Цель: обобщить и систематизировать знания о зиме; автоматизировать и дифференцировать звуки [ Ш]- [ Ж] в словах и предложениях. Задачи: расширять и активизировать словарь; развивать фонематический слух и фонематическое восприятие; развивать логическое мышление; формировать доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать умение работать в коллективе. Оборудование: картинки с зимним лесом, со снежным комом, со снежными горами со слогами ШИ и ЖИ , со снегопадом, таблички со словами в которых отсутствуют слоги –ши, -жи, две буквы Ы, снежный ком из папье-маше, бумажные снежинки с картинками, искусственная небольшая ель, магнитофон, телеграмма, клубок ниток. Ход занятия.
Оргмомент. Логопед. Ребята, отгадайте загадку: Она пришла такая снежная, Укрыла белыми одеждами Леса, поля, дома и улицы. Она художница прилежная, Всё разрисует в царство снежное, Развесит кружева из инея, Такая сказочно красивая. Дети. Зима. Логопед. Скажите, когда наступает зима: после весны, после лета? Дети. Зима наступает после осени, перед весной. Логопед. Какая бывает зима? Дети. Холодная, снежная, морозная, пушистая. Логопед. Назовите зимние месяцы. Дети. Декабрь, январь, февраль. Логопед. Сегодня к нам в детский сад принесли телеграмму: «Дорогие ребята! В лесу баба Яга оставила без снега маленькую ёлочку. До конца зимы далеко, помогите ёлочке не замёрзнуть, укройте её снегом.» Дед Мороз. Пойдём в лес, поможем маленькой ёлочке? Дети. Да. Логопед. А вам не страшны проделки бабы Яги? Дети. Нет Логопед. Прежде чем отправиться, давайте вспомним, как правильно дышать морозным воздухом? Дети. Дышать нужно носом, чтобы не заболеть. Основная часть Л. (открывает первую картинку) Смотрите, что у нас на пути? Дети. Снежный ком. Логопед. Чтобы преодолеть это препятствие, нужно выполнить первое задание бабы Яги: назвать слова с противоположным значением. Я бросаю вам снежный ком и называю слово, а вы мне говорите слово с противоположным значением. Игра «Наоборот»: грустный- веселый, хороший-плохой, кислый-сладкий, пустой- полный и т.д. Логопед. Молодцы! Замёрзли руки? Давайте их погреем (самомассаж рук). Пойдёмте дальше ( открывает следующую картинку со снежными горами). Ой, что же это здесь написано?! Ребята, баба Яга не знает правило, а вы знаете, как пишется ШИ И ЖИ? Дети. ШИ-ЖИ пиши с буквой И. Логопед. Правильно(исправляет). Чтобы нам преодолеть снежные горы, вы должны правильно подобрать слова к слогам ши-, жи-. Дети читают таблички и с помощью логопеда расставляют их к слогам. у—ши—л у—жи—л мы—ши—на лы—жи—то
камы—ши—рота гара—жи—тели
Логопед. Молодцы, всё правильно, идём дальше.(открывает следующую картинку) .Смотрите, начинается снегопад. Давайте представим, что мы тоже снежинки.
Физкультминутка (звучит музыка Вивальди из произведения «Времена года»):
Пушистые снежинки летят, летят, летят.
Снежинки-холодинки как звёздочки блестят.
А ветерок, играя, снежинки закружил
И тихо улетая, на землю опустил.
Логопед. (расставляет на столы коробки со снежинками) Перед вами волшебные снежинки. В середине вы видите картинки. Выберете те , в названии которых есть звуки [ Ш]- [ Ж]. Эти снежинки не растают в ваших ладошках и вы накроите ими маленькую ёлочку.
Дети разбирают снежинки.
Логопед открывает елку, дети подходят, называют картинку, определяют место звука в слове и вешают снежинку на ёлку.
Логопед. (достаёт из-под ёлки клубок ниток) Этот волшебный клубочек нам оставил Дед Мороз. Он знает, что вы знакомы друг с другом уже много лет. В детском саду вы вместе учитесь и играете, радуетесь и огорчаетесь. Придумайте пожелания и ласковые слова и скажите их друг другу, при этом передавая клубок.
Дети выполняют.
Когда клубок возвращается к логопеду, дети закрывают глаза и натягивают нить.
Логопед. Мы составляем единое целое и каждый из нас очень важен. Давайте не будем никогда ссориться, будем дружить и помогать друг другу. Это поможет нам одолеть все препятствия и невзгоды. А теперь пора домой.
Итог. Мы выполнили просьбу Деда Мороза, укрыли ёлочку и она под снегом будет ждать весны. Наше приключение закончилось, вам понравилось?
Дети. да.
Логопед. Молодцы.
|