Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх и упражнениях
Развитие речи у детей
Автор: Хохлова Ольга Александровна   
25.01.2017 00:49

Развитие речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх и упражненияхРазвитие речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх и упражнениях

Хохлова Ольга Александровна, воспитатель МДОУ № 136 г. Мурманска

Речевой слух — понятие широкое. Развитие речевого слуха предполагает:

  1. развитие фонематического слуха — умения дифференцировать все звуки (фонемы) родного языка и различать смысл слов, близких по звучанию (уточка — удочка, дом — дым).
  2. развитие слухового внимания – умения определять на слух то или иное звучание и направление звука.
  3. развитие звуковысотного слуха — способности слышать отличаются звуки по высоте или нет.
  4. развитие темпа и ритма речи, основанных на способности правильно слышать и воспроизводить ритмический рисунок слова, его акцентно-слоговую структуру (особенности звукового строения слова, зависящие от количества слогов и места ударного слога) в единстве с темпом речи.

Скачать конспект

Одним из эффективных средств развития всех компонентов речевого слуха являются, как известно, дидактические игры.

Дидактические игры можно использовать как на занятиях, так и в свободное от занятий время. Оформляю дидактические игры в формате презентации. Игры использую по принципу усложнения игровых и учебных заданий.

Игры для развития фонематического слуха

Младший дошкольный возраст

  • «Кто так говорит?» — овладение умением отличать животных по голосам и подражать им.
  • Игры-загадки (например, «Доскажи словечко»).
  • «Назови слоги» — овладение умением выделять и называть слоги в слове.
  • «Как услышишь, хлопни» — овладение умением выделять среди других заданный звук.
  • «Какой звук первый?» — овладение умением выделять первый звук в слове (гласный и согласный).
  • «Песни леса» — учить выделять гласные А, О, У из ряда гласных звуков.
  • «Повторялки» — учить дифференцировать прямые и обратные слоги.
  • «Звук убежал» — учить правильно договаривать слово и назвать звук, который «убежал» (мо... (х), ро... (г), ко.. (т) и т.д.).
  • «Слог убежал» — учить правильно договаривать слово и назвать слог, который «убежал».

Старший дошкольный возраст

  • Лото «Определи первый звук в слове» — упражнять детей в выделении первого звука в слове.
  • «Сколько звуков» — взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
  • «Цепочка слов» — упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
  • «Найди место звука в слове» — упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).
  • «Подбери слово к схеме» — упражнять детей в нахождении места звуков в слове (в начале, середине или конце).
  • «Кто в домике живет?» — упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.
  • «Составь пирамиду» — упражнять детей в делении слов на односложные, двухсложные, трехсложные (старшая группа) и четырехсложные (подготовительная группа) слова.
  • «Поезд» — учить определять наличие указанного звука в словах. Упражнять в определении количества звуков в словах. Упражнять в определении количества слогов в словах.
  • «Живые звуки, слоги» — учить синтезировать отдельные звуки (слоги) в слово.

Для закрепления полученных навыков, использую игровые упражнения-задания (перепрыгнуть через скакалку / отбить мяч от пола / прыгнуть на двух ногах столько раз, сколько звуков в названном слове; найти и опустить в «чудесный мешочек» игрушку, в названии которой второй звук — у (кукла, Буратино); найти вокруг предмет, название которого начинается со звука м).

«Чуткие ушки», «Сигнальщики» — выполнение действия (хлопнуть в ладоши, поднять руку, поднять картинку, если услышишь заданный звук в ряду звуков или в слове. Например, хлопнуть, если услышишь звук «А», воспитатель произносит: У, А, И, О, А и т. д.

«Добавь звук», «Отними звук» — образование нового слова путём добавления или удаления одного звука. Например, добавь звук –К– к слову «вол» = «волк», убери первый звук из слова «косы» = «осы» и т. д.

«Превращения» — аналогично предыдущему, только задание – замена звука так, чтобы получилось новое слово (мУшка – мОшка, МАшка, мИшка, мЫшка).

Обращаю внимание на работу с предложением — составить предложение, правильно расставить разрозненные слова в одну законченную фразу ( «Живые слова»), договаривать слова к знакомым стихотворным строкам и т. д.

Игры для развития слухового внимания

Младший дошкольный возраст

  • «Угадай, кто кричит?», «Кто позвал?»,
  • «Кто внимательный» — выполнение сложной речевой инструкции, произнесённой шёпотом на расстоянии 3 — 4 м от ребёнка (Саша, возьми книжку; Коля возьми куклу и посади в машину и т. д.).
  • «Повтори за мной», «Где колокольчик (погремушка), «Чей голос?» (птицы и животные).

Старший дошкольный возраст

  • «Телефон», «Жмурки» (со звучащими предметами, с голосом), стихи, небылицы.
  • «Найди игрушку» — ребёнок отыскивает спрятанную игрушку, опираясь на звуковые подсказки детей (хлопки: тише — громче),
  • «Что шуршит?» — дети определяют, какой материал издаёт звук — фольга, целлофан, бумага и т.п.;
  • «Музыка пальцев» — нужно услышать, как стучат пальчики на разных поверхностях (деревянной, стеклянной и т.д.), как шагают пальчики – тихо, быстро и т.д.
  • «Эхо» — формировать слуховое внимание, умение различать близкие по звучанию фонемы (повторить сложные слова или скороговорки).
  • «Эхо» — необходимо произнести детям только последний слог в слове.

