Интегрированное занятие "ЗВУКОВОЙ КАЛЕЙДОСКОП" |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Сидорчак Наталья Викторовна | |||
24.01.2015 02:57 | |||
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ "ЗВУКОВОЙ КАЛЕЙДОСКОП" ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 лет (подготовительная к школе группа). ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ. Развивать звуковысотный слух, координацию между слухом и голосом, певческие способности детей, чувство ритма, закреплять навыки игры на музыкальных инструментах, уметь действовать слаженно в ансамбле, развивать внимание, закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать и определять звуки, продолжать учить составлять и правильно выстраивать предложения с заданным словом из 2-х, 3-х, 4-х слов. Развивать связную речь, коммуникативность, зрительное внимание и восприятие. Воспитывать доброту, интерес к родному языку, положительные личностные качества: активность, инициативность, творчество. Развивать умение ориентироваться в пространстве, координировать свои движения, развивать слуховое восприятие, музыкальность, певческое дыхание и артикуляцию. Х О Д И Н Т Е Г Р И Р О В А Н Н О Г О З А Н Я Т И Я. (Зал украшен зелёными воздушными шарами. Девочка Элли заранее села на пенёк и прикрылась зонтиком. Звучит музыка. Дети заходят в зал и останавливаются в центре.) ДЕТИ (поют): Здравствуйте! Здравствуйте! Добрый день! Заниматься сейчас нам не лень. Улыбнись, оглянись и тихонько покружись.
ПЕДАГОГ (дотрагиваясь до шариков): Ребята, куда же мы с вами попали? Посмотрите, сколько вокруг зелёного! Тсс... Я что-то слышу.
(Звучит фонограмма. Появляется волшебница Вилина с волшебной палочкой в руке.) ВОЛШЕБНИЦА ВИЛИНА: Здравствуйте, мои дорогие! Я- волшебница Вилина, сказки разные люблю. И во сне, и наяву добрым детям их дарю. Хотите попасть в удивительную страну?... (Ответ детей.) Чудо - сказка оживает, в город Изумрудный всех вас приглашает.
(Волшебница машет палочкой. Звучит таинственная музыка. Оживает девочка, сидящая в углу и прикрытая зонтом.) ВОЛШЕБНИЦА ВИЛИНА: Слышите? А вот и первые чудеса. Сказка - то уже здесь! (Девочка кладёт свой зонт и подходит к детям.)
ЭЛЛИ: Доброе утро! Меня зовут Элли. Мне очень нужно попасть к волшебнику Гудвину. Помогите мне, пожалуйста. Без вашей помощи мне никак не обойтись. Я мечтаю вер- нуться домой к папе и маме.
ПЕДАГОГ: Вы готовы, дети, прийти на помощь?... Тогда нам необходимо набраться волшеб- ной силы. Ведь дорога длинная и трудная.
ВОЛШЕБНИЦА ВИЛИНА: Я помогу вам. Для этого нужно выполнить чудо - гимнастику.
ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ИГРОТРЕНИНГ С ЭЛЕМЕНТАМИ МОДИФИЦИРОВАННОГО МАССАЖА, ЯЗЫЧКОВАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА И АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ. ДЕТИ (поют и выполняют движения): Дарики, дарики, вот звенят комарики: зы-зу-зы-зу... (круговые движения плечами) В ушки нам вцепились - кусь. Остановились. (массаж мочек ушей) А лошадка всё бежала - цок-цок-цок, цок-цок-цок. И копытцами стучала - цок-цок-цок, цок-цок-цок. (щёлкать языком) Раздаётся пяток стук: тук-тук-тук, тук-тук-тук. (шлепки по коленям) А часы забили вдруг: Бом, бом, тик-так, тик-так. (звучащие жесты: кулачки, хлопки и др.) Бом, бом, тик-так, тик-так. Ветер северный подул - С-Ш-С-Ш (тереть ладони) Все листочки ветер сдул: ШИ-ШУ-ШИ-ШУ. Дождь закапал тихо-тихо капельками по плечам. (повернуться друг за другом и постуки-Капал - шлёпал, капал - шлёпал тут и там, тут и там. вать пальчиками по спине соседа А потом закапал сильно, сильно - сильно стал стучать спереди) По травинкам и цветочкам очень быстро ударять. (т. с., ускоряя темп) Зайка серый скачет, скачет, словно мячик, словно мяч. (легко пощипывать спинку соседа) И лягушка - толстобрюшко весело пустилась вскачь. (постукивать по спине соседа) От дождя былинки распрямляют спинки. (гладить , мять спинку соседа) Вот как мы дышать умеем... (кулачки к плечам и повороты головы с активным вдохом) Силой сказочной владеем... (выдох - расслабление и подуть на ладонь)
ВОЛШЕБНИЦА ВИЛИНА: Итак, в путь. Только ваша дружба, смелость и смекалка помогут прео- долеть все препятствия. А начать путешествие надо с указателя дорог.
ПЕДАГОГ: Спасибо, дорогая Вилина, за помощь. (Волшебница уходит.) Кто из вас, ребята, прочитает первую надпись?
ЭЛЛИ (читает): Направо пойдёшь - Людоеда найдёшь. Ой, я боюсь! Я слышала, как он всем угрожает. ПЕДАГОГ: Может быть, так. Покажите, дети. ВОКАЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ "Л Ю Д О Е Д Ы" (по методу В.Емельянова): пропевание гласных У - О - Э - Ы.
ПЕДАГОГ: Ой, как страшно! Мы туда не пойдём. Давайте прочитаем дальше следующую надпись. Кто смелый? РЕБЁНОК (читает надпись на указателе): Налево пойдёшь - с тоски пропадёшь, а прямо пойдёшь- в чудо- сад попадёшь. ПЕДАГОГ: Вот туда -то нам и надо. Пусть эта необычная дорога не даст сбиться с пути. (Подходят к поляне с цветами.) Как красиво! Сколько весёлых пчёлок на полянке! Они хотят с вами поиграть. (Дети надевают на руки пчёлок, сделанных из маленьких пластмассовых бутылочек от питьевого йогурта и прикреплённых к ним резиночек.) ВОКАЛЬНО- ИГРОВАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ "ВЕСЁЛЫЕ ПЧЁЛКИ". Дети поют: Весело лечу, жужжу - ЖЖ... (интонирование на одной высоте.) Покачаюсь, полежу -ЖЖ... (интонирование голосом волнистой звуковой дорожкой) У ромашки я кружусь - ВЗ... (звучание петлеобразной дорожкой) И на деток я сержусь - ЗУМ-ЗУМ-ЗУМ-ЗУМ (удар пальчиком по ладошке) Пчёлка, пчёлка, не сердись - (глиссандо голосом вверх и вниз 2 раза) На ладошку ты садись! Тсс... (погладить пчёлку на ладошке)
ПЕДАГОГ: Замечательная песенка у пчёлок! Пусть каждая пчёлка выберет свой цветок. Послушайте, какой цветок выбрала моя пчёлка. (Играет три звука на любом музыкаль- ном инструменте.) Дети, сколько звуков прозвучало? (Ответ детей.) Количество звуков соответствует количеству частей в названии цветка. Значит, какой цветок выбрала моя пчёлка? РЕБЁНОК: Гвоз-ди-ка. ПЕДАГОГ: Молодец, правильно. Я посажу свою пчёлку на гвоздику. Послушай, Настя. (Педагог играет два звука на музыкальном инструменте.) Сколько звуков ты услышала? (Ответ ребёнка.) Название какого цветка состоит из 2-х частей? РЕБЁНОК: Ро-за. ПЕДАГОГ: Посади свою пчёлку на цветок. (Те же действия выполняются с другими цветами: ПОДСОЛНУХ, СИРЕНЬ, РОМАШКА, МАК, ХРИЗАНТЕМА, ЛИЛИЯ, используя ладонь и пчелу.) ПЕДАГОГ: Посмотрите, ребята, перед нами скала, а на ней зашифровано слово, анализ которого нужно сделать. Назовите это слово. (Дети отвечают, используя фишки синего и красного цвета, обозначающие согласные и гласные звуки.) А теперь назовите следующее слово по схеме на скале. (Дети выполняют задание.) Молодцы! Мы преодолели это препятствие! (Слышен лай собаки.) Ой, кто же это к нам спешит? Иди к нам, дружок.
