Давайте задумаемся: всегда ли правильно звучит наша речь? Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом как инструментом, воздействующим на ребёнка, помогающим установить с ним контакт. Не стоит, очевидно, доказывать, что речь воспитателя должна быть правильной, в меру эмоциональной и доходчивой. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют. Вслушайтесь, как говорят ваши воспитанники, и вы непременно заметите, что в их интонациях, словоупотреблении, ударении проявляются речевые особенности не только близких людей – отца и матери, бабушки и дедушки, но и ваши языковые особенности. Ребёнок передаёт ваши жесты и мимику, используя характерные и часто употребляемые обороты речи. Например, как разговаривают дети, когда играют. Девочка то и дело покрикивает на свою куклу-дочку, а заодно и на партнёра по игре: - Тебе что сказано – не трожь! Ведь сказала – ложи сюда! Другая девочка поправляет её: - Надо говорить не «не трожь», а не трогай… И не «ложи», а клади. И кричишь ты всё почему – то…Не хорошо это. Но та возражает: - Это почему же нехорошо? Так моя мама говорит…А если её не слушает моя сестрёнка, то и крикнуть на неё нельзя, что ли?
- Всё равно нехорошо это…Разве так говорит наша Ирина Анатольевна?(имеется в виду воспитатель). Перед каждым педагогом в той или иной ситуации возникают сомнения: как сказать правильно, избежать ошибки в словосочетании, произношении, как точнее выразить мысль? Такие вопросы чаще всего появляются при письменном изложении выступления на педсовете, собраниях и др. В этом случае воспитатель проявляет довольно высокую взыскательность к слову. Почему? Когда мы письменно оформляем свою мысль, то хотим, чтобы она звучала аргументированно, доходчиво и потому заранее сознательно подыскиваем нужные слова, обдумываем фразы, порядок слов и т.д. Что касается устной речи в быту, в разговоре с коллегами, воспитанниками и их родителями, то подобная работа над словом почти исключена. Именно в разговоре с окружающими наиболее ярко проявляется и речевая культура, и её дефицит. Здесь можно слышть торопх неправильно употребляемые фразеологические обороты типа "иметь роль", "играть значение" (вместо "играть роль", "иметь значение"); просторечную конструкцию - "грустить за кем- или за чем - нибудь" вместо "грустить о ком- (или о чём) или по кому- нибудь"; неправильные ударения в словах. Часто допускается ошибка в употреблении глагола "занять" вместо "одолжить", т.е. в значении, прямо противоположному литературному: " Дать взаймы, в долг кому-нибудь". Воспитатель обращается к своему коллеге: "Займите мне, пожалуйста, цветной бумаги". Получив, благодарит: " В следующий раз и я займу вам то, что понадобится". Таким образом, были допущены ошибки: вместо "Займите мне, пожалуйста" надо сказать "Одолжите" или "Дайте взаймы"; вместо "Я займу вам"- "Я одолжу вам" или "Я дам взаймы". Нередко педагог, давая поручение ребёнку, говорит: "Пойди, пожалуйста, к Вере Петровне и скажи ей, что я велела дать книжку". Правильно ли это? Ведь говорить Вере Петровне "велела" - невежливо; велеть - значит приказывать.Важно, чтобы ребёнок правильно понял это поручение и правильно обратился с просьбой в вежливой форме, значит, и сформулировать поручение следует примерно так: "Скажи, пожалуйста, Вере Петровне, что я её прошу..." Не принято, например, говорить о ком-либо из присутствующих в третьем лице: "Мы все приши к единому мнению, а она считает, что..." Вместо "она" следует называть чеовека по имени и отчеству. Владеть родным языком - значит уметь связно, последовательно, полно, содержательно, образно высказывать свою мысль. для того чтобы слушающий понял говорящего, нужны ещё и умения использовать необходимые языковые средства - соответствующие интонации, логические паузы и ударения, выбирать самые точные слова, увязывать фразы для перехода от одного предложения к другому и .т.д. Одна из задач воспитателя - подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, ставить почаще перед собой вопросы6 как звучить моя речь? Каковы интонации в общении с детьми и окружающими взрослыми? Нет ли дефектов звукопроизношения? Может ли служить моя речь образцом для ребят? Дети учатся у воспитателя произносить правильно звуки, слова, грамматически правильно строить предложения, логически последовательно излагать мысль и т.