Речевое развитие дошкольников в условиях ФГОС |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Дубровская Марина Михайловна | |||
21.01.2016 17:39 | |||
Речевое развитие дошкольников в условиях ФГОС Победитель всероссийского конкурса "Самая востребованная статья месяца" НОЯБРЬ 2017 Условия конкурса: http://doshkolnik.ru/konkursi/13466-vnimanie-konkurs.html Переход ДОУ на ФГОС ДО осуществляется с января 2014 года Из материалов ФГОС ДО включает следующие: Образовательные области:
Скачать презентациюСкачать презентацию Речевое развитие
Требования к результатам освоения образовательной программы ДО:
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Для того, чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для изучения речи. Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках. Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов. В период от рождения ребенка до 7 – 10 лет формируются и активно развиваются речевые умения и навыки. Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают внешнее оформление (произношение, членение фраз, интонирование) и внутреннее (выбор падежа, рода, числа и т. п.). Речевое умение – особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков. А.А. Леонтьев считает, что речевые умения носят творческий характер и представляют собой комбинирование языковых единиц, применение их в любых ситуациях общения. Различают четыре вида речевых умений:
Первые слова очень своеобразны, для них характерен полисемантизм. Эти первые слова, в сущности, ещё не являются словами. Настоящее слово рождается как обозначение предмета и связано непосредственно с жестом, который указывает на предмет. После 4-5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребёнок ещё не осознаёт всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена не предметная отнесённость слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним. Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Значения детских слов динамичны. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово при тождестве отнесённости к предметам и явлениям окружающего мира «значит» для ребёнка разного возраста и разного уровня развития разное. У ребёнка в 3 — 5 лет центральное место занимает процесс овладения чёткой предметной отнесённостью слов с их конкретными значениями, а в 5 — 6 лет – с системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи. Таким образом, в своей конкретно-отнесённой форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщённым образом действительности, растёт, расширяется, углубляется по мере развития ребёнка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребёнка перестаёт быть зависимой от чувственной ситуации. Задачи речевого развития в дошкольном возрасте:
- знакомство с различными жанрами детской литературы (задачи решаются в процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни, но приёмы и методы работы усложняются на каждом возрастном этапе) Методы работы по развитию речи дошкольников: Метод обучения по образцу (имитационный):
- пересказ литературных произведений. Метод проблемный:
- упражнения, дидактические игры и др. Метод коммуникативный:
- совместный труд и другие виды деятельности, побуждающие высказаться. Речевые упражнения, словесные игры, чтение и обсуждение литературных произведений, инсценировки, игры-драматизации, коллективные рассказы, игры-соревнования, литературное творчество, индивидуальная работа с ребенком – все виды образовательной деятельности должны повторяться, чтобы дети могли прочно усвоить произношения звуков и слогов, новые слова и их значения, а также грамматические правила. Для определения содержания и методов обучения родному языку, для осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к детям необходим диагностика разных аспектов речевой деятельности дошкольников: особенностей фонетических, лексических, грамматических навыков связной речи. Курганская Л.М. Я умею. Ты умеешь. Мы умеем говорить! Диагностика речевого развития дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений, студентов пед. училищ и пед. факультетов вузов. – Белгород, 2004. – 62 с. Приёмы работы на разных этапах развития речи детей Дети младшего дошкольного возраста Развитие звуковой стороны речи дошкольников младшей группы От звукового оформления зависит ясность речи, сила ее воздействия на слушателей, поэтому с детьми младшего дошкольного возраста необходима целенаправленная работа, которая включает упражнения со всеми элементами фонетики и мелодико-интонационной стороной речи. Во время игр и занятий нужно обучать детей правильно пользоваться голосом: не кричать, не говорить раздраженно, не перенапрягать голосовые связки, так как это может привести к срыву голоса. В младшем дошкольном возрасте огромное внимание уделяется развитию звуковой культуры речи. Для отработки дикции (отчетливого и ясного произношения слов, слогов и звуков) используются разнообразные упражнения: шутки-чистоговорки; потешки; поговорки; фразы, содержащие определенную группу звуков; упражнения на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию (мышка – мишка). Приемы работы по развитию звуковой стороны речи:
«ОТГАДАЙ, КТО К НАМ ПРИШЕЛ»: – «Му – Му –у» – кто это мычит? – «Мяу – мяу» – кто пришел? – А кто спрятался и пищит «пи-пи-пи»? – «Ко-ко-ко» – кто теперь? – «Ква-ква-ква» – а это кто? – «Ку-ку, ку-ку» – чей это голос? – «Тик-так, тик-так» – а это что? И так далее. Меняя высоту голоса, взрослый просит определить, какая мышка (кошка, собачка и т.д.) пищит: большая или маленькая.
