Игры для развития речи "Растем вместе" часть 2 |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Ирина Синкевич | |||
01.11.2014 17:36 | |||
Добрые детки – дому венец, Плохие детки – дому конец. Народная мудрость.
У вас появился малыш. Может быть, вы впервые держите на руках такое крошечное существо и только-только свыкаетесь с ролью родителей, ответственных за этого пока беспомощного человечка. А может быть, чувствуете себя в этой роли вполне уверенно, комфортно и проблем воспитания и развития малыша для вас не существует. В любом случае наши советы пригодятся вам.
Именно первые годы жизни чрезвычайно важны в развитии малыша. В этот период центральная нервная система делает феноменальный рывок - к семи месяцам объем мозга удваивается, а к полутора годам утраивается. Ничего подобного в последующей жизни ребенка уже не повторится. Однако это не значит, что уже в 12 месяцев крохе хорошо бы научиться складывать слоги или, например, отличать Чайковского от Шуберта. Задачи развития в первые годы жизни принципиально иные, чем раннее обучение, и совершенно особенные, от их выполнения зависит дальнейшее становление личности и интеллекта вашего человечка. На первом году жизни ребенка каждый месяц обладает самоценностью и предполагает чрезвычайно важные условия для физического и психического развития младенца, ибо без этого крохе будет трудно идти дальше, осваивать новые умения и навыки. Итак, в течение первого года жизни важен каждый месяц в развитии малыша, каждый полон достижений. Поэтому даже по прошествии очередного месяца можно проверить, правильно ли формируется тело и психика крохи; овладел ли он необходимыми навыками и умениями.
Показатели развития детей первого года жизни
10 дней. Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое - прерывное - слежение). Вздрагивает и мигает при резком звуке. 18-20 дней. Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого). Затормаживается при сильном звуке. 1 месяц. Плавно прослеживает движущийся предмет. Сосредоточивается прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки. Появляется первая улыбка ответ на разговор взрослого. Лежа на животе, пытается поднимать и удерживает голову. Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним. 2 месяца. Длительно зрительно сосредоточивается - смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого. Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым. Совершает ищущие повороты головы при длительном звуке. Поворачивает голову в сторону взрослого. Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним. Длительно зрительно сосредоточивается на другом ребенке. Лежа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову. Повторно произносит отдельные звуки. 3 месяца. Зрительно сосредоточивается в вертикальном положении (на лице говорящего с ним взрослого, игрушке). Проявляет «комплекс оживления» ответ на эмоциональное общение с ним (разговор). Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью. Лежит на животе несколько мину опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке под мышкой крепко упирается о твердую опору ногами. Удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого). 4 месяца. Узнает мать (радуется). Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами. По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии. Во время бодрствования часто и легко проявляет «комплекс оживления». Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним. Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки. Развитие движений то же, что и в 3 месяца, но более ярко выражено. Гулит. Во время кормления придерживает грудь матери или бутылочку руками. 5 месяцев. Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лица знакомых и незнакомых взрослых). Узнает голос матери ил близкого человека. Различает строгую и ласковую интонации обращенной к нем речи. Четко берет игрушку из рук взрослого. Удерживает в руке игрушку. Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки. Подолгу певуче гулит. Ест с ложки полугустую и густую пищу. 6 месяцев. По-разному реагирует на свое и чужое имена, свободно берет игрушки из разных положений и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую. Переворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки или немного подползая. Произносит отдельные слоги (начало лепета). Хорошо ест с ложки, снимает пишу губами. Пьет из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищи. 7 месяцев. Стучит игрушкой, размахивает ею, перекладывает, бросает и т.д. Хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях). На вопрос: «Где?» -ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определенном месте. Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги. Пьет из чашки. 8 месяцев. Игрушками занимается долго и разнообразно действует с ними. Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает и др.). Сам садится, сидит и ложится. Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и опускается. Переступает, держась за барьер. На вопрос: «Где?» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например: «ладушки», «дай ручку» и др. Громко, четко и повторно произносит различные слоги. Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке. Пьет из чашки, которую держит взрослый. 9 месяцев. «Совершает» плясовые движения под плясовую мелодию. С предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и др.). Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками. На вопрос: «Где?» находит несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного местонахождения. Знает свое имя, оборачивается на зов. Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете. Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками. Формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок). 10 месяцев. Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия с игрушками: вынимает и вкладывает, открывает и закрывает и др. Действия с предметами принимают устойчивый характер. Входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, и сходит с нее. По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы. По инициативе взрослого выполняет игровые действия и движения («догоню-догоню», «сорока-сорока», «прятки» и др.). Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых еще нет в его лепете. Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев. 11 месяцев. Овладевает новыми разученными действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого (ставит кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень). Стоит самостоятельно. Делает первые самостоятельные шаги. По словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные игрушками (водит куклу, кормит собачку и др.). Появляются первые обобщения в понимаемой речи (по просьбе взрослого находит, дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины и др.). Произносит первые слова-обозначения, например: «ав-ав», «кис-кис», первые глаголы - «дай». Умения и навыки закрепляются.
12 месяцев. Различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика не только по образцу, но и по слову взрослого). Узнает на фотографии знакомого взрослого. Самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает, водит, кормит и др.). Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (водит, кормит, баюкает куклу, мишку, зайку и др.). Ходит самостоятельно без опоры. Понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения: «найди», «принеси», «отдай мне», «положи наместо» и др. Понимает слово «нельзя» (прекращает действие). Понимает некоторые слова в речи взрослых, имеющие обобщенный характер. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками. Легко подражает новым слогам. Произносит 6-10 облегченных слов.
|