Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников(консультация для родителей старшей группы)учитель-логопед Крючкова Е.Ю. ГБОУ СОШ №1444 (СПДО №3) К . Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело.
Скачать презентацию
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются: - для обогащения словарного запаса; - при обучении составлению рассказов; - при пересказах произведений художественной литературы; - при отгадывании и загадывании загадок; - при заучивании стихов.
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи: 1. Развитие памяти, внимания, образного мышления и речи. 2. Формирование навыков перекодирования информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы. 3. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении. 4. Развитие творческих способностей, фантазий. 5. Совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности. В средней группе используются мнемодорожки для составления описательного рассказа об игрушках, овощах, фруктах, птицах: В старшей группе используются мнемотаблицы при отгадывании загадок : «Почтовый ящик» «Яблоко» «Трактор» Пересказ по схеме В подготовительной группе используются карточки- символы: слова - предметы слова – предметы - кто? - что? слова- действия слова-признаки -что делает? - какой? - какая? - какое? Составь описательный рассказ: Пересказ рассказа «Зима» по схеме: -рассмотри картинку; -рассмотри картинки-символы; -послушай рассказ, а потом перескажи его по картинкам-символам. Заучивание стихотворений: Компот Будем мы варить компот,Фруктов нужно много. Вот.Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубитьОтожмем лимонный сок,Слив положим и песок.Варим, варим мы компот,Угостим честной народ.Н. Нищева Практическое задание Составьте зарисовки на загадки: 1. «Без окон, без дверей полна горница людей.» 2. «Без рук, без топорёнка построена избёнка.» 3. «Сидит дед во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает.»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
|