Консультация для родителей "Учимся правильно дышать" |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Арбузова Виолетта Генриховна | |||
02.09.2015 17:33 | |||
Консультация для родителей "Учимся правильно дышать" Дети, у которых есть проблемы с произношением, часто бывают слишком напряжены, они отличаются сверхвозбудимостью или, наоборот, расслабленностью. Такие малыши не могут произносить звуки, которые требуют активного выдоха, не могут произвольно напрягать и расслаблять мышцы речевого аппарата. Родители и хотели бы помочь своим крохам, но часто не знают, как это сделать. Научиться чередовать расслабление и напряжение. Камень превращается в веревочку. Сначала напрягаем все мускулы тела, а затем расслабляемся. Летят уточки. Прижимаем руки от плеча до локтя к телу, и кистями машем, как крыльями, поднимаясь на носочки на вдохе, опускаясь на выдохе. Потом садимся, как утки на воду, свободно и мягко опустив «крылья». Тигр превращается в кошечку. Пусть кроха изобразит «коготки тигра» (полусогнутые пальцы должны быть напряжены), а потом распустит их, превратив в мягкие лапки. Как правильно дышать
В нужном темпе Обрабатываем темп речи вместе с произношением звуков. Резко топаем правой, затем левой ножкой и произносим не спеша, в нормальном темпе какой-либо слог (например, «та»). Резко топаем правой, а затем левой ножкой, все убыстряя темп движений и приговаривая по возможности четко и быстро «та-та-та-та». Согнув руки на уровне груди, сжимаем пальцы в крепкие кулачки. Резко разводим кулаки в стороны (правой рукой – вправо, левой – влево), произносим «па». Затем чередуем удары в более быстром темпе, вправо-влево: «па-па-па» (повторяем 3–4 раза). Кружимся на одном месте вправо и одновременно произносим «па-па-па-па-па», делаем остановку – хлопок. Затем начинаем кружение на одном месте влево: «па-па-па-па-па», остановка – и снова хлопок. Повторяем чувство ритма Наклоняясь вправо-влево, громко ударяем в ладоши: ХЛОП-ХЛОП. Затем чередуем громкие притопывания и хлопки: ТОП-ХЛОП-ТОП-ХЛОП. Попросите вашего ребенка под тихий звук пройтись на носочках, под громкий – шагом, под очень громкий – бегом (отбивайте ритм, например, на барабане или стучите прямо по столу). Выбрав определенный ритм, произносите в унисон с ним слова, сопровождая их движением: «там» – делаем резкий указательный жест в сторону, «сам» – плавно показываем на себя, «пол» – направление жеста на пол, «нос» – указываем на нос. (Таким образом можно произносить слова, содержащие буквы и слога, которые ваш малыш неправильно проговаривает, главное не забывать придерживаться заданного вами ритма). Слушаем и говорим правильно Некоторые звуки особенно трудно даются нашим малышам. Обычно к 4–5 годам произношение практически выправляется, но бывает, что проблема держится на много дольше. Используя упражнения фонетической ритмики, можете помочь малышу скорее освоить трудные звуки, а затем закрепить достигнутые успехи. Попробуем «приучить неподдающихся» с помощью гимнастики. Шипящие «ш», «щ»», «ч», «ж». Многие дети говорят «косетька» вместо «кошечка», «лосядка» вместо «лошадка». Начинаем со звука «ш». Поднимаем руки вверх и плавно покачаем ими вправо и влево, слегка наклоняя туловище то в одну, то в другую сторону, произнося при этом звук «ш-ш-ш-ш». На очереди – «ч». Попеременно разворачиваем ладонь то правой, то левой руки от себя, одновременно с этим произнося звук «ч». Операция «ж». Описываем в воздухе зигзагообразное движение обеими руками ВПЕРЕД (как будто ладони скользят по морским волнам) и одновременно произносим «ж». Звук «р» малыши могут заменять на звук «л», «ль», «в», «й» ( «каова» вместо «корова», «от» вместо «рот», «лак» вместо «рак», «лямаска» вместо «ромашка», «йыба» вместо «рыба»). Потрудимся над звуком «р». Мелкими, короткими, быстрыми движениями рук и ног имитируем вибрацию и одновременно воспроизводим звук «р-р-р-р». Звук «ц» (типичная ошибка – «тапля» вместо «цапля»). Проработаем звук «ц». Поднимаем ко рту пальцы рук, зажатые в щепотку, резко разожмем их, одновременно туловище слегка наклоним вперед и произнесем «ц-ц-ц-ц», стараясь подчеркнуть в нем элемент «с». Звук «л» дети заменяют на «й» ( «койбаска» вместо «колбаска», «туй» вместо «стул» и т. п.). Займемся звуком «л». Держим руки на уровне груди и вращаем одной кистью вокруг другой (так крутится мельница). Одновременно с этим проговариваем «ла-ла-ла-ла». Трудными для произношения могут быть также звуки «ф», «с». Начинаем работу со звука «с». Поднимаем ко рту все десять пальцев обеих рук, соединив вместе, и сразу вслед за этим опустим их вниз плавным, слегка давящим движением, одновременно проговаривая «с-с-с-с». На очереди звук «ф». Поднимаем сжатые в кулаки руки ко рту, быстро и резко разожмем ладони, слегка вытянув при этом руки вперед. Одновременно произносим «ф-ф-ф-ф».
|