Цели: развивать у детей общее внимание, словесно-логическое мышление. Активизировать словарь детей. Развивать сообразительность. Продолжать делить слова на слоги, дифференцировать буквы на гласные-согласные. Учить соотносить вопрос существительного (живого-наживого) картинкам. Уточнить знания детей о многозначных словах, о предположениях. Учить составлять предложения. Упрожнять в составлении слов, в делении слов на слоги. Логопед: дорогие дети, гости! Сегодня у нас праздник Азбуки "АБВГД и Я" - веселая и дружная компания". Мы будем читать стихи, посвященные буквам, соревноваться, выполнять различные задания. Ребенок: Вот вам стол, а вот скамейка Взяли в руки карандаш Это АБВГДейка В детский сад приходит наш.
Логопед: Всем известно, что в азбуке живут и хозяйничают буквы. Давайте на нашем празднике покажем, чему вы научились в детском саду, и расскажем о буквах и звуках, все, что вы знаете. Какие бывают звуки? Дети: Гласные и согласные. Логопед: Назовите гласные звуки? Дети: А, Е,О, У, И, Ы, Э, Я, Ю. Ребенок: Звуки гланые мы знаем, Без труда их различаем. А, У, О, Ы, Э, И - Вот такие все они. Нет для них нигде преграды, Петь иы эти звуки рады. ВЫзываем по порядку Наши звуки на зарядку. Ребенок: [А] - пошире рот открой! Не линись и громче пой! Удивленно тянет он: А-А-А... забывчивый какой!
[У] надул капризно губки. Он их вытинул как трубки. Вот какой он привереда, - Будет дуться до обеда! Ребенок: [И] - улыбка весельчак, Он смеется звонко так! На широком язычке Скачет звук как на седле!
Вот в задумчивом сомнение [Э] высказывает мнение Э-Э-Э... Не знаю, что сказать. Может лучше помолчать?
Ребенок: Округлив большие губы, [О] прикрыл немного зубы, Язык поглубже оттянул, Спинку выгнул О-О-О - вздохнул.
[Ы] - хоть гласный, но тихоня Вызывает он спросонья: "Ы" - Поспать еще часок... Или может, выпить сок?"
Ребенок: Ну, а согласные? Звуки-бойцы. Много трудностей в пути Предстоит им всем пройти! То подъем, а то овраг, Крепость здесь построил враг. А за ней крутая горка, Спуск - забор, в заборе - щелка. Где ж находится все это? Жду сейчас от вас ответа... Да преграды строят губы, Щеки, языком и зубы. Как зовутся те бойцы, Удалые молодцы? А друзья, ну просо классные! Эти звуки согласные!
Логопед: Произносите по одному согласному звуку, охарактеризуйте его. Дети: отвечают (согласный твердый, мягкий). Логопед: Какими кружком обозначаются гласные (согласные) звуки? Дети: синим, красным. Логопед: Проведем игру "Перенеси буквы в обруч правильно". в синий согласные, в красный - гласные. Логопед: А что получается, если соеденяются гласный и согласный звуки? Дети: слоги Логопед: А давайте устроим бал дружбы, где согласные и гласные закружатся в танце! Буквы подружитесь! В слоги превратитесь! В танце закружитесь! (Ребенок,на груди которого карточка с гласной буквой образует пару с тем, у кого на груди карточка - согласная. Слоги-пары выполняют движения под мелодию песни "Встанте, дети, встанте в круг"). Логопед: Проведем игру "Придумай слово". (со звуком [з-з'], [л-л'], [к-к']). Что мы с вами придумывали? Дети: слова Логопед: Что получается из слов, которые собираются вместе, начинают дружить? Дети: предложение. Логопед: Придумайте по одному предложению. Дети отвечают Логопед: В русском языке есть слова, которые образуются из двух слов. Образуют же новые слова из двух слов: пар, ходить - рароход; лед, колоть - ледокол, луна ходить - лунаход; пар, везет - паравоз, сам, летит - самолет, земля, трясти - землятресение, вода, провод - водопровод, рыба, ловить - рыболов. Логопед: В нашем языке есть многозначные слова. Обьясните значение слов: коса - у девочки, косить; перо - у птицы, писать; лук - еда, стрелять оружие; лист - на дереве, альбомный; иголка - шить, у ежа, у елки (хвоя) у шприца. Логопед: Послушайте стихотворение и назовите многозначное слово. Не жалейте пятачка, - Говорит корова, - Вы купите молочка - вкусного, парного! поросята тут как тут: - Нам по целой кружке! - Пяточки свои суют Маленькие хрюшки. Дети: пятачок-монета, нос у поросенка. Логопед: Бросил шапку кверху Мишка - Падай в шапку с ели, шишка! Шишка хлоп по голове - Сразу шишек стало две. Дети: шишка (еловая и на лбу). Логопед: Какие вы сообразительные! Мы с вами улыбнулись, пошутили, а от улыбок всем становится светлей! Споем все вместе песню улыбка. Логопед: Игра "Измени слово" - так, чтобы появился звук [ч]. елка - елочка юбка - юбочка книга - книжечка сумка - сумочка Логопед: Измени, чтобы появился звук [ш]. домик - домишко петух - петушок скворец - скворушка трава - травушка Логопед: Игра "Живое-неживое" (раздать предметные картинки) На какой вопрос отвечают живые предметы? (Кто?), неживые? (Что?). Называйте картинку и ставте вопрос. Внимание! Начинаем! Логопед: Умники и умницы! Перед вами лист-прямоугольник. В него нужно вписать буквы, из которых составляются слова - отгадки на следующие вопросы: 1) время года (Зима) 2) предмет мебели (стол, стул) 3) самое крупное животное (слон) 4) часть тела (рука) 5) кондитерское изделие, которое обычнор пекут в день рождения (торт). Вписать слова Логопед: Сядем за столы. Откройте разрезные азбуки. Отгадаем загадки. 1) Сидит дед в сто шуб одет Кто его раздевает, тот слезы пролевает (лук). 2) Зимой белый, летом серый (заяц). 3) Рыжая плутовка Хитрая головка Хвост пушистый - краса Кто же это? (лиса).
Выложили слова отгадки лук, заяц, лиса. Разделили на слоги, от чего зависит количество слого в слове? Какое правило есть. Уберите буквы в ячейки. Выложили слоги ма-мя, ну-ню, лы-ли, рэ-ре, со-се Какие гласные буквы ставили после твердых (мягких) согласных? Дети отвечают Логопед: Я рада, что вы так хорошо знаете буквы. Отныне и навеки они - наши верные друзья и помошники. Ребенок: Буквы - значки, как бойцы на парад, В четком порядке построены в ряд. Каждый в условном месте стоит, А называется все Алфавит. Логопед: Перед вами Алфавит. Сколько всего букв в алфавите? (33) Сколько гласных букв? (10) Назовите буквы алфавита. Дети, прочитайте, какую оценку - слово я вам поставила за все ваши ответы, за всю работу на занятии? Дети читают по слогам слово: Мо-лод-цы! (на доске). Логопед: Вот и закончилось занятие, наш праздник "АБВГД и Я - веселая и дружная компания". Вас ждет сюрприз. У меня две тарелки. На одной - полоски синего и красного цвета. Синие - с именами мальчиков, красные - с именами девочек. На второй - конфеты. Подходят мальчики, читают имя девочки и угощают ее конфетой. Затем так же поступают девочки. Логопед: Дети, встанте, возьмитесь за руки. Передайте тепло своего сердца соседу. Поднимите руки. Пусть цепочка добра, дружбы и тепла никогда не обрывается. Спасибо за внимание!
|