Программное содержание: 1.Закрепить у детей младшего дошкольного возраста представления о птице-гусе. Выделить особенности внешнего вида- туловище покрыто перьями, длинная тонкая шея, голова с глазами и ярко-красным клювом, лапы с перепонками. Расширить представления детей о среде обитания птицы, закрепить понятие = домашняя птица =. 2.Активизировать словарь словами: серый, белый, щиплет, шипит, горох, фасоль, гогочет, переваливается. Стимулировать коммуникативные навыки: отвечать на поставленный вопрос, дополнять ответ сверстниками. Развивать эмоциональную окраску речи. Поощрять самостоятельную речевую активность ребенка, элементы диалога, монолога.Закреплять грамматически правильную речь, навыки словообразования.
3.Развивать основные психические процессы: внимание, память, мышление. Стимулировать сенсомоторный опыт ребенка при обследовании предметов. Развивать мелкую моторику правой и левой рук .Развивать детское творчество ,проявления индивидуальности при моделировании объекта из экологически чистых материалов (овощей). 4.Воспитывать интерес ,положительное отношение к объектам природы, прививать интерес к русскому устному народному творчеству: потешке, песенке, присказке, приговорке Интеграция образовательных областей:«Познание» «Коммуникация» «Социализация» «Здоровье» «Музыка» «Художественное творчество» Предварительная работа:рассматривание тематических альбомов = Птицы =,= Домашние птицы =.Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди». Чтение А. Барто «Кто как кричит?!» Материал, оборудование, атрибуты:Декорации угла русской избы. Русский народный костюм. Рушник. Силуэты гусей белого и серого цвета.Чугунок с сеном,2 яйца (куриное, гусиное)Перышки белого и серого цвета Решето с едой для гусей (на выбор: фасоль, пучок травы горох, трава, конфеты, желуди ,шишки, ракушки) Доски для лепки (основа для моделирования) Тарелочки с заготовками из экологических чистых овощей (овалы, круги, треугольники из картофеля, моркови, репы) Тарелочки с пластилиновой основой для угощения гуся. Горох .Пучки зеленой травки.Музыкальные русские народные инструменты для шумового оркестра.Корзина с семенами огородных растений. Ход деятельности: -Здравствуйте, ребятушки! Рада видеть Вас! Проходите, присаживайтесь! Посмотрите, оглядитесь, как я живу! -А живу-не тужу! Рукодельничаю, стряпаю, за внуками приглядываю: одного Никиткою кличут, другого- Ванечкой. -А вот с вами мне поможет познакомиться клубочек: кому клубочек положу в ладошку- тот скажем мне своё имя. -Меня зовут бабушкой Марфушей, а тебя?!( клубочком обойти всех детей, познакомиться, имена детей изменять: Варенька, Коленька, Тимоша, Анастасия, Ирушка и пр.) -Вот и познакомились! -По дому у меня хлопот немало: нужно печь истопить, воды наносить, носочки с варежками связать, за хозяйством нужен глаз да глаз!... -А во дворе живут у меня: овечки,коровушка-кормилица,собачка,курочки-пеструшечки,петушок-золотой гребешок, да мои любимцы..Вот и они… -Кто это? Верно, гуси! Длинная шея, красные лапки- беги без оглядки! -Сколько гусей живёт у меня, кто из вас их пересчитал? Верно, два! -Так тогда вы мне скажете ,кто такой гусь: рыба, животное, птица?! -Вот какие умники-разумники ко мне в гости пожаловали, всё –то они знают! Тогда может вы знаете ответ и на следующий вопрос? А вопрос мой такой- где живут гуси да как называют птиц, которые живут рядом с человеком?(домашняя птица) -Что верно, то верно: гусь- домашняя птица, она живёт во дворе у человека. -А теперь я озадачу вас: откуда появляется гусь? (из яйца, как все птицы) -Посмотрите, у меня в чугуне лежат 2 яйца. -Что можно сказать о них ?