Развитие речи у детей | |||
Автор: Косова Наталья Ивановна | |||
24.04.2016 20:02 | |||
Конспект подгруппового занятия по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности (для детей с ЗПР), 2-е полугодие Тема: «Пересказ рассказа Е.Чарушина «Кошка» с наглядной опорой на картину» МБДОУ д/с № 92 учитель-дефектолог Н.И. Косова г.Таганрога Цель: формирование мотивационно-потребностного компонента речевой деятельности и её активизации. Задачи:
Оборудование: мягкая игрушка – кошка, предметные картинки с изображением домашних животных (кошка, собака, корова, свинья, овца), их детёнышей, картина с изображением кошки с котёнком. Примечание: в процессе беседы с детьми на данном этапе коррекционно-развивающей деятельности педагог не требует полных развёрнутых ответов. Методы и приёмы: совместный пересказ, подсказ (слова, части фразы), исправление неправильных слов, напоминание, вспомогательные и наводящие вопросы, указание, использование сопряжённой и отражённой форм речи, одобрение и др. Ход занятия I. Организационный момент, введение в тему. Педагог держит в руках мягкую игрушку — кошку: — Ребята, кто это? (индивидуальные ответы детей). — Кошку зовут Муся. Она дружелюбная и ласковая, давайте её погладим, приласкаем. (Дети прикасаются к кошке, гладят, ласкают). — Какая она? (красивая, мягкая, пушистая и т.д.) /Хоровая работа/. — Наша гостья пришла к нам непросто так, она приготовила для нас сюрприз и предлагает нам поиграть. Как вы к этому относитесь? (Вы согласны? – при затруднении) (ответы детей) Педагог подводит к изображениям домашних животных: — Это портреты друзей Муси. Игры называются «Назови маму, папу и детёнышей» и «Кто как голос подаёт, что он для этого делает» Дети называют животных, папу, маму, детёнышей в ед. и мн. числах. Педагог по мере необходимости поправляет, при затруднениях помогает, проводится закрепляющая хоровая работа. Педагог хвалит, одобряет деятельность детей. Физкультминутка по предложению «кошки Муси», которая часто играет со своими котятами: Игра-подражание малой подвижности «Кошка и котята» (Педагог – мама-кошка, дети котята, играют, бегают, прыгают, хвостиком виляют, спинки выгибают и т.д.) — Молодцы, котята. А вот вы уже и снова ребята. — Наша гостья Муся знает, что мы любим читать и пересказывать рассказы. Она тоже очень хотела бы послушать, как вы научились пересказывать рассказы. Муся принесла нам картину, на которой изображена она со своим котёнком. Педагог обращает внимание детей на картину, дети рассматривают, комментируют содержание картины. Обсуждение значения слова «Сытая». II. Основная часть Чтение рассказа. Кошка. Е.Чарушин. Это кошка Маруська. Она в доме мышь поймала, за это её хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике, сытая, довольная. Песенки поёт-мурлычет, а её котёночек маленький — ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет — сам себя за хвост ловит, на всех фыркает. Ответить на вопросы:
Повторное чтение рассказа с параллельной демонстрацией на картине наглядных опор связанных с контекстом. Пересказ текста детьми с поэтапной опорой на картину (педагог при затруднениях указывает на картине проговариваемый эпизод) и использованием в качестве помощи запланированных методов и приёмов, а также привлечением детей к взаимопомощи. Педагог хвалит, одобряет деятельность детей. III. Итог занятия — Понравился ли вам рассказ? — Ребята, о ком говорится в рассказе? — Что вам понравилось? — Ребята, хотите о чём-нибудь спросить у Муси? (— Ребята, спросите у Муси, что ей понравилось?) – при затруднениях. — А кому ещё можно рассказать про кошку Марусю и её котёнка. (Родителям, бабушке, дедушке и т.д.). Педагог хвалит, одобряет желание детей рассказать дома про кошку Марусю и её котёнка. Желающим предлагает вместе с родителями нарисовать кошку Марусю.
|