(Звучит музыка. Выбегает пёсик Тотошка и останавливается около детей.) ТОТОШКА (ребёнок): Гав! Как хорошо, что я вас нашёл! Меня зовут Тотошка. Поиграть хочу немножко. Здесь я нашёл интересные кубики. Посмотрите, какие они красивые! С ними я играю, словечки составляю. Давайте поиграем вместе. Гав, гав!
ПЕДАГОГ: Правда - красивые кубики. А вот какой - необычный куб. На нём нет букв, только картинки. Что здесь изображено?... (Разглядывают одну грань.) Сколько предметов вы видите?... (Ответ детей.) А теперь нет кого (чего)?... Нет... (Ответы детей: нет одной бабочки, нет двух капелек, нет трёх грибов, нет четырёх листьев и так далее.) ПЕДАГОГ: Спасибо, Тотошка. Пора нам в путь - дорожку. Но куда же идти дальше? (Обращает внимание на схему.) Может быть, это и есть подсказка? Ничего не понимаю. У кого бы узнать? Жаль, что нет с нами волшебницы Вилины.
(Звучат волшебные звуки, появляется волшебница Вилина.) ВОЛШЕБНИЦА ВИЛИНА: Я здесь, друзья мои! И рада вам помочь. Стоит только подумать обо мне, и я буду рядом. Затрудняетесь? Достаточно прочитать слова и найти нужное вам слово - ключ, подсказку.
МАЙ ЕЗД ГАЙ КА ПО ВАР ЧАЙ ЛЕ ЗАЙ ЯС
ВОЛШЕБНИЦА ВИЛИНА: Молодцы! Справились. Так куда же вы дальше отправитесь? (Ответ детей.) Я думаю это верное решение! А вот и дорога.
(Все проходят по дорожке, подходят к забору, где стоит пугало Страшило, вокруг пеньки, под- солнухи, лежат шишки, ведро, висят на верёвке прищепки. На заборе чугунок, у забора - скамеечка.)
ПЕДАГОГ: Вы узнали? Это же Страшило, огородное пугало. Как мы рады тебя видеть!
СТРАШИЛО (кукла на ширме - заборе): Приветствую вас, друзья! Отдохните с дороги, посидите. У меня есть чудесные шишки. Только в руки их возьмёшь, С ними ты играть начнёшь. (Дети берут шишки в руки.) ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА С ШИШКАМИ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ДИНАМИЧЕСКОГО Быть послушным каждый пальчик непременно научу. Раз-два, раз-два... (тихо) По коленочкам, как мячик, всё верчу, верчу, верчу. (громко) Буду пальцы разминать, чтобы буковки писать. ИЛИ ПО ВЫБОРУ ПЕДАГОГА
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА С ПРИЩЕПКАМИ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, МИНИ-МАССАЖА ПАЛЬЦЕВ РУКИ (ПОДУШЕЧЕК): Дети: Кусается больно котёнок - глупыш. Он думает это не палец, а мышь. ("кусать" прищепкой Но я же играю с тобою, малыш. пальчик) А будешь кусаться, скажу тебе: "КЫШ!" Прыг да скок! Да цап - царап. Не уйдёшь от наших лап! (спрятать за спинку) ВОЛШЕБНИЦА ВИЛИНА: Ну как, Страшило, понравилось с нами играть?
