Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
Развитие речи у детей
Автор: Мавлютова Сиреня Рафиковна   
12.01.2016 03:47

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Мавлютова Сиреня Рафиковна, воспитатель, МБДОУ д/с №229, г.Ульяновск

Воспитание звуковой культуры речи — одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для ее решения.

 

Понятие "звуковая культура речи" широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).

Звуковая культура речи — составная часть общей речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывают родители и воспитатели.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется в процессе всех видов детской деятельности.

В старшем дошкольном возрасте предусматриваются как специальные занятия по звуковой культуре речи, так и упражнения, решающие самые разные задачи на других речевых занятиях: чтении художественной литературы, рассказывании по картине, рассказывании об игрушке, заучивании стихов, в дидактических играх.

Учитывая то, что в старшем дошкольном возрасте не все дети овладевают правильным произношением звуков особенно (л), (р), работа над звукопроизношением является важной и на этом возрастном этапе. Дети также упражняются в различении изолированных звуков на слух, звуков в словах, во фразовой речи.

По результатам обследования в начале года выяснилось, что не все дети в нашей группе овладевают правильным произношением звуков, имеют те или иные нарушения в речи. В связи с этим мы проводим следующие работы:

Так как речь связана с движениями речевого аппарата большое место при устранении дефектов звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика. Обычно она включает в себя 3-5 упражнений в зависимости от звуков, которые нарушены, от степени сложности речевого дефекта.

Дополнительно применяем упражнения по развитию мелкой моторики рук, своеобразную пальчиковую гимнастику, проводим сопряженную гимнастику.

  • сборка картинок пазлов
  • построение цветовой композиции с помощью мозаики
  • игра с конструктором (типа "Лего")
  • выкладываем буквы из фасоли, счетных палочек.

Для развития и совершенствования артикуляционного аппарата, голоса и речевого дыхания включаем в режим дня речевую зарядку, упражнения и игры на поддувание и выдувание.

Эмоциональный настрой на занятии повышают игровые упражнения, а также дидактические игры. Именно она являются наиболее удачным средством воспитания звуковой культуры речи детей, способствуют развитию их познавательной активности, улучшают произношение, расширяют активный словарь. Почти все игры – многоцелевые. Следовательно, с помощью одной игры можно решить сразу несколько задач.

Одним из условий наилучшего закрепления материала по воспитанию звуковой культуры речи является повторение его в спокойной домашней обстановке, в привычных условиях. Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение.

Непрерывную связь с родителями в нашей группе осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.

В начале года провели анкетирование, изучили возникающие проблемы по развитию звукопроизношению. Исходя, из этого проводим индивидуальные, коллективные беседы консультации.

На родительских собраниях знакомим родителей с содержанием воспитания и обучения в детском саду (с разделом работы по воспитанию звуковой культуры речи), требованиями, которые предъявляются к воспитанникам.

Проводим Консультации — практикумы. Родители совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивали артикуляционную гимнастику, выполняли задания вместе с детьми.

В ходе дискуссии за «круглым столом» мы определили наиболее оптимальные формы работы с родителями по формированию звукопроизношения. Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.

Стараемся привлечь внимание родителей к ребенку, его проблемам; показать достижения детей, раскрыть их лучшие стороны, заинтересовать родителей делами ребенка.

Проводя занятия, мы помещаем в уголок для родителей цели и задачи, а так же задания на повторение и закрепление.

Таким образом, совместно с родителями, стараясь найти разные формы приобщения их к развитию звуковой культуры речи детей, мы шаг за шагом преодолеваем сложный процесс формирования правильной речи.

Список использованной литературы

  1. Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006.
  2. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1990.
  3. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. — М.: 1984 г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год