Перспективное планирование "Дидактические игры в развитии речи детей раннего возраста" Пояснительная записка Дидактические игры по развитию речи решают следующие задачи: стимулируют речевую активность детей, активизируют и расширяют словарный запас, формируют умение внимательно вслушиваться в речь взрослых и правильно выполнять простые речевые инструкции; формируют умение подражать жестам и речи взрослого, развивают зрительное и слуховое внимание и память; развивают мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, ориентировку в пространстве. А также, в процессе игр дети развивают фонематическое восприятие, физиологическое и речевое дыхание. Занятия по развитию речи проводятся с нашими воспитанниками по подгруппам и индивидуально. Перспективное планирование составлено мною на основе следующих источников:
Скачать конспект 1. Программа воспитания и обучения детей в доме ребенка, разработана и подготовлена МЗ СССР, согласована с управлением дошкольного воспитания МП СССР, 1987г. 2. ПРОГРАММА воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С, Комаровой. Москва. Мозаика – Синтез 2005. 3. Л.А. Парамонова Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. 2-е изд. – М.: ОЛМА 2013 4. Карпухина Н.А. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада. Воронеж. 2008. 5. Смирнова Л.Н. Развитие речи у детей 2-3 лет. Москва. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» 2006 6. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада. Издательство «Учитель» Воронеж 2007. 7. Рузская А.Г. Мещерякова С.Ю. Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста. Москва 2007
Сентябрь 1. Д. Игра «Мохнатенькая усатенькая» Цель: Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие. Побуждать соотносить слово и выразительные движения. Обогащать словарь детей образными словами (мохнатенькая, усатенькая). Развивать речевое внимание, речевой слух, артикуляционный аппарат детей. Оборудование: Корзинка, салфетка, игрушка кошка. 2. Д. Игра «Ходит по двору петушок» Цель: Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие. Активизировать глаголы, инициативные высказывания детей. Соотносить выразительные движения со словом. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей. Оборудования: игрушка-петушок, расписной платок. 3. Д. Игра «Ты, собачка, не лай» Цель: Вовлекать детей в общение. Обогащать словарь понимаемых глаголов и существительных, обозначающих часть тела. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей. Создавать условия для инициативных высказываний. Оборудование: игрушки: собачки, утки, тазик с водой. 4. Д. игра «Рано-рано по утру» Цель: Вовлекать детей в игровое взаимодействие. Учить соотносить слово и выразительные движения. Поощрять звука подражания, инициативные высказывания. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей. Оборудование: игрушки: дудочка, корова. 5. Д.игра «Повторялки» Цель: развивать фонематический слух и четкость произношения, стимулировать словотворчество.
Октябрь
1. Д. Игра «Летают листья, кружатся» Цель: Вызывать у детей положительные эмоции при чтении потешек. Учить соотносить слово и выразительные движения, условные действия, инициативные высказывания. Побуждать вступать в игровое взаимодействие со сверстниками. Оборудование: осенняя ветка, зонтик, разноцветные листья. 2. Д. Игра «Еду, еду на лошадке» Цель: Вовлекать детей в игровое взаимодействие. Стимулировать инициативные высказывания. Вызывать подражание речи взрослого. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей. Оборудование: игрушка лошадка-качалка, красная шапка. 3. Д. Игра «Чики-чики-чикалочки» Цель: Вовлекать детей в игровое взаимодействие. Учить соотносить слово и выразительные движения. Произносить звукоподражание, произносить потешки вслед за взрослым. Стимулировать инициативные высказывания. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей. Оборудование: кукла мальчик, палочка-лошадка. 4. Д. Игра «Живет в норке, грызет корки» Цель: Вовлекать детей в игровое взаимодействие. Учить соотносить слово и выразительные движения; подражать речи взрослых. В звукоподражаниях развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей. Оборудование: игрушки мышки (3-4 мышки расставляют на видных местах в группе), корзиночка, салфетка. 5. Д.игра «Чудесный мешочек» Цель: побуждать самостоятельно называть предметы и их свойства, способствовать расширению словарного запаса. Оборудование: яркий мешочек, различные предметы. Ноябрь 1. Д. Игра «Я козочка Ме-ке-ке» Цель: Вовлекать детей в общение. Обогащать словарь детей наименований частей тела. Соотносить слово и выразительные движения. Воспитывать интерес к народным потешкам. развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей. Оборудование: игрушка коза. 2. Д. Игра «Кто душистый любит мед» Цель: Вовлекать детей в общение. Обогащать словарь детей наименованиями, обозначающими части тела. Учить соотносить слово и выразительное движение. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей в процессе звукоподражаний. Оборудование: игрушка мишка. 3. Д. Игра «Спать пора» Цель: Вовлекать детей в общение. Стимулировать непроизвольные инициативные высказывания. Активизировать слова, обозначающие животных и части тела. Развивать в процессе звукоподражаний речевой слух, артикуляционный аппарат детей. Оборудование: игрушки: мишка, слон, бычок, кроватки. 4. Д. Игра «Курочка Рябушечка» Цель: Побуждать детей совместно разыгрывать игровые сценки. Ориентироваться на слова взрослого и действия сверстников. Сопровождать слово выразительными движениями. Закреплять знания наименований тела. Развивать речевой слух, упражняться в произнесении гласных звуков в звукоподражательных словах. Оборудование: Корзинка, салфетка, игрушка курица (пестрая) 5.Д.игра «Побродим по лужам» Цель: расширять словарный запас, развивать речевое дыхание. Оборудование: картинка с изображением дождя. Декабрь 1. Д. Игра «Уж ты, котя-коток» Цель: Вовлекать детей в диалог, побуждать использовать слова обозначающие части тела, соотносить выразительные движения со словами. В процессе звукоподражания уточнять произнесение гласных и простых согласных звуков. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей. Стимулировать инициативные высказывания детей. Оборудование: Кукла Маша, кот, кроватка для куклы. 2. Д. Игра «У лесного родничка пили воду два бычка» Цель: Побуждать вступать детей в парное взаимодействие со сверстниками. Ориентироваться друг на друга. Развивать понимание речи. Учить детей соотносить слово и выразительное движение. Развивать в процессе звукоподражаний речевой слух, артикуляционный аппарат детей. Оборудование: игрушки: дудочка, корова, теленок. 3. Д. Игра «Холодно» Цель: Вовлекать детей в диалог. Поощрять инициативные высказывания. Активизировать слова обозначающие предметы одежды. Побуждать сопровождать речь условными выразительными действиями. Уточнять и закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков в связной речи. Развивать речевое дыхание. Оборудование: Кукла в зимней одежде. Варежка. Игрушка (кошка). 4. Д. Игра «Есть в лесу под елкой хата» Цель: Воспитывать интерес детей к поэтическому слову. Побуждать к инициативным высказываниям. Вовлекать в общий разговор. Учить самостоятельно строить высказывания в повелительном наклонении. Уточнять правильное произнесение гласных и простых согласных звуков. Развивать артикуляционный аппарат детей. Оборудование: Украшенная елочка. Под елкой «снег». Игрушки: медвежонок и медведица. 5. Д.игра «Тихо-громко» Цель: развивать голосовой аппарат, отрабатывать навык тихого и громкого проговаривания отдельных слов. Оборудование: игрушка Мишка, мешочек с колокольчиками.
