«Работа детского сада с семьей по речевому воспитанию детей» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Палагина Галина | |||
17.10.2015 20:25 | |||
«Работа детского сада с семьей по речевому воспитанию детей» Взаимодействие детского сада с семьей – важное условие полноценного речевого развития ребенка дошкольного возраста. Оптимальные результаты отмечаются только там, где воспитатели и родители действуют сообща. Понятие «взаимодействия с семьёй» не стоит отождествлять с понятием «работа с родителями». Эти понятия схожи, но не равнозначны. Второе является лишь составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения оптимальной цели. Взаимодействие подразумевает и контроль, или же обратную связь, при этом сам контроль должен быть опосредованным.
Сейчас отмечается рост детей, имеющих проблемы в речевом развитии. Низкая осведомленность родителей в вопросе развитии речи, недооценка важности раннего выявления речевых дефектов и начала своевременного воздействия на них, ложные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы с семьей. Чаще бывает так, что семья замечает проблему, только если у ребенка речь отсутствует или имеется грубое нарушения в произношении отдельных звуков, чаще соноров — Л или Р. Работа же педагогов чаще сводится в их понимании только к введению в речь отсутствующего звука. Все мы прекрасно понимаем, что родители оказывают большое влияние на развитие ребенка в целом и, в частности, на развитие речи. Мама — это лучший педагог, психолог и логопед, так как может осуществлять обучение малыша непрерывно и ежедневно. Чаще родители не знают, как и что делать. Поэтому так важна тесная работа с семьей, особенно, если у малыша выявлены какие-либо проблемы. Правильно организованная совместная работа поможет оптимизировать коррекционный процесс. Систематическая работа в ДОУ и дома ускорит автоматизацию звуков, поможет в закреплении лексических тем. У ребенка выработается установка на успех, так как он сам заметит значительные улучшения собственного произношения. Положительное отношение родителей к занятиям и поощрение успехов малыша мотивируют его к деятельности и вырабатывают желание у ребенка заниматься. Успех мероприятий по развитию речи во многом определяется тем, как четко организованна преемственность в работе педагогов и семьи. Ни одна педагогическая система не сможет быть в полной мере эффективной, если не задействована работа семьи. Главная цель взаимодействия педагога и семьи – это включение родителей в совместный процесс и создание единого речевого пространства. Активизировать родителей, привлечь их внимание к коррекционным и педагогическим заданиям, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семьи и в детском саду более последовательным и эффективным. Развитие речи в детском саду осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, по обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их — в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Однако обучение родному языку, развитие речи на специальных занятиях являются главной задачей. В основе лежит комплексный подход, методика, направленная на решение разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и на их основе на решение главной задачи — развитие речи. Основным принципом является взаимосвязь разных речевых задач. В развитии связной речи — это связывание предложений в высказывание, в словарной работе — это работа над смысловой стороной слова, в грамматике — это формирование языковых обобщений. В настоящее время остро стоит проблема взаимоотношений детского образовательного учреждения и семьи по развитию речи детей. В детском саду эта задача всегда была приоритетна. Эта проблема решаема путём формирования сознательного отношения начиная с дошкольного возраста. Но ребёнок дошкольного возраста не развивается автономно. Он полностью зависит от взрослых, которые его окружают и своим поведением подают ему положительный или отрицательный пример. Всем известно, что важная движущая сила воспитания – авторитет. По – настоящему в ребёнке может укорениться лишь то, что воспитано в семье. Основой успеха в воспитании является положительный пример авторитетного для ребёнка взрослого – родителя, воспитателя. Родители в присутствии ребёнка должны контролировать каждый свой шаг, нести в себе те идеалы, которые они хотели бы ему привить. Нельзя в присутствии ребёнка проповедовать одни идеалы, а в реальной жизни нарушать. Главное – не общее большое количество времени, которое необходимо провести с ребёнком, а качество использования каждого часа.
|