Тема: «Путешествие в страну сказок». |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Корсакрва Елена Николаевна | |||
11.03.2015 15:11 | |||
Тема: «Путешествие в страну сказок». Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе с использованием элементов технологии теории решения изобретательских задач. Цель: Продолжать знакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры – сказками; развивать интерес к сказкам; Задачи:
идей в рамках заданной темы. 10. Вызывать у детей желание помогать сказочным персонажам, преодолевать препятствия. 11. Воспитывать смелость, находчивость, согласовывать свои действия с партнерами План. 1. 1.Вводная часть, сообщение цели путешествия. 1. 2. Игры с элементами ТРИЗ.
2. Самостоятельная деятельность детей в Центрах активности. 3. Подведение итогов. Оборудование и материалы: Воздушный шарик, конверт с письмом, разрезная картинка Василиса Прекрасная, карта, карточки с заданиями, разноцветные карточки; картинки и вырезки с изображением сказочных героев, тексты загадок; палочки Кюизенера, схемы для д/и «Оживи сказку». цветной картон, шаблоны (какошник), образцы узоров для выполнения аппликации. Аудиозапись музыка из т/передачи «В гостях у сказки» Ход совместной деятельности: Утренний сбор. «Круг друзей» (создание эмоционального настроя). ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети! Сегодня мы совершим путешествие в страну Сказок. Это удивительная, волшебная страна. Кто побывает в ней, тот становится добрым и чутким, умным и внимательным. Но волшебная страна Сказок не любит хмурых и сердитых людей. Давайте улыбнемся, как солнышко, и подарим эти улыбки друг другу. А вот теперь можно отправляться в путешествие. Тише, тише, тишина: Сказка к нам идет сама. В группу залетает воздушный шар (наполненный гелием), а к ниточке привязан конверт. Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что это такое? (конверт не подписан). Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано. - Давайте откроем конверт и посмотрим что там, (Воспитатель открывает конверт, в конверте лежит разрезная картинка и письмо). - В конверте лежат разрезные картинки, давайте мы их сейчас соберём, и тогда может быть, узнаем от кого оно. (Дети собираю картинки, на картинке изображена Василиса Прекрасная). Воспитатель: — Всё ясно, значит, письмо нам прислала Василиса Прекрасная. Адресовано оно вам. Теперь мы можем с вами его прочесть. «Ребята здравствуйте! Меня зовут Василиса Прекрасная. Злая Баба-Яга похитила меня, да и заперла в своей избушке. А книгу мою волшебную разорвала, да странички по лесу темному разбросала. Помогите мне ребята, пожалуйста, книгу собрать, да злую Бабу-Ягу победить. Ваша Василиса Прекрасная». ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ну что ребята, поможем Василисе Прекрасной? Только как нам лес этот сказочный найти? А может в конверте есть подсказка? - Ребята, и правда в конверте карта. А на карте указаны направления, где мы найдём задания, которые нам предстоит выполнить. Вы готовы к сложному, но интересному путешествию в страну Сказок? ДЕТИ: Да! ВОСПИТАТЕЛЬ: Итак, отправляемся в путь - Давайте встанем в круг, крепко возьмемся за руки и произнесем волшебные слова: В круг скорее становитесь (звучит музыка телепередачи «В гостях у сказки») ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, вот мы и в волшебном лесу. Вот тут нам и пригодится карта Василисы Прекрасной. Посмотрите, в каком направлении, по какой дорожке нам идти. Давайте вспомним где у нас правая рука, поднимите её вверх. А теперь покажите левую руку и спрячьте её за спину. Молодцы! А, теперь рассмотрим волшебную карту. (Дети по карте определяют направление, идут по дорожке). ВОСПИТАТЕЛЬ: Первое непростое задание для нас. Я буду называть вам слово, а вы быстро находите его противоположное значение (антонимы): сказка-быль; далеко-близко; высоко-низко; быстро-медленно; великан-карлик; взлетать-падать; вместе — врозь; герой-трус; добро-зло; легко — трудно; начало-конец. и Воспитатель: Задание мы выполнили! Можно отправляться дальше в путь. Ребята, а какими должны быть путешественники? Дети: смелыми, сильными, умелыми. Находчивыми, любознательными, дружными, внимательными, отважными, сообразительными, умелыми, знающим. Воспитатель. Молодцы! Именно такими мы должны себя показать! В путь! (звучит музыка т/передачи «В гостях у сказки») Ещё одно задание. Чтобы продолжить наш путь, угадайте сказочного героя с помощью игры «Да-Нет». Дидактическая игра «Да- Нет». В.: -Я загадала сказочного героя из природного мира. Д.: — Это птица В.: — Нет. Д.: — Это рыба? В.: — Нет. Д.: — Это животное? В.: — Да. Д.: — Домашнее животное? В.: — Нет. Д.: — Оно живет в лесу? В.: — Да. Д.: — Животное большого размера? В.: — Нет. Д.: — Оно бегает? В.: — Нет. Д.: — Оно прыгает? В.: — Да. Д.: — Плавать умеет? В.: — Да. Д.: — Живет в воде? В.: — Да. Д.: — Это лягушка? В.: — Да. Вспомните сказку, в которой лягушка является одной из главных действующих лиц. Д.: — Это Царевна-Лягушка. В.: — Да! Молодцы! Воспитатель: Представьте себе, что вы Царевна-Лягушка (эмпатия), которая сидит на листе кувшинки и ждет своего Ивана-Царевича. Егор, расскажи, что ты чувствуешь? А, теперь покажите Царевну-Лягушку за