Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Модель игровой технологии «Речевой лабиринт»
Развитие речи у детей
Автор: Хабирова Анна Алексеевна   
14.10.2021 18:12

Модель игровой технологии «Речевой лабиринт»Модель игровой технологии «Речевой лабиринт»

(Методическая разработка)

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает овладение детьми «… речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико — синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

 

Скачать конспект

В соответствии с ФГОС образовательный процесс в детском саду должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми.

А что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности?

Конечно же — это игра. Если игра для ребенка является основным видом деятельности, значит, через игру мы можем развивать, воспитывать и обучать дошкольников.

Важна игра и в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Организация речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях предусматривает поиск эффективных технологий в развитии детской речи.

Педагогическая идея игровой модели «Речевой лабиринт» заключается в определении путей повышения эффективности процесса речевого развития через внедрение игровых технологий в образовательную деятельность. Своевременная и действенная работа должна предупреждать трудности достижения результатов по речевому развитию.

Понятие «современные игровые технологии» включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных игр.

Модель «Речевой лабиринт» способствуют развитию речи детей старшего дошкольного возраста, и отличается своей воспроизводимостью и устойчивостью результатов.

Особенность игровой модели состоит в том, что она направлена на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических развивающих игр и игровых упражнений в комплексе.

Данная модель опирается на принципы:

  • программного материала «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы
  • игры должны способствовать вовлечению зрительного и тактильного анализатора.
  • назначение предметов, картинок, пособий, смысловых вопросов, условий игры должны быть ясны и понятны детям.
  • используемые пособия в игровой модели, должны быть внешне привлекательными.
  • условия игры и количество дидактического материала к ним, должны обеспечить вовлечение всех участников игры.

Модель разработана в соответствии программных задач по образовательной области «Речевое развитие» направленно на совершенствование всех сторон речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование предпосылок обучения грамоте, овладение речью как средство общения, развитие речевого творчества.

База игровой технологии позволяет решить задачи в соответствии с ФГОС ДО по развитию речи детей старшего дошкольного возраста наиболее эффективным способом, в игре.

Цель игровой модели: создание условий по овладению устной речи, формирование предпосылок грамотности средствами дидактических речевых игр и упражнений.

Модель может использоваться как часть занятия по развитию речи, в режимных моментах, в индивидуальной, подгрупповой работе и совместной деятельности взрослого с детьми. Может использоваться в течение одного дня или нескольких дней в зависимости от выполненных заданий.

Задачи

Образовательные: формировать и обогащать активный словарь детей; звуковую аналитико-синтетическую активность.

Развивающие: развивать связную речь, фонематическое восприятие, звукопроизношение, грамматический строй речи.

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку.

Модель может использоваться как часть занятия по развитию речи, в режимных моментах, в индивидуальной, подгрупповой работе и совместной деятельности взрослого с детьми. Может использоваться в течение одного дня или нескольких дней в зависимости от выполненных заданий.

Игровые технологии основаны на речевых дидактических играх. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели – одна из них обучающая, которую преследует педагог, другая – игровая, ради которой действует ребенок. Данные цели дополняют друг друга и обеспечивают усвоение программного материала с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Для детей с ОВЗ данная игровая модель поможет эффективно решить проблемы по речевому развитию. Эта модель многофункциональна и может быть использована для этих детей индивидуально при знакомстве с новым материалом и закреплении пройденного материала через игровые и проблемные ситуации.

Игровая модель «Речевой лабиринт» изготовлена из деревянной доски размер 80*60. К ней прилагаются игровые модели заданий, выполнены из материала пластики.

В середине модели круг обозначает лексическую тему, согласно тематической неделе календарного плана. В кругу файл для картинки, обозначающей лексическую тему и держатель цветных резинок для обозначения выполнения детьми заданий.

На модели 8 речевых игровых заданий, к ним прилагаются карточки с заданиями – дидактической игры.

На примере рассмотрим, как можно организовать работу по речевому развитию с детьми по данной игровой модели «Речевой лабиринт». Тематическая неделя «Дикие животные нашего края».

