У большинства детей в возрасте трех лет (а у некоторых детей и раньше) происходит резкий рывок в речевом развитии. Есть дети, у которых период молчания и заменяющих слова выразительных, в основном, указательных жестов, сменяется этапом активного использования речи. Словарный запас трехлетнего ребенка в 3-4 раза больше словарного запаса в более раннем возрасте. На четвертом году жизни у малыша значительно улучшается подвижность мышц языка, губ и нижней челюсти, но произношение звуков речи все еще далеко от нормы. Ребенок пока делает короткий слабый выдох (1,5 – 2 секунды), говорит недостаточно громко. Большинство детей вслед за взрослыми неплохо воспроизводят различные интонации, верно используются ими в своей речи. Однако голосовой аппарат трехлетнего малыша еще тоже недостаточно сильный. Ребенок не всегда умеет правильно им пользоваться, не умеет говорить шепотом, когда вдруг этого требует обстановка. Важно помнить, что в этом возрасте у малыша еще недостаточно устойчиво внимание к речи взрослых, он часто отвлекается.
Навыки произношения у трехлетних детей еще недостаточно сформированы. У малыша остается несовершенным произношение ряда звуков, многосложных слов, слов с сочетанием нескольких согласных. Отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов, поэтому речь ребенка трех лет еще не совсем чистая и внятная. В этот период происходит интенсивное пополнение словарного запаса. Увеличивается число называемых не только предметов быта, но и тех вещей, которыми малыш часто (но не постоянно) пользуется. В своих высказываниях он употребляет почти все части речи; начинает овладевать элементарным грамматическим строем родного языка (усваивает некоторые окончания в словах, согласовывает прилагательные с существительными, удлиняет простые предложения, пользуется ситуативной речью). При общении со взрослыми малыш все реже и реже использует звукоподражательные слова, однословные предложения. Особенности произношения звуков речи. Трехлетний малыш должен правильно и четко произносить гласные звуки а, о, и, согласные звуки м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х. Возможно, ребенок будет заменять звук х на звук к (хомяк – «комяк», хочу – «качу») и т.д. или смягчать согласные звуки т, д (тапки – «тяпки», танк – «тянк», дай – «дяй» и т.д.), заменять к на т (кот – «тот», котик – «тотик»), д – на нь (сюда – «сюня»). Постепенно малыш начнет усваивать мягкие согласные звуки сь, зь. Более сложные звуки пока отсутствуют и заменяются другими простыми звуками. Например, вместо звука ц ребенок произносит звук ть или сь. Малыш может использовать в самостоятельной речи так называемые йотированные звуки – й, я, ю, е, ё. звуки свистящие с, з, шипящие ш, ж появляются, как правило, позже трех лет. Помните, если задаться целью и создать своеобразный речевой режим, то со временем у малыша разовьется слуховой контроль и внимание. Отнеситесь к своему собственному произношению более требовательно. Если неторопливо и часто произносить некоторые сложные для ребенка слова, то можно помочь ему улучшить произношение. Одновременно с речью развиваются мышление, память, воображение ребенка. Пронаблюдав за игрой малыша, вы увидите, что он нередко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами. В этом периоде удобно пользоваться склонностью ребенка к подражанию. Речевое подражание способствует развитию активной речи. Ведь повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш не только запоминает их, но и упражняется в правильном произношении звуков и слов, укрепляет мышцы губ и языка. С переходом ребенка из раннего возраста в младший дошкольный возраст, его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, другой стиль общения. Иначе говоря, каждый ребенок привыкает по-своему, по-разному реагирует на новую ситуацию. Однако следует отметить некоторые закономерности и общие трудности. В процессе ознакомления с новой окружающей средой ребенок естественно и спонтанно ищет помощи у взрослых. Поэтому в этот трудный для ребенка период адаптации взрослый должен «ввести» его в эту среду, чтобы ребенок почувствовал его защиту и стал привязанным к нему. Первоначальное создание положительного отношения, привязанности к отдельному человеку с последующим «перенесением» положительного отношения к более широкому кругу людей, новой среде создает положительное отношение к детскому саду, способствует более легкой адаптации ребенка. Для этого в самом приспособительном механизме должно присутствовать творческое начало. Как известно, на четвертом году жизни вовсю осваивается сюжетная игра, в которой выдумка и инициатива сочетается с подражанием старшим детям и взрослым. Игрушки нужны в принципе те же, но степень сложности увеличивается: конструктор требуется «похитрее», машины и куклы – с расширенным набором игрушечных аксессуаров. Время приобщаться к первым книжкам. Понаблюдайте за тем, как играет малыш. В его игре должны присутствовать осмысленные сюжетные действия: он кормит куклу, водит ее на прогулку, укладывает спать, в кузове грузовика перевозит кубики на стройку. Следующий этап игры – исполнение «ролей»: «Я - мама», «Я - доктор». Просто нужно подобрать для этой игры все необходимое (можно сшить «врачебный» халат, приобрести чемоданчик с принадлежностями юного Айболита). Вот и вся игрушечная наука. Вам она теперь известна, а значит, вы сумеете со знанием дела преподать ее малышу.
|