СТРАШИЛО: Молодцы вы, ребятишки! Здорово играли в шишки (с прищепками). Отгадайте - ка, детишки, кто спрятался на моём огороде? Чей хвост выглядывает?
(Дети идут вдоль забора, откуда торчат лисий, заячий, волчий, львиный, лошадиный, мышиный хвосты. Дети выполняют задание на подбор нужных прилагательных.)
СТРАШИЛО: Мне очень нравится с вами дружить! Жаль расставаться, ведь вам пора в путь собираться. Всем добра желаю. Будьте осторожны! ПОДВИЖНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ "Т О П А Й И З А М Р И !" (Дети поют, импровизируя с движениями по тексту.) ТЕКСТ ИГРЫ: 1) Идём дорогой трудной мы в город Изумрудный, Идём дорогой трудной мы в город Изумрудный. Топай, топай и замри!... (замереть) 2) Колдунья приходила и всем клюкой грозила, Колдунья приходила и всем клюкой грозила. Топай, топай и замри! 3) Хвостом вилял Тотошка и лаял понемножку, Хвостом вилял Тотошка и лаял понемножку. Топай, топай и замри! 4) А Дровосек шагает и в барабан играет, А Дровосек шагает и в барабан играет. Топай, топай и замри! 5) А солнышко смеётся, всем Элли улыбнётся, А солнышко смеётся, всем Элли улыбнётся. Топай, топай и замри! 6) Страшило торопился, чуть в яму не свалился, Страшило торопился, чуть в яму не свалился. Топай, топай и замри! 7) Цветут в моём кармашке гвоздики и ромашки, Цветут в моём кармашке гвоздики и ромашки. Топай, топай и замри! (Можно выбрать любые куплеты для игры. Поощряется тот, кто на шевельнулся и у кого наиболее интересная фигура.) ПЕДАГОГ: Дорогой трудной мы пойдём и что же дальше мы найдём?... Да здесь какие- то следы. Но они стёрлись. Что же было написано на следах? От букв остались только палочки да крючки. Давайте их восстановим. Но ведь у нас нет ни ручки, ни карандаша. Опять нужна помощь волшебницы Вилины.
ВОЛШЕБНИЦА ВИЛИНА: Я чувствую, что вы опять подумали обо мне. И вот я перед вами. У меня есть всё, что вам понадобится. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "ВОССТАНОВИ БУКВУ" (На следах от чьих-то башмаков или от босых ног, которые можно сделать из картона, изображены части от букв алфавита. Дети должны дорисовать так, чтобы получилась полноценная буква. На следах также можно нарисовать ребус, а дети с удовольствием его расшифруют.) ПЕДАГОГ: Вот это да! Следы нас привели к заколдованному зонтику злой колдуньи Бастинды! Обратите внимание, ребята, что этот зонтик содержит множество различных предме- тов. Что вы видите?... (Дети перечисляют.)
ВОЛШЕБНИЦА ВИЛИНА: Зонтик я кручу - верчу, вас играть всех научу! ЗАДАНИЕ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЗИЦИИ ЗВУКА В СЛОВАХ (развитие фонематического слуха.) ВОЛШЕБНИЦА ВИЛИНА: Посмотрите, перед нами чудо - лесенка. А что вы видите на каждой ступеньке лесенки?... Вот вам и следующее задание. А я пока должна исчезнуть по своим волшебным делам. Удачи вам! (Уходит.)
