Цель: закрепить умение определять местоположение звука в слове и количество слогов в слове; активизировать словарь, развивать зрительное и слуховое восприятие; воспитывать интерес к родному языку, учить выразительно рассказывать стихи; формировать навык самоконтроля; формировать умение понимать поставленную задачу; ориентировать зрительное внимание на звуковые свойства, картинок-предметов; развивать мелкую моторику. Ведущий: Дети, сели все хорошо, успокоились. Изобразите, как старательная бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело, она стонет: "Ох,ох,ох". Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: "Ах,ах,ах!". На празднике вы плясали: "Их,их,их". И совсем устали: "Ух, ух, ух". Сегодня мы приглашены в Королевство букв и звуков на именины гласных. Какие гласные вы знаете? (а, о, у, и, е, ы, э, я). Почему их называют гласными? (их можно тянуть, петь).
Ребенок: Гласные тянутся песен звона: и-и-и, Можно заплакать и застонать: о-о-о--у-у-у, Могут качать в колыбели Аленку: а-а-а, Могут, как эхо, в лесу закричать: ау-ау-ау. Могут летать высоко в синеву: и-а-у. Ведущий: Мы рассказали о гласных звуках. А теперь с веселой песенкой отправимся в путь "Вместе весело шагать по просторам" (1 куплет). Ведущий: Вот и Королевство букв и звуков. Нас встречают именинники. Давайте их поздравим, прочитаем о них стихотворения, на что похожи наши именинники. Детям раздать буквы Ребенок: А - начало алфавита, Тем она и знаменита, А узнать ее легко: Ноги ставит широко. Ребенок: Вот буква вроде шалаша Не правда ль, буква хороша! И хоть проста она на вид, А начинает Алфавит. Ребенок: У - сучок. В любом лесу, Ты увидишь букву У. Удобная буква, Удобно в ней то, Что можно на букву Повесить польто! Ребенок: О. В этой букве нет угла, Оттого она кругла До того она кругла Покатиться бы смогла. Ребенок: Посмотри на колесо, И увидишь букву О, В старом дереве дупло, Ну совсем как буква О. Ребенок: Молоток я раздобыл, Из дощечек букву сбил Сколько здесь дощечек? - Три! - А какая буква? И!!! Ребенок: На калитку посмотри - Чем она не буква И? Между двух прямых досок Одна легла на искос! Ребенок: Буква Э на С дивится, Словно в зеркало глядится. Сходство есть наверняка, Только нету языка! Ребенок: Вот топор. Полено рядом Получилось то, что надо Получилась буква Ы - Все мы знать ее должны. Посадить детей за стол Ведущий: Дети, а сейчас в Королевстве букв и звуков мы отправимся на улицу "Смекалистые" и будем отгадывать загадки. В каждой отгадке спрятана одна или две именинницы. Мы ее должны назвать. 1) По реке Простыне Плывет пароход А за ним такая гладь - Ни морщинки не видать. (утюг) - Какой звук-именинник спрятан в этой отгадке? (У) 2) Кто зимой холодной, Бродит злой, голодный? (волк), звук - (О) 3) Не мотылек, не птичка, Держит две косички? (бант), звук - (А) 4) Тебе дано, а люди пользуются? (имя), звук - (И) 5) Если б не было его, Не сказал бы ничего? (язык), звук -(Ы) 6) Никто его не видывал, А слышать, всякий слыхивал, Без тела, а живет оно, Без языка - кричит... (эхо), звук - (Э, О) Дети садятся за столы Игра "Домики" (определить позицию звука в словах) утюг - у; эхо - э; язык -я; бант - а; имя - я; волк - о. Ведущий: Следующая улица "Находчивая". Ребята, давайте узнаем, кто из вас сообразительный, находчивый. Придумайте слова со звуками (а, о, у, и, ы, э). Какая буква-именинница никогда не стоит вначале слова? (Ы) Дети: Мы слыхали от совы, Что нет слов на букву Ы. Ведущий: В Королевстве букв и звуков есть улица "Быстрая". Дети по двое выходят к доске. Здесь мы поиграем в игру - соревнование "Обведи букву". За две мунуты нужно обвести больше заданных букв-именинников. Кто больше обведет, тот и победил. Таблица на доске, простые карандаши, секундомер (3 раза) - подсчитать количество букв. Ведущий: А теперь немного отдохнем и поиграем на улице "Поиграй-ка". Игра "Встреча друзей" Дети встали за столами. Встретились два котика и поздоровались: "Мяу-мяу", Встретились два щенка и поздоровались: "Гав-гав", Встретились две лошадки и поздоровались: "Иго-го", Встретились два тигренка и поздоровались: "Рр-ррр", Встретились два бычка и поздоровались: "Му-му", Смотри, какие рога, Забодаю, забодаю! (выставить указательный и мизинец, дети изображают рога быков). Дети сели за столы. А на проспекте "Угадай-ка" мы будем отгадывать загадки и разделим слова-отгадки на слоги. 