Пермякова Светлана Сергеевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 82 комбинированного вида» Должность – учитель-логопед г.Каменск – Уральский Свердловской обл Конспект занятия по коррекции и развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности дли детей с ТНР. Тема. Посуда. Задачи. • 1.Упражнять в образовании родственных слов с помощью суффиксов –ниц-, -ищ-, уменьшительно- ласкательных суффиксов, упражнять в образовании относительных прилагательных. Активизировать словарь по теме «Посуда». Учить классифицировать предметы посуды. Учить согласовывать существительные и числительные, использовать имена существительные в косвенных падежах. • 2.Развивать у детей внимание, логическое мышление, связную речь. • 3.Воспитывать у детей навыки самообслуживания и аккуратность при обращении с предметами посуды. Оборудование. Предметные картинки : Федора, карточки с изображением различного количества предметов посуды, предметные картинки с изображением продуктов и посуды, в которой они хранятся.
Ход занятия. 1. Орг.момент. –Я вижу. что к нам на занятие кто-то идёт в гости, но не могу узнать, кто это? Может, вы мне поможете? Скачет сито по полям, а корыто – по лугам. За лопатою метла вдоль по улице пошла. Топоры –то, топоры Так и сыплются с горы. Аза ними блюдца- Дзынь-ля-ля, Дзынь-ля-ля, Вдоль по улице несутся Дзынь-ля-ля, Дзынь-ля-ля, На стаканы,дзынь, натыкаются И стаканы, дзынь, разбиваются… Аза ними вдоль забора Скачет бабушка …(Федора).
2.Сообщение темы занятия. -Напомните, пожалуйста, а что же случилось у Федоры? (От неё убежала посуда). -Как вы думаете, почему это произошло? (Федора не знала, как обращаться с посудой, не ухаживала за ней). -Давайте сегодня расскажем Федоре о посуде. Может, тогда посуда к ней вернётся. 3. Изучение нового материала. 1)Образование относительных прилагательных. -Расскажем Федоре, из чего делают посуду? (Из металла, стекла, пластмассы, фарфора,…). Игра «Образуй слово». Стакан из стекла – стеклянный, чашка из фарфора – фарфоровая, кастрюля из металла – металлическая, сковорода из чугуна – чугунная, кувшин из глины - глиняный ,тарелка из пластмассы – пластмассовая, ложка из дерева – деревянная. 2)Образование существительных с помощью суффикса –ниц-. -Для хранения разных продуктов у нас есть специальная посуда. Для того, чтобы получить название посуды, надо к названию продукта добавить частичку –ниц-. Игра «Прицепи вагончик» Сахар – сахарница, перец – перечница, селёдка – селёдочница, хлеб – хлебница, … Но есть названия посуды, которые образуются спомощью других частичек: чай- чайник, масло – маслёнка, соль – солонка, молко – молочник, кофе –кофейник. 3) Активизация глагольного словаря . -Расскажите Федоре, а как надо ухаживать за посудой? (Мыть, чистить, ополаскивать,…). 4) -Чтобы Федора правильно пользовалась посудой, расскажем ей, что чем делают. (Игра «Подбери предмет». Образование существительных в форме косвенных падежей.) Режут чем? (Ножом.) Суп в тарелку наливают чем? (Поварёшкой.) Картофельное пюре едят чем? (Вилкой.) Чай пьют из чего? (Из чашки.) Сок пьют из чего? (Из стакана.) Кашу едят из чего? (Из тарелки.) Кофе наливают из чего? (Из кофейника.) Чай заваривают в чём? (В чайнинке.) Физминутка. -Мы хорошо потрудились, пора и отдохнуть. К самовару гости прибежали, Дружно чашки наполняли: Вкусный чай у самовара, Он с ромашковым отваром. Дети стоят в кругу, один ребёнок- посередине. Идут к середине круга, здороваются. Расходятся. Идут по кругу друг за другом. 5)Классификация предметов посуды. Игра «Четвёртый лишний». -Посуда вернулась к Федоре, и она очень счастлива. Стала Федора её по местам расставлять да что-то напутала. Давайте поможем Федоре расставить все правильно. -Чашка, заварочный чайник, кастрюля, сахарница. (Лишняя кастрюля, так как это кухонная посуда, а всё остальное – чайная.) -Кастрюля, чайник, блюдце, сковорода. -Тарелка, ложка, вилка, кофейник. 6)-Но ведь в доме у Федоры была не одна ложка и не одна тарелка. Давайте посчитаем, сколько посуды было у Федоры. (Соотнесение существительных и числительных. Работа по карточкам.) 7)-Федора так обрадовалась возвращению посуды, что решила устроить праздник. Она пригласила на него своих друзей гнома Филю и великана Веню. Но ведь у них посуда должна быть совершенно разная. Игра «Гномики и великаны». (Образование имён существительных с по мощью уменьшительно – ласкательных суффиксов и суффикса –ищ-.) Ложка – ложечка – ложища. Кружка – кружечка – кружища. … 4. Итог занятия. -Мне понравилось, как вы сегодня хорошо занимались. И Федоре очень понравилось гостить у таких умных ребят. Она узнала много нового. А что нового узнали вы? Что вам понравилось? Какое задание трудно было выполнять?
|