Использую кратковременные «минуты тишины». Их можно превращать в упражнения «Кто больше услышит?», «О чем говорит комната?». В ходе этих упражнений можно предлагать отдельным детям с помощью звукоподражаний воспроизвести то, что они услышали (капает вода из крана, жужжит беличье колесо и т. д.).

Звуковысотный слух

Игры на развитие звуковысотного слуха относят к категории музыкально-дидактических игр, в этой области работают музыкальные руководители.

Воспитатель может использовать упражнения для развития звуковысотного диапазона:

  • произнеси звук (У), имитируя океанский лайнер (низкое звучание) и маленький пароходик (высокое).
  • произнеси звук (Ж), с разной степенью высоты, подражая жужжанию большого шмеля (низко) и маленькой пчелки (высоко).
  • начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам и издает пронзительные звуки сирены: «У-у-у-у» — изобрази эти звуки голосом.
  • вспомните, как говорили в сказке «Три медведя» Михайло Иваныч, Настасья Петровна и Мишутка. Какой по высоте голос был у каждого? Произнеси фразу «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?» голосом Михайло Иваныча, Настасьи Петровны и Мишутки.

Игры на развитие темпа и ритма речи

Темп речи – это скорость протекания речи во времени или число звуковых единиц, произносимых в единицу времени.

Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Как считают исследователи, темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи.

Младший дошкольный возраст

- «Как бегают зверята» — выстукивание кулачками медленного, среднего и быстрого ритмического рисунка (медведь-, заяц-, мышка-).

- «Песенки-ритмы» — например, «Зайчик», «Наша Таня»:

Зайчик ты зайчик, педагог ритмично ударяет в бубен,

Коротенькие ножки. а дети прыгают на двух ногах.

На этих ножках дети вместе с педагогом выставляют

Красные сапожки. вперед ноги поочередно.

- «Дождик льет и капает» — различать темп звучания (частое и редкое звучание).

- «Упражнения с ладошками» — педагог говорит, что он будет хлопать в ладоши по-разному, а дети должны постараться точно повторить его хлопки. Например:

4 раза по коленям обеими руками (повторить 2 раза).

3 раза по коленям, 1 раз в ладоши (повторять до точного исполнения).

2 раза по коленям, 2 раза в ладоши.

И так далее, можно использовать как физминутку.

- «Игры с палочками» — упражнения проводят сидя на полу, можно использовать карандаши. Например:

Стучать палочкой о палочку (то одна, то другая сверху).

Стучать поочередно каждой палочкой по полу (разными длительностями: четвертными и восьмыми).

3 раза по полу, 1 раз палочкой о палочку.

Сначала упражнения проводят по счет педагога, потом – без счета – на внимание.

Старший дошкольный возраст

«Послушай, как стучит сердце» — знакомство с ритмом.

«Покажи нужную карточку» — определение количества хлопков и соотнесение их с записанным ритмическим рисунком.

«Простучи столько раз, сколько точек на карточке» — воспроизведение несложных ритмов по заданному образцу с соблюдением пауз.

«Простучи, как я скажу» — воспроизведение несложного ритма по словесной инструкции.

- Произнесите следующие предложения в нужном темпе:

Как медленно вертится колесо!

Помогите, человек тонет!

Как долго тянется зима!

Скорей бежим домой!

- Скороговорки произносятся всегда быстро. Поучимся их говорить. Произнесите скороговорки в разном темпе: сначала медленно, потом быстрее, еще быстрее и очень быстро.

Усядемся на пригорке

Да расскажем скороговорки.

Тридцать три вагона в ряд

Тараторят, тарахтят.

- Игра «Барабанщик». Ты – барабанщик. Отбей палочкой походный марш в следующем ритме:

Пам-пара-памм!

Пам-пара-памм-памм!

Памм! Памм! Памм!

- Игра «Дирижер». Педагог исполняет роль дирижера, и показывает детям, в каком ритме исполнять стихотворение

Сидит киска на заборе,

У нее большое горе:

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски!

- «Упражнения с ладошками» — с усложнением игр младшего дошкольного возраста. Например:

2 хлопка в свои ладоши, 1 хлопок – в ладоши партнера.

2 хлопка в ладоши партнера, 1 хлопок – в свои ладоши.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272с.
  2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. — М.: Просвещение, 1981. — 256с.
  3. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 112с.
  4. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. – СПб.: «Композитор», 2005.
  5. Козырева Л.А. Развитие речи: Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 164с.
  6. Логинова В.И., Максаков А.И., Попова А.И.; Под ред. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 1984. – 223с.
  7. Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти). — СПб.: «Паритет», 2003. -112с.
  8. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 64с.
  9. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., Просвещение, 1991. – 208с.
  10. Рождественская В.И., Радина Е.И. Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 1999. – 331с.
  11. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год