитие темпа и ритма речи Темп речи – это скорость протекания речи во времени или число звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Как считают исследователи, темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи. Младший дошкольный возраст - «Как бегают зверята» — выстукивание кулачками медленного, среднего и быстрого ритмического рисунка (медведь-, заяц-, мышка-). - «Песенки-ритмы» — например, «Зайчик», «Наша Таня»: Зайчик ты зайчик, педагог ритмично ударяет в бубен, Коротенькие ножки. а дети прыгают на двух ногах. На этих ножках дети вместе с педагогом выставляют Красные сапожки. вперед ноги поочередно. - «Дождик льет и капает» — различать темп звучания (частое и редкое звучание). - «Упражнения с ладошками» — педагог говорит, что он будет хлопать в ладоши по-разному, а дети должны постараться точно повторить его хлопки. Например: 4 раза по коленям обеими руками (повторить 2 раза). 3 раза по коленям, 1 раз в ладоши (повторять до точного исполнения). 2 раза по коленям, 2 раза в ладоши. И так далее, можно использовать как физминутку. - «Игры с палочками» — упражнения проводят сидя на полу, можно использовать карандаши. Например: Стучать палочкой о палочку (то одна, то другая сверху). Стучать поочередно каждой палочкой по полу (разными длительностями: четвертными и восьмыми). 3 раза по полу, 1 раз палочкой о палочку. Сначала упражнения проводят по счет педагога, потом – без счета – на внимание. Старший дошкольный возраст «Послушай, как стучит сердце» — знакомство с ритмом. «Покажи нужную карточку» — определение количества хлопков и соотнесение их с записанным ритмическим рисунком. «Простучи столько раз, сколько точек на карточке» — воспроизведение несложных ритмов по заданному образцу с соблюдением пауз. «Простучи, как я скажу» — воспроизведение несложного ритма по словесной инструкции. - Произнесите следующие предложения в нужном темпе: Как медленно вертится колесо! Помогите, человек тонет! Как долго тянется зима! Скорей бежим домой! - Скороговорки произносятся всегда быстро. Поучимся их говорить. Произнесите скороговорки в разном темпе: сначала медленно, потом быстрее, еще быстрее и очень быстро. Усядемся на пригорке Да расскажем скороговорки. Тридцать три вагона в ряд Тараторят, тарахтят. - Игра «Барабанщик». Ты – барабанщик. Отбей палочкой походный марш в следующем ритме: Пам-пара-памм! Пам-пара-памм-памм! Памм! Памм! Памм! - Игра «Дирижер». Педагог исполняет роль дирижера, и показывает детям, в каком ритме исполнять стихотворение Сидит киска на заборе, У нее большое горе: Злые люди бедной киске Не дают украсть сосиски! - «Упражнения с ладошками» — с усложнением игр младшего дошкольного возраста. Например: 2 хлопка в свои ладоши, 1 хлопок – в ладоши партнера. 2 хлопка в ладоши партнера, 1 хлопок – в свои ладоши. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|