Воспитатель: дети, отгадайте, кто пришел к нам в гости?

Это дикое маленькое животное, может быть рыжего и серого цвета, живет в лесу, домик — дупло. Умеет прыгать с ветки на ветку, собирать и сушить грибы. У него красивый пушистый хвост.

Дети: белка

(Если затрудняются, предлагаем выбрать отгадку с помощью предметных картинок.)

Выставляется картинка белки в центре модели.

Воспитатель: белка принесла конверт, а что в конверте можно будет узнать после того как выполним все задания которая приготовила нам белка.

Задание № 1 «Опиши белку» работа с мнемотаблицей.

Воспитатель: ваша задача, рассказать о животном. А поможет в этом таблица. При правильном ответе соедините резинкой центр круга с картинкой таблицы.

Задание № 2 «Придумай предложение».

Воспитатель: предлагаю Вам выполнить второе задание– придумать предложения с предлогами на, в, за, около, под. Подойдите к модели, предложите свой вариант предложения с предлогом, например с предлогом «на» и от середины круга протяните резинку до ветки. (Дети внимательно слушают, соглашаются, что предложение правильно составлено или предлагают другие варианты предложения.) Какие еще можно составить предложения? (все предложения с предлогами выслушиваются). Проверим, к каждому ли ответу протянута резинка? Задание выполнено.

Задание № 3 «Угадай, сколько слогов?». На модели представлены схемы для определения количества слогов в слове.

Воспитатель: Как мы можем узнать сколько частей в слове белка? (ответы) Верно! Мы «укладываем» слово на ладошку, сколько частей в слове столько и хлопков. Их можно посчитать. Соедините нужную схему с центром резинкой. Можем приступить к следующему заданию

Задание № 4 «Звуковой паровозик».

Воспитатель: На модели представлена схема «Паровозик» для определения места звука в слове.

- Определите, где находится звук [а] в слове белка? Это гласный или согласный звук? (гласный) Резинкой какого цвета мы обозначим звук [а]? (красной) Отметьте резинкой правильный ответ. Аналогично выполняем задания с нахождением звука в конце и в середине.

Задание № 5 «Звуковая дорожка». Для этой игры необходимо иметь набор квадратов красного, зеленого и синего цветов на липучках. Детям предлагается проговорить слово, определить количество звуков в слове, и отметить их карточками на схеме.

Воспитатель: произнесите слово «белка» так, чтобы все хорошо услышали первый звук. Затем спрашивает, какой это звук (согласный, мягкий) и какой фишкой можно его обозначить (зеленой). Аналогично проводится анализ остальных звуков. Мы справились с этим заданием.

Задание № 6. «Помоги белочке».

Воспитатель: посмотрите на следующее задание. Белка не может добраться до орешка. Помогите ей добраться. Сначала пальчиком найдите правильный путь по лабиринту, затем проведите фломастером, правильную дорогу.

Задание № 7 «Лучики».

Воспитатель: следующее задание, игра со словом белка. Предлагаю Вам собрать лучики. Первый лучик к букве Бэ. Это буква Бэ, а звук [б], гласный или согласный звук? и так определяются последующие буквы и звуки. Соберите все лучики.

Задание № 8 «Домики».

Воспитатель: осталось выполнить последнее задание. Перед вами домики. Скажите с какой буквы начинается слово «белка» (слово «белка» начинается с буквы Б). Ваша задача придумать слова, начинающиеся с этой буквы и поселить каждого жильца в свой домик.

  • Сколько жильцов вы поселили в домики? (ответ)
  • В каком домике «барабан» (барабан в третьем домике,)

Воспитатель: мы справились со всеми заданиями и можем открыть конверт. (открываю конверт, достаю раскраски)

Так с помощью игровой модели можно играя эффективно решить поставленные задачи по речевому развитию. Игровые технологии оптимизирует педагогическое воздействие, которое делает процесс обучения более интересным и занимательным. Ясная и правильная речь – это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Анна Алексеевна Хабирова воспитатель МАДОУ детский сад №22 г.Туймазы, Республика Башкортостан

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год