Методические рекомендации «Растем вместе» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Ирина Синкевич | |||
01.11.2014 16:27 | |||
Работать с маленькими детьми – поощрять их развитие и решать проблемы.Дженни Лешли.
Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка со взрослым. При этом ведущее значение имеет общение с эмоционально близкими для него взрослым (матерью). Потребность в общении возникает в первые два месяца жизни ребенка на основе его органических нужд и потребности в новых впечатлениях.
Механизмы речи тесно связаны с деятельностью мозга. Речь выполняет несколько функций. Коммуникативная функция речи лежит в основе всего вербального развития ребенка. В качестве второй функции речь выступает как средство мышления. Вместе с тем речь, является и средством регуляции высших психических функций. Статистические данные, приведенные в одном из выступлений члена комитета Госдумы по делам женщин Л. Швец, свидетельствуют о том, что в России более 80% детей рождаются с проблемами в развитии. Смертность в младенческом возрасте в последнее время увеличилась в 2 – 3 раза. Причина кроется не только в экологическом и социальном неблагополучии нашего общества, но и в медицинской и педагогической безграмотности будущих и настоящих родителей. Наши рекомендации адресованы вам – всем тем, у кого в семье появился малыш. В рекомендациях вы найдете практический материал, который поможет вырастить здорового, умного, самостоятельного, доброго малыша; воспитать его так, чтобы ему сравнительно легко жилось в детском саду, когда придет для этого время, а затем в школе. Что явилось причиной создания методических рекомендаций? Опыт многолетней работы с детьми раннего возраста, изучение методической и психолого-педагогической литературы по раннему логопедическому сопровождению, взаимодействие с родителями маленьких воспитанников, изучение их проблем и трудностей в развитии речи малышей и стали тем стимулом, который лег в основу написания данной программы и подготовки методических материалов для родителей. Анализ проблемы выявляет явное противоречие между теорией и практикой воспитания и развития детей раннего возраста. В психолого-педагогической науке доказана уникальность, неповторимость, и объективная значимость этого возраста для всей последующей жизни человека. Однако на практике обнаруживается, мягко говоря, снисходительное отношение к проблеме развития речи детей данного возраста и со стороны родителей, и со стороны большинства специалистов. Многие источники говорят о том, что достаточно развивать мелкую моторику пальцев и рук ребенка, и он будет хорошо говорить, и развиваться. Но практика показывает другое. Важность развития ребенка в возрасте от одного года до трех лет трудно переоценить. Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3 лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30–40%. Потери в развитии ребенка в это время невосполнимы, и это накладывает огромную ответственность на родителей. Поэтому, чтобы обеспечить своевременное и полноценное развитие ребенка, родителям и другим членам семьи важно знать общие закономерности этого процесса, и с учетом его особенностей создать такие условия для развития малыша, которые помогли бы ему гармонично войти в мир и реализовать потенциал, заложенный в нем природой и собственной программой развития. Как известно, владение речью играет значительную роль не только в повседневной жизни, но и в профессиональной сфере. Более выигрышное впечатление на окружающих производит тот человек, который может убедительно и доходчиво изложить свои мысли, идеи, взгляды, соображения. Хорошему владению речью нужно учиться не один год, и начинать обучение желательно как можно раньше. Обращенная к ребенку речь является основным стимулом развития мозга ребенка от рождения до 3 лет. Количество слов, услышанных ребенком в течение дня, буквально определяет его будущий интеллектуальный уровень, успехи в образовании. Причем слова эти должны исходить от тех, кто находится рядом с ребенком, кто ухаживает за ним, а не доноситься с экрана телевизора. Однако многие родители чувствуют себя беспомощными в общении с малышом. Более того, во многих семьях и не подозревают о необходимости раннего воспитания и развития ребенка и относятся к этому без должного внимания. Для обеспечения родителей, воспитывающих детей в возрасте от 0 года до 3 лет, необходимым практическим материалом и написана эти рекомендации. Цель рекомендаций оказать родителям помощь в понимании и развитии речи своего ребенка, в поиске и выборе адекватных путей, средств, методов воспитания речевой активности малыша. В чем принципиальное отличие предлагаемого материала от популярной литературы для родителей на эту тему? Особенность ее заключается в том, что предложенные приемы, игры, упражнения проводятся с детьми незаметно, в практической, интересной деятельности и не требуют приложения больших усилий, так как задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание. Речь идет о приемах стимулирующих развитие речи, внимания, мышления малыша. С учетом адресата программы (родители и близкие малышу члены семьи, не имеющие педагогического образования) практический материал излагается в доступной форме, близкой к живому диалогу. Хотя взрослым кажется, что усвоение ребенком речи носит спонтанный, хаотический характер - это далеко не так. Для детей разных стран и континентов характерна одна и та же хронология и последовательность в усвоении языка. Развитие детской речи до 3 лет традиционно разделяют на три основных этап: · доречевой этап – от рождения до 1 года; · дограмматический этап первичного освоения языка – от 1 года до 2 лет; · этап усвоения грамматики, занимающий третий год жизни ребенка. В соответствии с этапами методические рекомендации состоят из три разделов: · «Гуленька», в которой описаны игры, стимулирующие речевое развитие детей в возрасте от 0 до 1 года; · «Вместе с мамой». В этой главе подобраны игры, развивающие речь ребенка в возрасте от 1 до 2 лет; · «Я сам». Материалы главы включают в себя игры, развивающие речь ребенка в возрасте от 2 до 3 лет. Обслуживаемый контингент: родители, имеющие детей в возрасте от 0 до 3 лет. Ожидаемые результаты: · своевременное и полноценное формирование речи детей; · овладение родителями приемами речевого взаимодействия с детьми; · консультационная поддержка молодых родителей в развивающем взаимодействии с ребенком; · укрепление социального статуса семьи; · воспитание здорового и умного ребенка; · профилактика инвалидности; · выпуск методических рекомендаций для родителей.
Заключение
Взрослые по-разному смотрят на детей. Одни любят их общество, другие видят их в нереально розовом цвете, третьих чарует младенец, но возмущает растущие независимость и своеволие малыша. Для детей взрослые - это источник и хорошего и плохого влияния на их жизнь. Каждый из нас проходит свой путь, проживает свою единственную жизнь. И как она складывается, во многом определяется нашей индивидуальностью, характером, задатками и способностями, отношением к окружающим – словом, качествами, основы которых закладываются в детстве. Когда в семье появляется ребенок, родители, как правило, начинают выяснять, на кого он похож. Малыш подрастает, и этот вопрос, обретает новый смысл: теперь взрослые ищут схожесть с родственниками уже не во внешности ребенка, а в чертах характера, наклонностях.
Чувство радостного волнения, сопровождающее ожидание ребенка, всегда сопряжено с обеспокоенностью. Каким будет малыш? как он будет расти и развиваться? Это полностью зависит от нас - взрослых.
|