Январь 1. Д. Игра «Маленькой елочке холодно зимой» Цель: Вовлекать детей в диалог. Побуждать соотносить слово и выразительные движения. Закреплять наименование животных. Обогащать словарь глаголами, образованными от звукоподражания. Уточнять и закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков. Стимулировать инициативные высказывания детей. Развивать чувство языка. Оборудование: Нарядная елочка. Игрушки: собачка, кот, курочка, мышка, чашка. 2. Д. Игра «Баранки, калачи, с пылу, с жару из печи» Цель: Развивать восприятие и понимание речи. Вовлекать детей в диалог и игровое взаимодействие. Обогащать словарь прилагательными, глаголами. Соотносить слово и выразительные движения. Уточнять и закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков в связной речи. Оборудование: Баранки, калачи (из солёного теста). Игрушки: кукла и собачка. 3. Д. Игра «Шла лисичка по мосту» Цель: Вовлекать детей в диалог, развивать восприятие и понимание речи. Активизировать глаголы, наименование животных. В процессе звукоподражания развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей. Оборудование: Игрушки: лиса с вязанкой прутиков, медведь, еж, кот, кукла-мальчик, платок 4. Д. Игра «Заинька, попляши» Цель: Развивать мотивационную основу речевой деятельности. Формировать умение подражать движениям и звукам, обобщенные представления, учить называть действия, соотносить слова и предметы, явления, действия, употреблять повелительные наклонения глаголов, способствовать правильному произношению звука (а). Оборудование: большая игрушка заяц. 5. Д.игра «Где моя мама»? Цель: побуждать детей соотносить названия детенышей животных с названием самих животных и закрепить это в их речевой продукции (кошка-котенок, заяц-зайчонок). Оборудование: фигурки животных для настольного театра. Февраль 1. Д. Игра «Мчится поезд» Цель: Вовлекать детей в диалог. Обогащать словарь точными наименованиями предметов, частей предметов, действий. Активизировать словарь наименованиями животных. В процессе звукоподражания развивать речевой слух, артикуляционный аппарат. Оборудование: Игрушки: поезд, мишка, заяц, лиса, белка. 2. Д. Игра «Диди-лада-ладушки» Цель: Вовлекать детей в диалог. Активизировать словарь наименованиями предметов одежды и посуды. Соотносить слова с условными действиями. В процессе звукоподражания развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей. Оборудование: Игрушки: две куклы (мальчик, девочка), посуда: тарелка, кастрюля, сковородка, половник. Платок. 3. Д. Игра «Вечерняя песенка» Цель: Вовлекать детей в диалог. Побуждать отвечать на вопросы, высказать пожелания. Обогащать речь детей образными словами и выражениями. Учить соотносить слова и выразительные движения. В процессе звукоподражания уточнять и закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков. Оборудование: Игрушки: кукла - мальчик, кровать с одеялом, еж, белка, медведь, волк, серебряная мишура, вырезанное из бумаги дерево величиной с ежика. 4. Д. Игра «Поиграем» Цель: Учить вести диалог. Активизировать словарь наименований игрушек, деталей предметов, глаголов. Подводить к описанию предметов. В процессе звукоподражания уточнять и закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков. Оборудование: игрушки: лошадка, машина, пароход, самолет (две куклы, мальчик, девочка). 5. Д.игра «На чем дети катаются» Цель: развивать у детей навыки фразовой речи. Оборудование: сюжетные и предметные картинки
Март
1. Д. Игра «Мама дорогая крепко любит нас» Цель: Активизировать словарь наименований овощей, предметов одежды, отвечать на вопросы. Соотносить слово и выразительные выражения. В процессе звукоподражания развивать артикуляционный аппарат детей. Оборудование: Кукла мама и кукла дочка. Игрушечная мебель (по усмотрению воспитателя). Кастрюля, миска с овощами. 2. Д. Игра «Нос умойся» Цель: Уточнить представления детей об умывальных принадлежностях. Побуждать детей к общению со взрослыми. Активизировать глаголы. Соотносить глагол и выразительные выражения. Оборудование: Игрушка мишка. Корзинка с предметами: мыло, губка, расческа. Посуда: кастрюля, сковородка, половник. 3. Д. Игра «Что за зверушка – зеленая квакушка?» Цель: Вовлекать детей в диалог. Обогащать словарь детей точными наименованиями, определениями, глаголами. Подводить к составлению текстов описаний. Побуждать высказываться как о том, что видишь (ситуативная речь), так и не опираясь на ситуацию (вне ситуативная). В процессе звукоподражания уточнять и закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков. Оборудование: Тазик с водой, игрушки лягушки 2 штуки, мягкие игрушки - лягушка, медведь, зеленый платок (для «кочки»). 4. Д. Игра «Птичий двор» Цель: Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие, учить вести диалог, отвечать на вопросы взрослого. Подводить детей к составлению коротких текстов (вместе со взрослыми). Закреплять произношение гласных и простых согласных. Оборудование: Тазик с водой. Игрушки: 2 утки, петух, курица. Апрель 1. Д. Игра «Наши гуси у пруда» Цель: Развивать вне ситуативного общения. Побуждать отвечать на вопросы. Обогащать словарь детей глаголами, прилагательными. Подводить к отгадыванию загадок; к составлению совместно с воспитателем короткого текста. В процессе звукоподражания уточнять и закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков. Оборудование: Тазик с водой. Игрушки: гусь, утка, курица, петух. 2. Д. Игра «Дождик песенку поет» Цель: Обобщать в слове представления детей о весне. Обогащать словарь образными словами. В процессе звукоподражательных игр закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков. Оборудование: Игрушки: воробьи, голуби, щенок, синий платок. Солнышко (желтый круг с лучиками на палочке), серебряный дождь. 3. Д. Игра «Вместо хвостика крючок, вместо носа пятачок» Цель: Побуждать детей подговаривать строки стихотворения, закреплять слова – наименования частей тела, побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие, отвечать на вопросы. В процессе звукоподражательных игр закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков. Оборудование: корзинка, салфетка, мыло, губка, тазик, зонт, серебряный дождь. Игрушки: свинья и поросенок. 4. Д. Игра «Длинное ухо и клубок - колючий бок» Цель: Побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие. Учить самостоятельно строить высказывание из одной двух фраз. Подводить к освоению простых способов словообразования, включаться игровыми действиями в ролевой диалог, который ведется от имени игрушек. В процессе звукоподражательных игр закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков. Оборудование: Игрушки: машина, зайчиха с зайчонком, еж, ежиха, ежонок, яблоко. 5. Д.игра «Погляди и найди» Цель: развивать навыки фразовой речи Оборудование: предметы труда (ножницы, грабли, лопатка, лейка) Май 1. Д. Игра «Дорожка у дома» Цель: Формировать умение вести диалог, добавлять отдельные слова. Обогащать словарь детей словами, связанными с движениями транспорта. Словами- обозначениями деталей машины, наименованиями животных. В процессе звукоподражательных игр закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков. Оборудование: Игрушки: машина, ежик, заяц, свинья, обезьяна. Детали строительного материала: веревки для обозначения «дороги». 2. Д. Игра «Мой мишка» Цель: Учить отвечать на вопросы, развивать артикуляционный аппарат детей, речевое дыхание. Соотносить слово и выразительные движения. В процессе звукоподражательных игр закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков. Оборудование: Игрушки: кукла; медвежонок, одетый в рубашку и штанишки; кастрюля, ложка, салфетка, конфета. 3. Д. Игра «Лека, лейка, воды не жалей-ка» Цель: Активизировать диалогическую речь у детей, побуждать самостоятельно строить высказывания из одной двух фраз, описывая предметы, обогащать словарь названиями овощей и их качеств. Подводить к усвоению обобщающего наименованию «овощи» уточнять произношение гласный и простых согласный звуков. Оборудование: Лейка, корзина, салфетка, платок зеленого цвета, веревка. Муляжи овощей: морковь, лук, помидор, огурец. 4. Д. Игра «Топ, топ, топотушки» Цель: Учить называть предметы и действия. Формировать имитативные способности, обобщенные представления, названия предметов, животных. В процессе звукоподражательных игр закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков. Оборудование: Игрушки животных (заяц, ежик, птичка, собака, кот, мышка, козочка, утка, черепаха.
|