Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Бражникова Алла Валериевна | |||
08.12.2015 20:00 | |||
Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО. Учитель-логопед МБУ детского сада № 93 «Мишутка» г.о. Тольятти Бражникова А.В. Необходимость широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в дошкольном образовательном учреждении прямо определяется требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, определяемыми ФГОС. Возможность широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в свою очередь неразрывно связана с условиями реализации основной образовательной программы.
Применение инновационных средств обучения, в том числе и использование электронных образовательных ресурсов, мультимедийных интерактивных проектов становится одним из перспективных направлений коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими различные нарушения речи. Цель: создание информационно-образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении для эффективного использования электронных образовательных ресурсов в коррекционно-образовательном процессе для поддержки и мотивации процессов обучения и других видов познавательной и развивающей деятельности детей дошкольного возраста с ТНР. Образовательная деятельность с детьми с использованием ИКТ требует соблюдения определенных дидактических принципов, которые сегодня наполняются новым содержанием. Принцип научности. Цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи). Однако, различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не всегда соответствуют по своему содержанию принципу научности. Поэтому необходимо быть особо внимательным при отборе материала. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, стимулируется познавательная активность детей, тем самым, повышается интерес к логопедическим занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов. Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Принцип доступности, диктует такой отбор наглядного материала, форм и методов организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям, учитывали специфику детей с нарушениями речи. Принцип наглядности. Ян Амос Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики, так как «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях». Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Реализация образовательных, развивающих задач с использованием ИКТ технологий предусматривает следующие формы работы: Формы организации детей в структуре образовательной деятельности. Непосредственно образовательная деятельность Ориентиры: звуковые (музыкальный репертуар, восприятие художественного слова, логоритмические упражнения), зрительные (демонстрация иллюстраций) и комбинированные (сочетание звуковых и зрительных). Наглядные методы: демонстрация наглядного материала, показ фотографий, рисунков, репродукций картин, слайд-презентации, видеофильмы. Практические методы: игры и игровые упражнения на электронных носителях, использование ПО SmartBoard, SMARTTABLE, Microsoft Office (PowerPoint), использование ЭОР Совместная деятельность педагога с детьми Практические методы: игры и игровые упражнения на электронных носителях, использование ПО SmartBoard, использование ЭОР. Организация мониторинга (использование тестов на электронных носителях [Мониторинг достижения детьми планируемых результатов: пособие для педагогов с приложением на электронном носителе – М.: Просвещение, 2011-С. 6-25] (2012 г.), мониторинг, разработанный ФИПИ (2013 г.), в сети Интернет (например, http: //vshkolu. com/test), авторские тестовые задания Совместная деятельность с семьей Размещение информации: консультации, отчеты, фрагменты образовательной деятельности и т.п. на сайте ДОУ. Организация обратной связи: интерактивные опросы, обратная связь на сайте. Использование ИКТ технологий на совместных мероприятиях для демонстрации опыта работы, фото, видео материалов, информации (родительский клуб, мастер-класс, родительское собрание). Методы обучения дошкольников с ТНР с использованием ИКТ можно разделить по источнику знаний и по характеру познавательной деятельности. В качестве методов обучения дошкольников по источнику знаний выделяют: метод демонстраций, метод иллюстраций, упражнения. Метод демонстраций используется для визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов с целью их изучения дошкольниками. Метод иллюстраций предполагает показ предметов, процессов, явлений в их символическом изображении (фотографии, рисунки). Практические методы направлены на формирование умений и навыков, к ним можно отнести упражнения. Упражнения способствуют развитию речи, внимания, памяти, познавательных способностей, личностных качеств и выработке навыков их применения, например, в качестве упражнений можно в графическом редакторе Paint дать задание по созданию и редактированию рисунка. По характеру познавательной деятельности можно использовать следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, предполагающий словесные объяснения с привлечением наглядности; частично-поисковый метод (предполагает решение поставленной задачи педагогом вместе с дошкольниками); метод компьютерных дидактических игр предполагает практические действия дошкольника на компьютере (компьютер служит игровым и техническим средством обучения), помогает детям овладеть предметно-продуктивной, игровой, музыкальной, конструктивной, изобразительной и другими видами деятельности, которые являются базовыми. Учитываются своеобразие и особенности организационной формы коррекционно-образовательного процесса: индивидуальных, подгрупповых или фронтальных. Наглядный и дидактический материал компонуется исходя из особенностей конкретной группы, темы, и направлено на достижение максимального обучающего эффекта. Непосредственно-образовательная деятельность с использованием ИКТ сочетает в себе как традиционные, так и компьютерные средства обучения, а также на них осуществляется интеграция образовательных областей. Учитывая низкую