(белого цвета ,крепкая скорлупа, разного размера) -Кто вылупится из куриного яйца?(цыпленок) -А кто из утиного?(утёнок) -А из гусиного?(гусенок) - Может кто-то из вас подметил, какого цвета бывают гуси? Серые да белые! Давайте -ка мы их подзовём и рассмотрим…( подзывают словосочетанием = тега-тега-тега =, пальчиками как бы кроша хлеб) -Что это такое у гуся? (показ обводящим жестом туловища птицы) -Какое оно по форме? Что оно напоминает?(овал, огурчик) -А как называется эта часть тела птицы(шея)? -Подскажите мне, бабушке, какая она по длине? -Чем заканчивается шея (головой)? Кто у нас самый наблюдательный: что есть на голове у птицы ? ( глаза, клюв) -На что похожи глаза гуся (на мелкие бусинки)? -Сколько глаз у гуся? -Какого же цвета клюв ? -Как вы думаете, гуси умеют разговаривать? А как? -Верно, они гогочут: га-га-га!(можно подключить пальчиковое упражнение- иммитацию движения клюва) -А если гусь сердится, то он шипит .Как вы думаете, как он это делает?(варианты ответов, звуков)
-А теперь задача посложнее: что есть у гуся ещё, чего мы не назвали? ( крылья, хвост)
-Для чего нужны крылья гусю?(летать, махать)
Сколько крыльев у птицы, покажите мне на пальчиках? А сколько это? (два)
-Чем покрыто туловище гуся? (перышками)
-Давайте, мы их рассмотрим. Что вы могли бы о них сказать?(белые, серые, пушистые, мягкие, короткие, длинные, имеют острый кончик, могут летать от потока воздуха, приятные на ощупь, от них идёт тепло).оказывается, как много мы знаем о них!
-Давайте мы их сложим в корзиночку, они мне еще пригодятся в хозяйстве.
-Ребятушки! А кто знает, как называют папу-гуся? (гусь, гусак).
-А маму? (гусыня)
-А как правильно называть их детенышей (гусята)
-Обо всем поговорили, однако есть у меня еще вопрос : что ест гусь? Мои внучата приготовили еду для них.
Расскажите, что лежит в решете (дети перечисляют увиденное: фасоль, пучок травки, горох, конфеты, шишки, ракушки, желуди)
-А что же из всего этого будет кушать гусь? (поиск нужного, комментарии выбора)
-Вот они какие проказники, мои внучата! Чуть было всё не перепутали! Опять баловались!..
-Они у меня большие проказники, чего только не придумают. Давеча они меня учили складывать картинки ,а фигурки в этих картинках не простые! …Из овощей!!! Хотите попробовать и вы? Садитесь за столики! Всё для работы лежит на столе.
-Что за фигуры вы видите?( овал, круг, треугольник)
-Из чего они сделаны? (картофель, морковь, репа)
-Вот из них-то мы и будем выкладывать картинку! Каждый сделает своего гуся! Мы его хорошо рассмотрели, потому у нас не возникнет никаких трудностей. А что у нас получится ,мы потом посмотрим! (руководство процессом моделирования, индивидуальный подход)
- Да, забавные картинки у нас получились: у Антона гусь наклонил голову и вот-вот зашипит, у Оленьки гусенок ищет травку, Андрюшин гусь- самый важный…(обзор детских работ, стимуляция комментариев своей работы ребенком)
-Ребята, в моем доме не только полно забот, люблю я после дела послушать песни, да музыку, помогите -ка мне. Разбирайте инструменты, да сыграем все вместе развеселую песенку! (русская народная песенка «Жили у бабуси два веселых гуся»,шумовой оркестр)
-Делу время- потехе час. Мне делами следует заняться: тесто под пироги пора ставить…
Вам же я тоже дело приготовила: корзину с семенами подарю!
Посадите в своём огороде, будете ухаживать, урожай соберете, гостей угощать будете!
Будете кушать да бабушку Марфушу вспоминать.
-Приходите в гости! Всегда рада Вам!
-До свидания, ребятушки! До свидания, милые!
|