Речевая олимпиада «Кружева зимы» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Фоминых Елена Николаевна | |||
03.01.2016 19:11 | |||
Речевая олимпиада «Кружева зимы» Составитель: Фоминых Е.Н. Место проведения: МБДОУ № 102, подготовительная группа № 14 Время проведения: февраль 2016 г. Задачи: образовательные:
коррекционно-развивающие:
воспитательные:
Оборудование: Ноутбук, проектор, экран, мультимедийная презентация, сладкие призы, призовые жетоны – снежинки, дипломы за 1, 2, 3 места. Ход олимпиады. СЛАЙД № 1. (на зимнем фоне – название олимпиады и появляющаяся с помощью анимационного эффекта снежинка). - Ребята, сегодня мы проведём речевую олимпиаду «Кружева зимы». За каждый правильный ответ вы будете получать снежинку, а в конце викторины — определим победителя. Итак, мы начинаем! (ведущая – учитель-логопед в костюме Зимы) СЛАЙД № 2. (на зимнем фоне – текст загадки; музыкальное сопровождение – романтическая медленная музыка). -Отгадайте загадку: Тройка, тройка прилетела. Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица – Белокожа, светлолица. Как махнула рукавом – Все покрыла серебром! -Эта царица — зима, а зимние месяцы – кони. СЛАЙД № 3. (зимний пейзаж и название месяца — декабрь). -Как называется первый месяц зимы? (декабрь). Про декабрь говорят – году конец, а зиме начало. А в старину, на Руси, декабрь в народе называли – студень, как вы думаете, почему? (очень холодный, студёный). СЛАЙД № 4. (зимний пейзаж и название месяца — январь). -Как называется второй месяц зимы? (январь). Про январь говорят – году начало, а зиме середина. А в старину, на Руси, январь в народе называли – просинец, почему? (потому что небо в январе голубое, синее, ярко светит солнце и при этом мороз!) СЛАЙД № 5. (зимний пейзаж и название месяца — февраль). -Как называется третий месяц зимы? (февраль). Есть такая поговорка: вьюги да метели под февраль полетели. А в старину, на Руси, февраль в народе называли – снежень, почему? (так как часто — снегопад) и бокогрей – (солнышко начинает греть земле бока). - Для того, чтобы лучше запомнить названия зимних месяцев я предлагаю вам выучить считалочку и помогут нам наши пальчики. Дед Мороз под Новый Год Начинает пересчёт: Декабрь – это раз, Январь – это два, Февраль – это три! СЛАЙД № 6. (на фоне зимнего леса – надпись «зимующие птицы»). -Ребята, есть очень много загадок о зиме, я вам предлагаю сегодня отгадать загадки про зимующих птиц. СЛАЙД № 7. (на фоне зимнего леса – текст загадки и картинка-отгадка, появляющаяся с помощью анимационного эффекта). -Если вы правильно отгадаете загадку, на экране появится картинка – отгадка. Итак, первая загадка. Чёрный жилет, Красный берет. Нос, как топор, Хвост, как упор. (дятел) СЛАЙД № 8. (на фоне зимнего леса – текст загадки и картинка-отгадка, появляющаяся с помощью анимационного эффекта). Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая. Птица говорливая, Самая болтливая. (сорока) СЛАЙД № 9. (на фоне зимнего леса – текст загадки и картинка-отгадка, появляющаяся с помощью анимационного эффекта). Красногрудый, чернокрылый Любит зёрнышки клевать. С первым снегом на рябине Он появится опять. (снегирь) СЛАЙД № 10. (на фоне зимнего леса – текст загадки и картинка-отгадка, появляющаяся с помощью анимационного эффекта). Озорной мальчишка В сером армячишке. По двору шныряет, Крохи собирает. (воробей) СЛАЙД № 11. (на фоне «снежинки» сюжетная картинка «Зимние забавы»). -Ребята, составьте предложение по картинке, скажите, что можно делать детям зимой на улице. А теперь составьте предложения, чем ещё можно заниматься зимой на улице. За каждое предложение вы будете получать призовой жетон – снежинку. СЛАЙД № 12. (появляющиеся с помощью анимационного эффекта сюжетные картинки «Дети катаются на санках», «Девочка лепит снеговика», «Мальчик катается на коньках», «Дети катаются на горных лыжах» и надпись «Какая картинка лишняя?»). -На картинки посмотрите, лишнюю определите. (лишняя картинка «Девочка лепит снеговика»). СЛАЙД № 13. (на «зимнем» фоне – надпись «Зимние слова-родственники»). -Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду читать стихотворение, а вы хором добавлять слова-родственники к слову «снег». Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю… (снег). С неба всё скользят пушинки- Серебристые… (снежинки). На посёлки, на лужок Всё снижается… (снежок). Вот веселье для ребят- Всё сильнее… (снегопад). Все бегут вперегонки, Все хотят играть в… (снежки). Словно в белый пуховик Нарядился… (снеговик). Рядом снежная фигурка- Это девочка — … (Снегурка). На снегу-то, посмотри- С красной грудкой… (снегири). Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил… (снег). СЛАЙД № 14. (появляющиеся с помощью анимационного эффекта предметные картинки «снеговик», «снегирь», «санки», «Снегурочка» и надпись «Какая картинка лишняя?»). -На картинки посмотрите, лишнюю определите. Проговорите слова, какое слово лишнее по звучанию и по значению, слово – «не родственник» для других слов. (лишняя картинка – санки) -А давайте ещё поиграем с «зимними» словами, определим, какое слово лишнее. Это задание сложное, за него можно получить много призовых снежинок.