ПЕДАГОГ: Вам нужно, дети, составить предложение по схеме, используя предмет, лежащий перед вами. Сначала придумайте предложение, состоящее из 2-х слов, одно из которых - название этого предмета. Это верхняя ступенька жёлтого цвета. (Ответ детей.) /_____ ______ . Теперь придумайте предложение, состоящее из 3-х слов. Это ступенька красного цвета. На ней вы видите схему предложения. (Ответ детей по схеме.) /_____ ______ ______ . Молодцы! Подумайте и скажите предложение из 4-х слов по схеме на зелёной ступеньке. /______ ______ _______ _______ . (Ответ де- тей.) И, наконец. самое сложное задание: придумать предложение из 5 слов, используя схему на самой нижней ступеньке синего цвета. /_____ ______ ______ ______ ______ . (Ответ детей.) Продолжим наш путь? (Звучит фонограмма - стук топора.) Слышите? Это стучит железный Дровосек и приглашает нас поиграть. Я вижу предметы, из которых можно собрать целый оркестр. А игру на- шу назовём "РИТМИЧЕСКИЙ КОМПОТ". Разделимся на три подгруппы. Вы, ребята, варите компот из груши. Попробуем, отстукивая по слогам: ГРУ-ША, ГРУ-ША... I I, I I Вы, ребятки, добавляете в компот абрикос. Покажите: АБРИКОС, АБРИКОС... II I , II I . Замечательно! А ваша команда добавляет в кастрюлю с компотом персик и крыжовник. Покажите, что получится: ПЕР-СИК, КРЫЖОВ-НИК, ПЕР-СИК, КРЫЖОВ-НИК... I II I I, I II I I. А теперь внимание! Что же у нас получится?... ОРКЕСТР "РИТМИЧЕСКИЙ КОМПОТ" (Дети играют свою партию, вступая по руке дирижёра. В конце звучит весь оркестр - tutti.) ПЕДАГОГ: Молодцы! Спасибо вам. Положим аккуратно наши инструменты. (Дети выполняют действие.) А дорога привела нас к волшебному озеру. Это чудо- озеро музыкальное, мечта всех детей. Посмотрите вокруг - какая красота! Лишь лёгкие волны заметны едва. Музыка всем, без сомненья, создаёт своё настроение. Давайте послушаем. (Звучит фрагмент произведения "Лебедь" К. Сен - Санса из сюиты "Карнавал животных".) Что ты представила, Танюша, слушая эту музыку?... (Ответ ребён- ка.) А что представил Денис?... (Ответ.) Расскажи, Лиза, что ты вообразила, нафантази- ровала?... Молодцы, ребята. Было очень интересно слушать вас. Спасибо. (Звучит музыка. Идёт волшебница Вилина.) ВОЛШЕБНИЦА ВИЛИНА: Мои дорогие дети! Я рада, что вы прошли все испытания. Закончилось ваше сказочное путешествие. Я хочу знать, что же больше всего вам запомнилось? Что интересного было? Расскажите. РЕБЁНОК: Мне понравилось составлять предложение по лесенке. РЕБЁНОК: Было интересно варить компот. РЕБЁНОК: Было здорово отгадывать слова на скале.
ВОЛШЕБНИЦА ВИЛИНА: Да, вы сегодня много узнали, научились составлять предложения, выполнять звуковой анализ слова, составлять слова из частей, разбивать слова по слогам, вы пели, придумывали свои движения, учились верно подбирать слова, угадывали буквы по маленьким подсказкам, отгадывали ребус. Какие вы сегодня молодцы! Вы до- стойны того, чтобы волшебник Гудвин исполнил ваши желания.
ГОЛОС ГУДВИНА (фонограмма): С вами говорит великий и могучий Гудвин. Вы проделали долгий путь. Мне понравилось, как вы настойчиво взбирались по лестнице зна- ний. Я следил за вами. Вы меня порадовали и удивили. Теперь подумайте хоро- шенько о своём желании, представьте, что оно уже исполняется. Это очень важно! Вилина, помогай! Ама-лама, чоко- балабама, экивоки -тум, чоко - балабум! (Дети становятся под большим воздушным шаром, висящим под потолком, Вилина протыкает шар и на детей посыпались блёстки, конфетти. Звучит музыка, все выходят из зала.)
|