изготовлением хлеба для царя. Настя, расскажи, что ты делаешь? Царевна-Лягушка приехала на пир во дворец и вышла танцевать. (Все выполняется под различную музыку) У всех вас получились очень интересные Царевны-Лягушки, как — будто мы побывали в сказке. А, вот и следующее задание. Чтобы книга Василисы Прекрасной получилась разноцветной нужно, придумать новые названия цветам которые я вам покажу. Синий – васильковый, колокольчиковый, Зеленый – травяной Ярко-красный – клубничный, малиновый, Темно-красный – вишневый, Коричневый – шоколадный, Желтый – солнечный, лимонный, цыплячий Белый – снежный, сахарный, Сине-зеленый – цвет морской волны, Фиолетовый – сливовый, баклажановый, Светло-коричневый – цвет какао, Голубой – небесный, ВОСПИТАТЕЛЬ: И эту страничку, нам удалось быстро раскрасить, и наша книга будет разноцветной. Это и будет ещё одна страница волшебной книги. А сейчас мы пришли в гости, здесь живет много русских народных сказок. Давайте отгадаем, какие это сказки. (На столе оформлена выставка иллюстраций по сказкам «Репка», «Теремок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят»). Узнай сказку по отрывку. Теперь послушайте отрывок из знакомой вам русской народной сказки. Дети отгадывают. А, теперь разгадайте загадки и подберите картинки-ответы. Это и будет ещё одна страница волшебной книги Уплетая калачи, Как у Бабы у Яги Ехал парень на печи. Нет совсем одной ноги, Прокатился по деревне, Зато есть замечательный И женился на царевне. Аппарат летательный. Какой? В гости к бабушке пошла, Дюймовочки жених слепой Пироги ей понесла. Живёт все время под землёй. Серый Волк за ней следил, Обманул и проглотил. Родилась у мамы дочка Из прекрасного цветочка. Хороша, малютка просто! С дюйм была малышка ростом. Скорей бы приблизился вечер, Если сказку вы читали И час долгожданный настал, Знаете, как дочку звали. Чтоб мне в золоченой карете Поехать на сказочный бал! Никто во дворце не узнает Откуда я, как я зовусь, Но только лишь полночь настанет, К себе на чердак я вернусь. На снежных санях Королева По зимнему небу летела. Коснулась мальца, невзначай. Холодным, недобрым он стал. Все загадки мы разгадали. И все задания выполнили. Можно возвращаться и собирать книгу Василисы Прекрасной Чтобы не скучать в пути, давайте поиграем в рифмовки с клубочком. Примеры: Подушка – лягушка, квакушка, погремушка и т.д. Кошка – мошка, плошка, картошка, окошко, поварешка, матрешка. Подушка – лягушка, квакушка, погремушка, раскладушка, ватрушка. Грядка – тетрадка, помадка, зарядка, перчатка, загадка, тетрадка Цветок – лепесток, игрок, шнурок, сок, кружок. Шутка – минутка, прибаутка, утка, побудка, Зубки – шубки, юбки, покупки, трубки. Боль – соль, король, пароль, тролль. Бочка – почка, кочка, квочка, Оса – коза, стрекоза, коса, Яйцо – кольцо, лицо, письмецо, Книжка – мишка, трусишка, зайчишка. Мак – лак, табак, гамак. Крот – рот, пароход, бутерброд. Слон – батон, тритон, бутон. Огурец – молодец, сорванец, - Ребята, давайте книгу Василисы Прекрасной соберем, проиллюстрируем и все страницы по порядку разложим. Осталось только выбрать кто, чем будет заниматься. Посмотрите, какие задания ждут вас сегодня. Дети расходятся по центрам активности: ЦЕНТР ЛИТЕРАТУРА — подбирают буквы и составляют из них имя сказочного персонажа и подбирают картинку к тексту загадки о нём. ЦЕНТР МАТЕМАТИКА – палочки Кюизенера д/и «Оживи сказку». ЦЕНТР ИСКУССТВО: Рисование — дети рисуют сказочных персонажей, украшают страницы волшебной книги, аппликация — украшают какошник для Василисы Прекрасной. Конструирование — ступа для Бабы –Яги (по схеме) Работа в «Центрах активности» После выполнения заданий дети собираются на ковре. Второй сбор. (Подведение итогов). Дети делятся впечатлениями, показывают свои работы, собирают их в одну книгу. Воспитатель: Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Не забудьте рассказать родителям, чем мы с вами сегодня занимались. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. (Воспитатель встаёт впереди, дети — сзади «паровозиком», под музыку «уезжают» в группу). Заключение: Используя на своих занятиях игры с элементами ТРИЗ, мы не только учим детей решать проблемы, но и тренируем аналитическое мышление, внимание, память. Такие занятия соответствуют одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Используя в совместной деятельности нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека, мы учим детей выделять отличительные признаки путём сравнения. Развиваем творческое воображение, использование ТРИЗ- технологии позволяет ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка; в интересной, игровой форме обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения. Раскрепощенность мышления и способность идти до конца в! решении поставленной задачи – суть творческой педагогики В конце занятия подводятся итоги для того, чтобы обучать детей навыкам рефлексивного анализа (чем занимались, что узнали нового, что осталось непонятным и другое). Итоги подводятся в самых разнообразных формах, по технологии «Сообщество», это происходит на втором сборе, где дети рассказывают всё, о чём сегодня узнали, демонстрируют продукты своей деятельности и обсуждают полученные результаты, обсуждают планы на будущее.
|