Конспект занятия для дисциплины «Развитие речи» с использованием здоровьесберегающих технологий в студии развития «Почемучки». Тема: «Синонимы». |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Греханина Надежда Николаевна | |||
19.06.2015 21:51 | |||
Конспект занятия для дисциплины «Развитие речи» с использованием здоровьесберегающих технологий в студии развития «Почемучки». Тема: «Синонимы». Изучение нового материала по данной теме проводится в системе занятий на основе КТП. Область применения: студия развития «Почемучки».
Задачи Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Методические приёмы:
Здоровьесберегающие технологии: зарядка для глаз, зарядка для рук, физкультминутка, игра. Оборудование: ноутбук. Для детей: Наглядный материал Иллюстрации: самолёт, набор картинок из игр: «Синонимы», «Узнай настроение». Раздаточный материал: Дидактический материал: касса букв, лента букв. Словарная работа: зябнет, стынет. Аудиозапись: весёлый детский смех. Ход занятия 1. Организационный этап. Проверка готовности к занятию. - У кого хорошее настроение похлопайте в ладоши, а теперь у кого не очень хорошее похлопайте в ладоши. Я надеюсь, что в конце занятия у всех будет хорошее настроение. - Наша речь очень богата красивыми словами. И чем больше мы их произносим, тем краше наша речь, тем интереснее общаться с нами другим людям, но для этого нужно ежедневно тренироваться. Лучше говорит тот, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью. 2. Постановка цели. - Сегодня мы совершим путешествие по стране новых слов, без которых наша речь не возможна. Нас ожидают веселые задания, игры и головоломки. - И так, наше путешествие в страну новых слов начинается. А самые активные получат смайлики. 3. Новый материал. Знакомство с синонимами. - Рассмотрите картинки и определите настроение.
- Мы говорим об одном и том же, но по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и тоже. Например: большой человек — огромный человек – громадный человек; - Кстати, в какой сказке был большой человек? (Гулливер) - Маленькая девочка — крошечная — малюсенькая. -Это о какой сказочной девочке мы говорим? (Дюймовочка) - А вы помните, кто спас Дюймовочку? (Ласточка) - Конечно, её друзья. - И у слов есть друзья. - Большой — огромный – громадный; маленькая — крошечная – малюсенькая — слова-друзья, «слова близкие по значению» или «слова-синонимы». - К некоторым словам можно подобрать не одно слово, близкое по значению, а несколько. - Вспомним сказку «Зайкина избушка». Кого обманула лиса? Какими другими словами можно заменить слово обманула? Обманула – перехитрила – одурачила – провела. - А кто зайке помог? Какой петушок? - Храбрый – смелый – отважный – мужественный – бесстрашный. - Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами. Послушайте: Человек бежит. Река бежит. - Давайте заменим слово «бежит» в предложении «Река бежит» словом, близким по значению. Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется. - Как скучно звучало просто «река бежит», и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению. - А теперь небольшая разминка. Упражнение лодочка. - Представьте, что перед нами река и нам нужно перебраться на другой берег. Мы садимся по двое в лодки и гребём вёслами. (Дети, сидя, повернувшись, друг к другу лицом, взявшись за руки, потягивают друг друга на себя.) - А теперь мы оказались возле леса. Сделаем привал и послушаем коротенькую историю: «Пошли два медвежонка гулять, и нашли пчелиный улей. Одного медвежонка ужалила пчела, и пришел он к маме грустный». - Как еще можно про него сказать? Подберите к слову «грустный» слова, близкие по значению. - Печальный, невеселый, унылый, тоскливый. Физкультминутка «Веселая разминка» А теперь мы разомнемся, А теперь вы не ленитесь. Вы, ребята, не устали? - А теперь послушайте стихотворение И. Токмаковой и попытайтесь отыскать в нем слова-друзья. Зябнет осинка - Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет. - В путешествии нужно быть внимательным, поэтому зарядка для глаз нам не помешает. Зарядка для глаз. - Сколько здесь треугольников? Четырёхугольников? - А сейчас прочитаем пословицы. В них тоже есть слова-синонимы 1. Спеши – не спеши, а поторапливайся. - Назовите слова-синонимы. - Что обозначает пословица? 2. Приятелей много, а друга нет. - Назовите слова-синонимы. - Как ты понимаешь эти слова? Физкультминутка. - Поочерёдно сжимать и разжимать пальцы рук на счёт «раз-два». На «раз»: пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты. На «два»: пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты. Выполнять упражнение сначала медленно, затем ускорить темп. Упражнение можно выполнять сначала на счёт, а потом — сопровождая движения, ритмично проговариваемыми строчками: Мы фонарики зажжём - А теперь пришло время найти друзей. Дидактическая игра «Найди друзей». - Поиграем в игру «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов. Послушайте их и выберите нужные слова. Аккуратный Огонь Чистый Скакать Прыгать Бросать Пламя Кидать - Когда мы используем слова-друзья, наша речь становится точной, выразительной, яркой. - И нам теперь не страшно идти по лесу. А кого мы там встретили, вы сейчас узнаете. Для этого нужно собрать картинки. (Детям даются пазлы собрать животных: лису, зайца.) - Лиса и заяц друзья? Нет, недруги. На следующем занятии вы узнаете, какие это слова. 4. Подведение итогов. - Вам понравилось путешествие? - С какими словами вы познакомились? - Назовите слова – синонимы. - Похлопайте, кому было интересно. - А теперь выберите себе смайлик. Список используемой литературы:
НОВЫЙ МАТЕРИАЛ - В русском языке есть не только синонимы – слова-друзья, но и слова-недруги, слова с противоположным значением. Такие слова называют еще слова-антонимы. Вот примеры таких слов: Горячо – холодно. Много – мало. Большой – маленький. - Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов. - Отгадайте загадку про лесную птицу и найдите в этой загадке слова, противоположные по значению. Далеко мой стук (Дятел; пара слов «враг – друг»). - Сейчас я буду называть слова, а вы подбирайте к ним слова-недруги: горячий, широкий, злой, трусливый, конец, радость, война, ночь, высокий, тяжелый, большой, маленький, свет, приходить, новый, радоваться, бездельничать, плохо, мелко, грязно, рано, сладкий. Дидактическая игра «Живые слова» - А теперь поиграем в «Живые слова. Подберем слова, противоположные по значению, антонимы. Молодой – старый. - Поиграем в игру «Подскажи словечко». Игра «Подскажи словечко» Куст низкий, а дерево … (Подведение итога занятия, оценка работы детей в ходе занятия.) Ход урока. 7. Физкультминутка. Поочерёдно сжимать и разжимать пальцы рук на счёт «раз -два». На «раз»: пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты. На «два»: пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты. Выполнять упражнение сначала медленно, затем ускорить темп. Упражнение можно выполнять сначала на счёт, а потом — сопровождая движения, ритмично проговариваемыми строчками: Мы фонарики зажжём, А потом гулять пойдём! Вот фонарики сияют, Нам дорогу освещают! 8. Физкультминутка – пазлы. (Детей разбиваем на группы, даем конверты, в которых находятся пазлы, необходимо каждой команде быстро и правильно собрать картинку) 8. Раздел 3: Найди сходство. (Учитель разворачивает доску с прикрепленными к ней магнитами, изображающих разные предметы) Задание: убрать разделить представленные объекты на группы. (вызываем желающих выполнить задание учащихся по одному к доске для выполнения задания)
|