переключаемость внимания детей с ТНР, во время организационного момента важно настроить их на изучаемый материал. Использование музыки, подобранного иллюстративного материала, эмоциональная речь учителя-логопеда настраивают воспитанников на усвоение нового, сокращают время на организацию начала занятия. Например, знакомя детей с темой «Домашние животные» используются загадки, картинки. Дети с интересом включаются в игру. Слайды позволяют воспитанникам проверить себя и определить изучаемую тему, подготовиться к восприятию нового материала. Широко применяются компьютерные презентации и при изучении нового материала. В презентации могут включаться различные задания, дидактические игры, тесты, что позволяет актуализировать, закрепить и обобщить знания детей. После начала проведения занятий с использованием мультимедийных презентаций положительную динамику в речевом развитии детей отмечают не только педагоги, но и родители воспитанников. В дошкольном учреждении используются следующие категории электронных образовательных ресурсов:
Достаточно насыщенная информационная среда позволяет создавать и накапливать тот багаж медиа-продуктов, который необходим в воспитательно-образовательном процессе.. Все мультимедийные пособия, используемые мною в работе можно разделить на группы:
Использование в коррекционной работе, образовательном процессе, ЭОР, в том числе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей, в том числе с различной речевой патологией, познавательную активность, повышает эффективность логопедической, психологической, образовательной работы в целом. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми. Поскольку у дошкольников преобладает непроизвольное внимание, то применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как представляет информацию в привлекательной, интересной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. Использование презентационных инструментальных средств позволяет, привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме. Также я создаю авторские мультимедийные презентации, игры, тестовые задания на основе возможностей PowerPoint. Применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, т.к. предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Специализированные компьютерные средства обучения повышают мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий, повышают интерес детей к этим занятиям. А этот интерес лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память и внимание, что и обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе. Особенно важно применение специализированных компьютерных технологий в работе с детьми, страдающими нарушениями речи, что позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи. Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью, он активизирует компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Таким образом, ценность ЭОР заключается именно в том, что дети постепенно начинают интересоваться их содержанием, а не только новой и необычной формой. Так игровая мотивация естественным образом переходит в учебную, в интерес к содержанию задания. Тот интерес, который вызывают занятия с использованием ИКТ и ЭОР, лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, что особенно важно для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Владение приемами создания электронных дидактических ресурсов, умение планировать и моделировать занятия с использованием ИКТ помогает педагогам решить конкретную образовательную задачу, повысить мотивацию дошкольников. В заключении хотелось бы отметить, что целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию речевого развития детей, с использованием мультимедийных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является недостаточно продуктивным. Кроме того их внедрение в специальное обучение позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка, что, в конечном счёте, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом. Литература.
Приложение. Электронные образовательные ресурсы для дошкольников «РазИгрушки» — сайт для детей и их родителей, которые заботятся о гармоничном развитии и воспитании своих детей. «Baby news» — Огромное количество развивающих материалов для детей, сайт будет интересен и родителям и детям. Детские раскраски, раскраски онлайн, раскраски из цифр, картинки из цифр, детские лабиринты, умелые ручки, развивающие детские онлайн игры, бесплатные онлайн игры для мальчиков и девочек и многое другое для Вашего ребёнка. "Оригами — Мир своими руками". Сайт посвящён древнему искусству складывания фигурок из бумаги. Здесь вы найдете схемы и видео схем складывания оригами. «Умка — Детский развивающий сайт». На сайте Вы можете посмотреть как развлекательные, так обучающие детские мультфильмы, скачать сборники, а так же послушать и скачать плюсовки и минусовки детских песен, раскрасить вместе с вашими детьми онлайн раскраски, выбрать понравившиеся вам сценарии праздников, послушать детские сказки и еще многое другое! «Букашка», сайт для дошкольников. Уроки рисования и музыки, развивательные игры, детские флеш игры и раскраски, потешки, колыбельные, тесты, скороговорки и потешки. «Обучалки и развивалки для детей» их развития, воспитания, обучения и творчества. Здесь вы найдете статьи о детях, обучающие и развивающие программы для малышей и школьников, которые можно скачать бесплатно, а ребенок непременно захочет посмотреть детское обучающее видео, лучшие мультфильмы, сказки и книги, все игры для развития, разукрашки, картинки, песенки караоке и многое другое; посмотреть или добавить детские произведения (рисунки, стихи и т.п.); все самое необходимое для ребенка (интересные игрушки, софт, музыка, книги, игры...) Сайт "Старые мультфильмы" МУЛЬТИ-РОССИЯ Детский портал "Теремок" Детский портал "Почемучка" Детский портал "Интернетёнок" Детский портал "Клепа" Интернет для детей. Каталог детских ресурсов. Детский портал «Солнышко». Развивающий центр школьников и дошкольников "СОВЁНОК"
|