Мастер-класс «Использование педагогической технологии эмоционального сближения детей и взрослых» |
Психология | |||
Автор: Анжела Сабанцева | |||
19.05.2014 13:12 | |||
Цель: повысить уровень осознания эмоциональной сферы детско-родительских отношений: дать участникам возможность пересмотреть знакомые способы поведения, проанализировать их и с помощью навыков эмоциональной компетентности выстроить более гармоничные и счастливые отношения со своим ребёнком. Жизнь не часто бывает сказкой, Каждый взрослый человек, оказываясь в той или иной жизненной ситуации, испытывает различное эмоциональное состояние – радости, грусти, удивления, сочувствия, восторга и т.д. Всегда ли искренни его эмоциональные проявления? Взрослый человек умело контролирует свои эмоции и чувства, скрывая реальные ощущения под маской. Хорошо это или плохо – скрывать свои чувства под маской? Подведение итогов игры «Ассоциации». Почему вы так решили? А сейчас, выйдите, пожалуйста, те, у кого есть личики и разделитесь по парам. Я предлагаю вам письменно описать родителя, который соответствует критериям, указанным на листах. - вечно недовольного - агрессивного - равнодушного - ругающегося Ребенок и родитель работают в парах. Отлично! А наши участники покажут нам своих родителей, которых они изобразили. А пока мои помощники знакомятся с заданием, поиграем в игру «Встань!». - встань один у кого двое детей; - встаньте двое, кто делает по утрам зарядку; - встаньте трое педагогов, кто больше трех раз смотрел фильм «Служебный роман»; - встаньте трое педагогов, работающие с младшим возрастом детей; - встаньте пятеро педагогов, у кого первая квалификационная категория Превосходно!!! Подобные задания в упрощенном варианте я даю детям. За вашу работу я предлагаю вам посетить «Цифровую биржу» (раздаю конверты с цифрами от 1 до 5.Ваша задача заключается в том, чтобы собрать 5 карточек с одной какой-нибудь цифрой. Вы можете осуществлять «своеобразный бартер», т.е. менять «ненужные цифры» на «нужные», договариваясь с людьми – «работниками» биржи. Побеждает тот, кто сделает это первым .Отлично!! такая игра учит способам эффективной коммуникации для разрешения проблем, которые могут возникать у родителя при взаимодействии с ребенком. Отлично!! Следующий прием, эффективной коммуникации между родителями и детьми – упражнение «Попроси игрушку». Предлагаю участникам познакомиться с ним (раздать инструкции). Инструкция «детям»: «У каждого из вас в руках по игрушке. Сейчас взрослые начнут просить у вас эту игрушку. Вы можете ее отдать только в том случае, если захотите сами». Инструкция взрослым: «Каждый ребенок держит в руках игрушку. Вы должны попросить у него эту игрушку, используя различные способы влияния: приказы, просьбы, уговоры и т.д. Посмотрим, что действует лучше. Успеха вам!». Просьба не повторяться! Скажите, пожалуйста, кому из вас удалось завладеть игрушкой и каким способом вы смогли добиться этой цели? Для детей данное упражнение просто игра, а взрослые иногда начинают задумываться над стилем их семейного воспитания или какими-либо другими вопросами, а иногда с радостью осознают, что их взаимоотношения с ребенком ничуть не хуже, чем в других семьях. Участникам предлагаю игру «Молчаливое рисование». Вы должны, не договариваясь, молча нарисовать картину, на тему, предложенную на карточках. Картина должна быть целостной, а не состоять из отдельных и ничем не связанных рисунков. ( «Идеальный дом», «Наша семья»). А пока наши участники рисуют, поиграем в игру «Найди пару» У вас на листах написано имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например, Крокодил Гена и Чебурашка и т.д. Вы должны отыскать свою вторую «половинку», опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа « Что у меня написано на листе?». Отвечать на вопросы можно только словами «да» и «нет». Отлично!! Расскажите о своих ощущениях? Что было сложно? А теперь посмотрим, что же нарисовали мои помощники. Расскажите и вы о своих ощущениях, впечатлениях, что для вас было сложно? На заключительном этапе проводится обобщение, релаксация, подведение итогов. «Чаша доброты». Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом другую, чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще пустые чашки. Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза и скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!» Сегодня на мастер - классе вы познакомились с эффективными приемами, с помощью которых можно открыть для себя новые формы общения с родителями и с детьми. Долой упреки, замечанья, Ворчанья, крики, наказанья. Скучают дети по общенью По жалости и по прощенью; По разговорам по душам, По нежным, ласковым словам По уваженью, пониманью, По драгоценному вниманью! Чтоб стали дети лучше, краше, Им требуется помощь наша. Любовь, тепло и состраданье, Без них напрасны наказанья! Рефлексия Цель – обсуждение результатов совместной работы, а также увиденного и услышанного на мастер-классе. На столах имеются фломастеры и безликие маски. Педагогам предлагается дорисовать маски так, чтобы она отражала их впечатление от того, что они узнали на мастер-классе. На обратной стороне маски педагоги выражают свои впечатления от увиденного и услышанного на мастер-классе с помощью рисунка или текста. Спасибо за внимание. Родительские заповеди Почаще смотрите детям в глаза! Пусть ваш взгляд будет открытым и любящим! Уважайте ребенка как личность, имеющую право на свою точку зрения. Для ребенка важен тактильный контакт. Достаточно просто дотронуться до его руки, похлопать по плечу, взъерошить волосы – ваши прикосновения делают его уверенней в себе. Всегда своим детям говорите правду. Учите детей правильно оценивать свои поступки и поступки других детей.
|