СЛАЙД № 15. (на «зимнем» фоне анимационная картинка «Метель» и надписи «зима», «снег»). -Ребята, ответьте на вопрос, зима – какая? (снежная, холодная, студёная, ледяная, долгая и т.д.). Снег — что делает? (падает, кружится, летит, хрустит, сверкает, тает и т.д.) СЛАЙД № 16. (На «зимнем» фоне — надпись «Какие буквы замело снегом?»). - Ребята, давайте попробуем догадаться, какие буквы замело снегом и какие слова здесь написаны. СЛАЙДЫ №№ 17 — 21. (На «зимнем» фоне – слова с пропущенными буквами: «санки», «горка», «пуховик», «снежинка», «снеговик» и появляющиеся с помощью анимационного эффекта – картинки — отгадки). -Кто первый назовёт слово, получит призовую снежинку. СЛАЙД № 22. (фон – летящие снежинки (анимационный эффект); музыкальное сопровождение – песня «Серебристые снежинки надо мной летят, летят…»). - А сейчас я предлагаю вам отдохнуть, потанцевать под замечательную песню «Серебристые снежинки». Смотрите на меня и повторяйте за мной движения. (в руки детям можно дать бумажные снежинки или «дождик») СЛАЙД № 23. (надпись «Зимние виды спорта» и появляющиеся с помощью анимационного эффекта картинки спортсменов). - Ребята, назовите, какие вы знаете зимние виды спорта. За правильный ответ – призовой жетон – снежинка. СЛАЙД № 24. (На «зимнем» фоне — надпись «Зимние праздники»). - Ребята, назовите праздники, которые отмечают зимой. (Дети называют «Новый год», «Рождество», «День защитника Отечества»). СЛАЙД № 25. (Снегурочка с белочкой на руках и надпись «Зимние сказки»). - Ребята, давайте вспомним сказки, действия в которых происходит зимой. СЛАЙД № 26. (Иллюстрации к сказкам «Волк и лиса», «Заюшкина избушка»). СЛАЙД № 27. (Иллюстрации к сказкам «По щучьему велению», «Снегурочка»). -Ребята, что общего у всех этих сказок? (они русские народные). А в сказках каких зарубежных авторов действие происходит зимой? ( «Снежная королева», «Гадкий утёнок», «Госпожа Метелица» и т.д.). СЛАЙД № 28. (На «зимнем» фоне — надпись «Зимние приметы и поговорки»). - Ребята, вам было дано домашнее задание – подготовить зимнюю примету или поговорку. Те, кто подготовился, получат призовую снежинку. СЛАЙД № 29. (На «зимнем» фоне — надпись «Стихотворения о зиме»). - Дети – чтецы получают призовые жетоны. СЛАЙД № 30. (фон – сугробы, ёлочка, появляющийся с помощью анимационного эффекта Дед Мороз с мешком подарков; надпись «Молодцы!»; музыкальное сопровождение – минусовка песни «У леса на опушке»). - Наша речевая олимпиада «Кружева зимы» подошла к концу. Давайте подсчитаем снежинки, которые вы получили за правильные ответы, и объявим победителя и призёров олимпиады. Эти дети получают Дипломы. Вы все сегодня молодцы и я по поручению Деда Мороза угощаю всех вас конфетами с зимним названием «Метелица». До свиданья, до новых встреч!
|