д. Значит педагог должен разговаривать с детьми понятно и доступно, короткими фразами. а не громоздкими и витиеватыми; правильно и точно подбирать слова; не допускать многословия; не употреблять слова - сорняки ("это самое", "ну", "вот так", "так сказать" и др.); исключить всякого рода огрублённые выражения, избегать просторечий. Воспитатель должен помнить: чем богаче его лексический запас, тем разнообразен выбор нужных слов, тем точнее и выразительнее речь. тогда он не будет испытывать особых затруднений в установлении речевых контактов с окружающими. Расширение словарного запаса обогащает человека, положительно сказывается на его деятельности, в частности, педагогической. Общение с детьми обязывает воспитателя вдумчиво использовать новые слова, далёкие по своему содержанию от мира детских мыслей. Однако это не означает, что взрослый не может свободно использовать лексическое богатство родного языка, ведь главное - учитывать возрастные особенности дошкольников и употреблять в речи такие слова, которые им доступны и понятны. Вводя новое слово, педагог обясняет его значение, побуждает детей употреблять его в своей речи. Звуковая культура речи... Хорошая дикция, правильное литературное произношение - это то, чем должен владеть воспитатель. Ребёнку необходимо слышать каждое слово, обращеннное к нему, иначе он не поймёт, о чём ему говорят. А неправильное произношение может взять за эталон. Нередко недостатки речи ребёнка (картавость, шепелявость, сюсюканье) - следствие не только небрежного речевого воспитания, но и отрицательного речевего влияния взрослых. Дефекты произношения, подкрепляемые повседневной практикой, могут закрепиться, стать привычкой в более зрелом возрасте. Интонационная выразительность речи - немаловажный фактор воздействия на ребёнка. Воспитатель старается разговаривать с детьми, используя многообразную гамму голосовых оттенков, подчёркивающих эмоциональное и смысловое содержание сказанного. Интонации спокойные и взволнованные, сдержанные и оживлённые, лукавые и простодушные, торжественные и деловые, вопросительные и утвердительные, радостные и грустные, присущие человеческой речи, помогают маленькому ребёнку глубже понять то, о чём говорят, почувствовать отношение взрослого к событию, поступку, предмету. Очень важны доброжелательность и искренность интонации речи взрослого, даже если в ней выражается недовольство. Немаловажно, как разговаривает педагог с детьми - быстро, умеренно или меденно. Ведь это один из значительных компонентов выразительности речи, который придаёт ей динамику, живость, убедительность. Речь убыстрённая малышами воспринимается затруднено: они не успевают вслушаться в слова, вникнуть в смысл того, о чём им говорят. Равномерный монотонный темп без убыстрений и замедлений "убаюкивает", снижает внимание. и. следовательно, сказанное может быть не понятно или не дослушано. Поэтому с дошкольниками лучше всего разговаривать в умеренном темпе, замедляя или убыстряя его в зависимости от смыслового содержания сказанного. Недопустима бесстрастно-равнодушная растянутая речь. Итак, если взрослый стремиться сделать свою речь наиболее выразительной. то он использует все интонационные средства: фразовые и логические ударения; паузы; движения голоса по высоте. силе, тембру; темп речи. Поза, мимика, жест, как известно, дополняют выразительность речи усиливают понимание того, о чём говорится. Имеет огромное значение, с каким выражением лица разговаривает педагог с детьми. Особенно это важно для малышей - ведь по выражению лица старшего им легче определить смысл сказанного. Мимика, так же как и жест, дополняет, углубляет понимание слова, усиливает его эоциональный оттенок. И здесь воспитатель является как бы актёром, который хорошо владеет искусством позы, мимики, жеста. Но ни в коем случае нельзя переигрывать: малейшая фальш может дать обратный результат. Педагог - активный пропагандист и поборник чистоты родного слова. Для пропаганды чистоты речи он может использовать индивидуальные и групповые беседы с родителями, семинары, практикумы. Темы их могут быть самыми разнообразными: "Развитие мышления у и речи у дошкольников", "Как и о чём мы разговариваем с ребёнком", "Что и как читать, рассказывать, разучивать с ребёнком дома", "Осторожно: дети вслушиваются", "Культура речи взрослых - пример для маленьких" и др. Многие из тем могут быть проилюстрированны выступлениями воспитанников детского сада, бесед, записями детских высказываний.
|