Педагогический совет на тему: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность: Анализ усвоения программного материала детьми дошкольного возраста показывает, что на протяжении последних трёх лет наблюдается снижение такого параметра речевого развития детей, как «развитие словарного запаса». Вместе с тем, у детей старшего дошкольного возраста наблюдается недостаточный уровень развития общей осведомлённости, имеются трудности в выражении своих мыслей. Анализ показывает, что это обусловлено рядом причин: недостаточный уровень кругозора, низкий уровень развития памяти, мышления, а без определённого уровня развития речи обучение не просто затруднено, но порой практически невозможно, несформированность речи дошкольников (как правило, это нарушение звукопроизношения), низкий уровень социально – коммуникативной компетентности (бедный словарный запас, неумение вести диалог, составлять рассказ).
Скачать конспект
По результатам тематического контроля, ежегодно проводимого в прогимназии, можно сделать вывод о том, что проблемы, связанные с развитием речи детей, наряду с объективными факторами, такими как ухудшение здоровья детей, на фоне неблагоприятной экологической ситуации, недостаточность интеллектуальных и эмоциональных впечатлений в семейном воспитании, связаны с недостаточным уровнем профессиональной подготовки педагогов в данной области, а так же с недостаточным соответствием современным требованиям методического обеспечения образовательной деятельности учреждения в области развития речи детей дошкольного возраста. Цель: • совершенствование методического обеспечения образовательной деятельности учреждения в области развития речи детей дошкольного возраста, повышение эффективности профессиональной деятельности педагогов в данной области. Задачи: • разработка методического и дидактического инструментария к разделу речевого развития воспитанников; • обогащение предметно-развивающей среды играми, способствующими развитию речи детей, • повышение эффективности профессиональной деятельности педагогов.
План подготовки к педагогическому совету: 1. Анкетирование родителей «Развитие словаря дошкольника» 2. Просмотр непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Коммуникация» в старших и подготовительных группах. 3. Просмотр организации предметно-развивающей среды по речевому развитию с учетом новых технологий. 4. Организация конкурса – выставки «Дидактические игры, развивающие речь дошкольника». 5. Разработка буклета «Как развивать речь дошкольника».
Повестка дня: 1. Выполнение решений предыдущего педсовета. Заместитель директора по УВР 2. Вступительное слово Директор МБУ прогимназии 3. «Речевая активность детей на занятиях и в повседневной жизни». Старший воспитатель 4. «Составление речевого портрета воспитанника прогимназии на этапе перехода от дошкольной ступени к школьной». Заместитель директора по МР 5. «Приемы речевой активизации и обучения рассказыванию». Воспитатель старшей группы 6. Деловая игра «Речевичок». Педагог - психолог 7.Подведение итогов Педагогического совета. Решение педсовета. Рефлексия (картинка «Чемодан», «Мусорная корзина»).
Ход педсовета:
1. Выполнение решений предыдущего педсовета 2.Вступительное слово директора МБУ прогимназии № 208 «Веста» Оглашение повестки дня.
3. Выступление старшего воспитателя «Речевая активность детей на занятиях и в повседневной жизни» Очень важно, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой речью. Это намного облегчит ему учебный процесс и снимет многие проблемы общения его с учителем. Мы начинаем приобщать детей к книге: читая им сказки, стихотворения, рассказы. Но, чтобы речь детей стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения недостаточно. Ребенок дошкольного возраста обладает удивительными способностями в овладении речевыми навыками и умениями. Работа по развитию речи включает в себя: Работу над звуковой культурой речи; Формирование грамматических навыков; Расширение словарного запаса слов; Развитие речевого творчества; Развитие связной речи. Нет необходимости говорить о значении речи как одной из самых важных психических функций в жизни человека. Все мы знаем, какое значение имеет период дошкольного детства для развития речи детей. Именно в дошкольном возрасте язык становится главным средством установления контактов с окружающими, а внеречевые формы (жесты, мимика) начинают играть вспомогательную роль. Поэтому развитие речи детей – одно из самых важных направлений работы дошкольного образовательного учреждения. Известно, что речь – необходимый компонент общения, в процессе которого она и формируется. Связная речь – построение связных высказываний разных типов – рассуждения, повествования; умение структурно выстраивать текст, развивать сюжет по серии картин, соединять части высказывания разными способами связей грамматически правильно и точно. Развитие связной речи: решение этой задачи сопряжено с развитием двух форм речи - диалогической и монологической. При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию у детей умения строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять и др.), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, касающиеся жизни ребенка в семье, в детском саду и т.д. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста. Все эти умения необходимы и для развития монологической речи детей. Центральным моментом развития такой речи является обучение детей умению строить развернутое высказывание. Это предполагает формирование у них элементарных знаний о структуре текста (начало, середина, конец), представлений о связи между предложениями и структурными звеньями высказывания. Последнее составляет важное условие достижения связности речевого высказывания. Овладение монологической речью имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребёнка к школе и, как отмечают многие учёные и педагоги, возможно только в условиях целенаправленного обучения. Речь развивается в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: • в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, • в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; • народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача - каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведения, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
4. Выступление заместителя директора по МР «Составление речевого портрета воспитанника прогимназии на этапе перехода от дошкольной ступени к школьной». Речевой портрет воспитанника Прогимназии № 208 на этапе перехода на школьную ступень • фонетически и грамматически правильно владеет родным языком и основными формами речи (диалог, монолог); • четко произносит все звуки родного языка; • может выделить звук в начале, середине и в конце слова; • обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него; • правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения; • может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картине; • в речи нет незаконченных предложений, несвязанных между собой; • передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (запинок, растягиваний слов, пауз в середине слова); • осознает смысл произносимых слов, предложений; • умеет задавать вопросы и давать полный ответ на простые вопросы; • умеет оценивать речевое поведение - свое и другого, употреблять в речи отдельные формы речевого этикета. 5. Выступление воспитателя старшей группы «Приемы речевой активности и обучения рассказыванию». Приемы речевой активизации детей на занятиях и в повседневной жизни: • звуковой, слоговой аукцион; • словесные соревнования по рядам, командам, между девочками и мальчиками и пр.; • поощрение правильного ответа атрибутом (фишкой, игрушкой и т.п.), перемещением на другой участок комнаты; • просьбы дополнить ответ товарища, сказать по-другому; • речевые и логопедические пятиминутки в режиме дня; • речевые традиции группы; • вопросы, подразумевающие разнообразные варианты ответа; • проблемные, поисковые вопросы; • речевые игры типа «Снежный ком», «Эстафетная палочка». Приемы обучения рассказыванию: • образец рассказа; • частичный образец рассказа; • дублер образца; • разбор образца рассказа; • план рассказа; • воспроизведение плана рассказа детьми; • коллективный разбор плана; • коллективное составление рассказа; • составление рассказа по частям; • окончание детьми рассказа, начатого воспитателем; • подсказ вариантов; • вопросы, указания, пояснение; • оценка. 6. Деловая игра «Речевичок» Педагоги разбиваются на 3 группы. Конкурс №1«Расположи задачи в порядке возрастания» В каждой возрастной группе решаются свои задачи по речевому развитию, которые указаны в программе. Педагоги после обсуждения должны соотнести предложенные им задачи с возрастными группами и доказать правильность своего решения. Конкурс №2«Методы и приемы ознакомления детей с художественной литературой» Каждой группе нужно выбрать свой метод ознакомления детей с литературой и подобрать к нему приемы. После этого команды рассказывают, как выбранные ими приемы можно использовать в работе с детьми. Конкурс №3«Оформи книжный уголок» Одним из средств ознакомления детей с художественной литературой является книжный уголок. Давайте вспомним основные требования к оформлению книжных уголков (команды по очереди отвечают): рациональное размещение в группе соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы соответствие интересам детей постоянная сменяемость эстетическое оформление востребованность.
7 Проект решения педагогического совета:
• Разработать методический и дидактический инструментарий к разделу речевого развития воспитанников (Раздел «Словарь»). Ответственные: старший воспитатель. Срок исполнения: • В группах старшего дошкольного возраста создать копилки играм, способствующих развитию речи детей. Ответственные: воспитатели старших и подготовительных к школе групп. Срок исполнения: • Разработать методические рекомендации по организации и проведению дидактических игр по развитию речи детей дошкольного возраста (В разделе «Словарь»). Ответственные: руководитель методического объединения воспитателей детского сада. Срок исполнения:
Подведение итогов Педагогического совета. Рефлексия (картинка «Чемодан», «Мусорная корзина»).
|