1) Я все знаю, всех учу, Но сама всегда молчу. Чтоб со мною подружиться, Надо грамоте учиться. (книга), (2 слога) 2) То в клетку, то в линейку - Написать по мне сумей-ка Можешь и нарисовать - Что такое я - (тетрадь), (2 слога) 3) Я черный, красный, желтый, синий С начинкой твердой в середине. Я с острым ножиком дружу, И что хочу - изображу. (карандаш), (2 слога) 4) Новый дом несу в руке, Дверца дома на замке. Тут жильцы бумажные, Все ужасно важные. (портфель),(2 слога) 5) Грамоты не знаю, А весь век пишу. (ручка), (2 слога) - Как можно назвать одним словом книга, тетрадь, карандаш, ручка, портфель. (школьные принадлежности). - От чего зависит количество слогов в слове? (от гласных), (сколько гласных в слове, столько и слогов). Ведущий: В слоге гласные звуки дружат с какими (согласными). А вот почему их называют согласными, нам расскажет ребенок. Ребенок: А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. Дети за столами составляют слоги, (разрезные азбуки на столах). (он, ум, их, эк, ла, со, ми, ты). Чтение "Слоговой таблицы" Волшебная Ведущий: Молодцы! Умницы и умники! Дети, буквы-именинники спрятались в словах. Я буду называть слова, а вы угадайте и произнесите какой звук спрятался и покажите правильную букву. Слова (пыль, дом, соль, кит, мак, мир, мэр, сук, лук, сыр, сэр, кол, моль). Ведущий: Молодцы! Справились и с этим заданием. А теперь мы отправляемся на улицу "Веселинка". Танец "Буги-буги". Взяли стулья и сели вдоль стены. Ведущий: В Королевстве букв и звуков одна из улиц называется "Вокзальная". Там много вогончиков, в них путешествуют животные, но каждый вопределеннос своем вагоне. Давайте рассадим этих животнвых правильно 1-ые животные, в названии которого звук А (заяц, белка); 2-ой звук О (слон, лось, волк); 3-ий звук Ы (рысь, мышь). Ведущий: И это задание вам оказалось под силу. А вот одна улица в Королевстве без названия. И буквы просят нас придумать правильное название. На этой улице дерево-чудо, вместо листьев висят половинки листев со слогами. Нужно из слогов составить слова и прочитать их. И мы узнаем, что же растет на дереве. ба-нан, ли-мон, яб-ло-ко, гру-ша, пер-сик. Итак, у нас получились слова, как можно назвать одним словом? (фрукты). Дерево на котором растут фрукты, как называется? (фруктовое). А как можно назвать улицу, на которой растут фруктовые деревья? (Фруктовая). Вот мы и придумали название улице "Фруктовая". Ведущий: Молодцы! За это буквы-именинники угощают нас настоящими яблоками с чуда-дерева. Спасибо! Дорогие именинники! Дети приготовили подарки-картинки. (раздать картинки). Но подарить надо правильно. Если в слове, названии подарка-картинки слышится звук а, то подарок подарим букве а, если о - то букве о и так далее. Итак, дети, посмотрите на картинки и подумайте, кому предназначен ваш подарок, какой букве. Ведущий: Ребята, сегодня мы побывали на именинах гласных букв а, о, у, ы, е, и, э, я. Но впереди нас ждут еще такие праздники, ведь букв в русском языке много. Ответьте, сколько букв всего (33). Сколько уз них гласных 10. А теперь отгадайте загадку. Ребенок: Это необычный дом Поселились буквы в нем Хоть у букв от А до Я И картинка есть своя Не сидится им на месте, Любят быть повсюду вместе, Встанут рядом! Раз-два-три, Выйдет слово посмотри! Ведущий: Что это такое? (алфавит). Назовите правильно все буквы нашего алфавита. И в конце нашего праздника мы споем о дне рожденье. "Пусть бегут неуклюже" Ведущий: Мы возвращаемся в д/с, где будем набираться новых знаний. До свиданья, буквы и звуки, до свиданья, Алфавит. Всего вам доброго!. Дети выходят из группы
|