Слушая стихотворение, дети произносят звукоподражательные слова: На лугу паслась корова – «Му-у-у, му-у-у». Полосатый шмель летел – «З-з-з, з-з-з». Летний ветерок подул – «Ф-ф-ф, ф-ф-ф». Колокольчик зазвенел – «Динь, динь, динь». Стрекотал в траве кузнечик – «Тр-р-р, тц-с-с». Еж колючий пробегал – «Пх-пх-пх». Птичка маленькая пела «Тиль-ль, тиль-ль». И сердитый жук жужжал – «Ж-ж-ж, ж-ж-ж». Рекомендуется заучивать с детьми небольшие поэтические тексты: Простокваша Простокваши дали Клаше, Синичка, синичка – Недовольна Клаша: Воробью сестричка.
Дайте просто каши! Залез в амбаришко, – Дали вместо простокваши Клевать просо Каши Клаше нашей: Своим носом. Ела, ела Клаша кашу Вместе с простоквашей. А поела – встала, «Спасибо» сказала. Развитие лексики В 1,5 года – менее 50 слов. К 2 годам словарь возрастает в 3 – 5 р. До 1,5 – 2 лет – новые десятки слов, после этого словарь увеличивается в 8 раз за 2 – 3 месяца. В 1,3 года в словаре только существительные; В 1,8 года – 20 % глаголов Словотворчество «Постепенное освоение ребенком взрослого языка есть, в сущности, не присвоение этого языка, но его самостоятельное конструирование» С.Цейтлин
Словарная работа На первом этапе словарь ребенка представляет собой набор отдельных слов, причем неупорядоченный набор, поэтому развитие речи включает не только обогащение словаря, но и воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, к его значению (семантике). Руководство развитием детского словаря рекомендуют начинать не с обучения новым словам, а с активизации имеющегося у детей словарного запаса — с обращения к их опыту. Ребенок иногда объясняет смысл слова с точки зрения детской логики, поэтому надо работать над отработкой умения употреблять слова в соответствии с их действительным смыслом. В.В. Вересаев описывает, как в детстве он был удивлён, когда человек, которого называли сыном кухарки, оказался большим мужчиной с рыжими усами. Он думал, что «сыном» может быть лишь маленький мальчик, придавая, таким образом, этому слову своё, особое значение. Упражнения:
То, что делает человек (спит, прыгает, работает). Что можно шить? (платья, одежду). Штопать? (носки, одежду). Двигать? (стол, стул). Что бывает круглым? (мяч, шар). Что бывает низким? (стул, кровать). Что бывает высоким? (шкаф, рост). Веселый (какой?) – добрый, искрящиеся глаза. Грустный (какой?) – печальные глаза, опущенные уголки рта. Игра «Съедобное – несъедобное» Ведущий произносит слово и бросает одному из игроков мяч. Если был назван съедобный объект, игроку нужно поймать мяч. В обратном случае игрок уклоняется от мяча. Аналогично проводятся игры «Живое -неживое», «овощи-фрукты», «Дикие животные – домашние животные», «Птицы – насекомые», «Одежа – обувь». Игра «Я собрал в огороде…» Формирование грамматического строя речи: Чаще всего затруднения у младших дошкольников вызывают следующие грамматические формы:
Упражнения:
Дети среднего дошкольного возраста Развитие звуковой стороны речи Чистоговорки (сочиняют дети). Скороговорки: «Карл у Клары…», «Во дворе – трава, на траве – дрова». Загадки: «На шесте дворец, во дворце певец», «Днем спит, а ночью летает и прохожих пугает». Пословицы и поговорки. Игры-драматизации. Стихи и считалки. Развитие звуковой стороны речи: обучение звуко-слоговому анализу Изучение гласных и согласных звуков. Определение места звука в слове (начало, середина, конец) Использование фишек для выполнения звукового анализа: гласный звук, согласный звук твердый, согласный звук мягкий, звонкий звук, глухой звук. Последовательность анализа слова: Правильно произнеси слово и послушай его. Произнеси слово по слогам. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй. Обозначь выделенный звук фишкой. Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его. Третий звук и т.д. Прочитай по фишкам слово целиком. Ответь на вопросы:
Формирование грамматического строя речи Упражнения:
чулки (чулок), носки (носков), ботинки, валенки; много: абрикосы, апельсины, помидоры, бананы, яблоки (абрикосов, апельсинов, помидоров, бананов, яблок). Словарная работа Один из важных приемов словарной работы с дошкольниками — это работа с семантическим полем слова. Семантические поля — это отношения слов между собой, система этих отношений. Слова связываются между собой не только по формальным признакам, но и по смыслу: Упражнение: подберите слова, которые связаны по смыслу со словом игла: «игла для шитья», «игла хвойного дерева»: «игла» в значении «лист хвойного дерева»: дерево — ствол — ветви — хвоя — зеленая — пушистая — растет — опадает. «игла для шитья» — входит в другое семантическое поле: шить — вышивать— платье — рубашка — одежда — узор; острая — тонкая. Комплексная работа над семантикой слов, формирование представлений, что одним словом могут называться разные предметы (явление полисемии), что об одном и том же можно сказать различными словами (синонимами), что существуют слова, противоположные по смыслу (антонимы). Дидактические игры: Игра с мячом «Я знаю пять (насекомых…)». Игра с мячом «Ассоциации» ( «Красный»: ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак). Игра «Назови другим словом» (бросить мяч – кинуть мяч, глядеть в окно – смотреть в окно) Лексическая работа Составление сравнений (Как солнышко, как ежик, как снег и т.д.). Обсуждение олицетворений (человек идет, часы идут; ребенок смеется, солнышко смеется и т.д.). Дифференциация прямого и переносного значения глаголов в контексте (Девочка весело шагает по лужам. Солнечный зайчик весело шагает по лужам.) Упражнения:
Игровые упражнения:
Развитие связной речи Задание: составляем устное коллективное письмо
«Письмо заболевшему другу»; «Письмо детям из другого города» «Письмо больному мальчику, о котором узнали из телепередачи»
Описание сказочных персонажей в процессе
Дети старшего дошкольного возраста Словарная работа Упражнения по выстраиванию семантических оппозиций: определите, как соотносятся слова:
Подбор слов, близких по своему значению:
Работа над антонимами:
Создание устного рассказа (текста, включающего описание и повествование): «Разговор двух кочанов капусты» в ходе беседы по вопросам:
Поздравления: с Новым годом, с днем рождения…
Работа над литературными произведениями Этапы работы над стихотворением: Перед чтением: Видели вы когда-нибудь дерево в снегу? Опишите, как оно выглядит. Выразительное чтение текста воспитателем. После чтения текста: Пауза. Что вы представляли, слушая стихотворение? Почему автор сравнивает снег с серебром? Какое время суток изображено в стихотворении? Какое настроение вызывает это стихотворение? С.А. Есенин. Береза Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, обсыпает ветки Новым серебром. Вопросы для обсуждения сказки, рассказа: Перед чтением обсудите: Какие мысли рождает название сказки (рассказа)? После чтения текста скажите: О чем узнали, слушая содержание? Совпали ли ваши ожидания? В процессе чтения: Объясните незнакомые слова, метафоры. Опишите место действия в разных эпизодах. Используйте прием устного словесного рисования или создайте иллюстрацию на бумаге. Назовите героев. Опишите, как вы их себе представляете. Оцените их поступки. После чтения текста: Кратко передайте последовательность событий. На кого из героев ты хотел быть похожим? Чему учит произведение читателей? Приемы работы со сказками: На раннем этапе передать последовательность событий, используя картинки ( «Гадкий утенок» Андерсена); выбери картинки, следующие друг за другом. Расскажи сказку от имени одного из персонажей (надо передать не только события, но и чувства, мысли героя). Продолжи или закончи сказку (рассказ). Восприятие миниатюры М.М. Пришвина «Бал на реке»: Желтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, белые раскрываются часов в 10. Когда все белые распустятся, на реке начинается бал. Беседа: Опишите картину, которую вы себе представили. Почему писатель назвал эту картину словом «бал»? Объясните, что значит «бал»? Что общего между балом и описанной картиной природы? Этапы работы над литературным произведением (над басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»):
– Какими Вы представили себе Лисицу? Ворону? – А как описал их автор? 4. Обсуждение смысла басни: – Кого высмеивает басенная история? – Какой урок можно извлечь, слушая произведение Крылова? Баснописец смеется и над хитрой, неискренней Лисицей и над глупой Вороной. Мораль басни говорит о лести, а в басенной истории предметом осмеяния становится прежде всего Ворона (тот, кто поддался, поверил льстивым словам). Баснописец поучает и предупреждает: действительно, «лесть гнусна», но она может оказаться такой тонкой, приятной, ее не всегда легко распознать и очень важно не попасть в сети льстеца. Развитие речи детей напрямую связано с культурой речи воспитателей и всех окружающих. Недостатки в речи воспитателей:
Понятие культура речи включает: – владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме; – умение выбрать и организовать языковые средства при общении; – соблюдение этических требований. Это нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры. Нормативный аспект. Языковая норма – это традиционно сложившиеся правила использования речевых средств, т.е. правила образцового и общепризнанного произношения, употребления слов, словосочетаний и предложений. Главное учреждение, занимающееся нормированием языка – Институт русского языка Академии наук РФ им. В.В. Виноградова. На сайте института – www. gramota. ru – можно получить справку, касающуюся норм русского языка. Письменные языковые нормы – орфографические и пунктуационные правила. Устные нормы подразделяются на грамматические, лексические и орфоэпические. Грамматические нормы – это правила использования форм разных частей речи, а также правила построения предложения (ошибка: большой мозоль вместо большая мозоль). Лексические нормы – это правила применения слов в речи. Ошибкой является, например, употребление глагола *ложить вместо класть. Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи. КрасИвее, кУхонный, мастерскИ, близкА, кулинАрия, премирОванный, гЕнезис, обеспЕчение, твОрОг, нАчатый, прибЫть, киломЕтр, веселА, прИнятый, облегчИть, индУстрИя, мусоропровОд, дОсЫта, определенА, договОр, досУг, дОбелА, щавЕль, звонИт, ходАтайство, нАсмерть, занятА, завИдный, диалОг, каталОг, алфавИт, дефИс, шофЕр, балОванный. Примеры орфоэпических обязательных норм: В современном языке шн произносится в следующих словах: конечно, скучно, яичница, пустячный, скворечник, прачечная, перечница, в женских отчествах на –ична: Ильинична, Фоминична. В ряде слов произношение шн допускается наряду с чн: булочная, сливочное, ячневая, молочный, пшеничный, лавочник. Этикет (фр. бирка, ярлык) – это совокупность правил хорошего тона, принятых в данном обществе. Речевой этикет – это правила речевого поведения, т. е. система стереотипных, устойчивых формул общения. Речевой этикет – это язык вежливости. Преподобный Иоанн Крондштадтский перед учащимися гимназии сказал: «Больше всего учитесь языку любви, самому живому, выразительному языку. Без него знание языков не принесет никакой существенной пользы». Приложение Игровые приёмы по формированию словаря у детей Игра: «Холодно – Горячо». Цель: Обогащение словарного запаса существительными Содержание. Взрослый просит детей закрыть глаза, затем прячет предмет и задает вопрос: «Где мишка?» Дети ищут предмет в комнате по подсказке взрослого: «Холодно. Холоднее. Теплее. Еще теплее. Горячо». Игра с поиском исчезнувшего предмета помогает детям запомнить новое слово. Игра: «Опиши предмет». Цели: Расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете. Содержание. Взрослый рассматривает предмет и указывает на его признаки. Например, взрослый обследует яблоко. По цвету оно желтое. По форме напоминает шар (обхватывает яблоко кистями рук), яблоко круглое. По размеру оно большое, крупное. Если погладить яблоко, чувствуешь, что оно гладкое. Я надавливаю на яблоко, с ним ничего не происходит. Яблоко твердое. Понюхаю яблоко: ах, какое оно ароматное, душистое. Подержу на руке, взвешу: яблоко тяжелое. Отрежу кусочек и попробую на вкус: яблоко сладкое (кислое, кисло-сладкое)». Игра «Чудесный мешочек» Цели: Расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предметов. Оборудование. Нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относятся к одной лексической группе ( «Посуда», «Овощи» или др.) Содержание. Предварительно дети знакомятся с игрушками, названия которых относятся к одной лексической группе: рассматривают, называют, выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнает ее и называет: «У меня чашка». Только после этих слов ребенок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть ее и показать всем детям. Если ответ верный, ребенок берет предмет себе. Игроки поочередно узнают на ощупь, называют и вынимают из мешочка предметы. Выигрывает тот, кто соберет большее количество игрушек. Усложненный вариант (для старших дошкольников): требуется, прежде чем достать предмет из мешочка, определить его форму (круглый, продолговатый), материал, из которого изготовлен предмет (резиновый, металлический, тряпичный, деревянный, пластмассовый), качество поверхности (гладкий, шероховатый, скользкий, холодный). Игра «Почта», «Укрась елку» «Волшебное дерево», «Тематическое лото», «Домино» Игра «Посылка» Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи. Оборудование. Предметы, коробки по количеству игроков. Содержание. Каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан. Игра «Аналогии» Цели: Активизация существительных с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного компонента лексического значения слова) Содержание. Взрослый предлагает детям дополнить слово по образцу: лиса – зверь, журавль – птица или наоборот. Взрослый называет слово обобщающего значения, ребенок придумывает слово конкретного значения (или наоборот): посуда – сковорода, цветы – одуванчик, транспорт – грузовик, рыбы – сом, насекомые – кузнечик. Выигрывает тот, кто ни разу не собьется. Игра «Съедобное – несъедобное» Цели: Развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность, одушевленность, др.), уточнение значения обобщающих слов, развитие слухового внимания, общей моторики. Содержание. Ведущий произносит слово и бросает одному из игроков мяч. Если был назван продукт питания, плод или другой съедобный объект, игроку нужно поймать мяч. В обратном случае игрок уклоняется от мяча. Аналогично проводятся игры «Живое -неживое», «овощи-фрукты», «Дикие животные – домашние животные», «Птицы – насекомые», «Одежа – обувь» и др. Игра «Я знаю пять…» Цели: Активизация слов с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного аспекта значения слова). Содержание. Дети встают в круг. Первый игрок, в руках у которого мяч, начинает игру словом: «Я» и передает (перебрасывает) мяч рядом стоящему ребенку. Второй игрок принимает мяч, проговаривает следующее слово: «Знаю» – и передает мяч дальше. Третий игрок: «Пять». Следующий ребенок «Насекомых». Далее каждый ход сопровождается называнием одного насекомого до тех пор, пока не будет названо пять слов данной группы. Игра продолжается дальше. Игра с мячом «Ассоциации» Цели: Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики. Содержание. Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак0, и возвращает мяч взрослому. Аналогично: тяжелый – грузовик; колючий ёж, холодный снег, высокий – человек, стеклянный – стакан. Возможно проведение игры на материале конкретной лексической темы (с опорой на картинки и без нее). В этом случае взрослый договаривается с ребенком о том, что ему нужно придумывать слова по определенной теме (к примеру, по теме «Посуда»). При этом на наборном полотне могут быть представлены соответствующие картинки. Примерный лексический материал: глубокая – тарелка; голубая – кастрюля; маленькое блюдце; прозрачный – кувшин. Игра «Я собрал в огороде…» Цели. Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти. Содержание. Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде…огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду…», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице…», «В лесу живет…», «На кухне есть…» и т.д. Игра «Назови другим словом» Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря синонимов. Содержание. Взрослый называет словосочетание и задает вопрос: «Бросить мяч. Как это действие можно назвать иначе, другим словом?» даются образцы правильных ответов: «Бросить мяч – кинуть мяч. Глядеть в окно – смотреть в окно». Дети приступают к подбору синонимов только после подтверждения понимания ими задания. Игра с мячом «Скажи наоборот» Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов. Содержание. Дети стоят в шеренге лицом к ведущему. Взрослый (ведущий) произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним (слово- «неприятель») к заданному слову и вернуть мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится ведущий. Этот ребенок продолжает игру придумывая свои слова.
|