Мне хочется поделиться опытом создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Прежде всего, это моя эмоциональность, улыбчивость, доброта и весёлое настроение, способность увлечённо играть. Кроме этого существует много приёмов и методов, чтобы помочь малышу затормозить отрицательные эмоции. На открытых полках стоят наборы игрушек из разных материалов: вертушки, лабиринты, молоточки, музыкальные инструменты и т.п. Большой выбор резиновых игрушек - пищалок, позволяет не только развлечь малыша, но и развивать мелкую моторику, звукоподражание. Есть в группе ещё одна любимая игрушка «Пирамида» (здесь можно попробовать открыть и закрыть замок, постучать по клавиатуре, перебирать цветные колечки, крышки, заплести косичку из цветных ленточек, есть крючки и шпингалеты, послушать музыкальные игрушки) , а также прокатывание шариков с горки и в ворота. Ещё одна игра «Волшебный грибок-рюкзачок» (пчёлы растяжки, улитка-зеркальце, цветы-погремушки), много в этот период использую рамок и вкладышей с изображением животных («Звери разбежались»), и с изображением овощей («фрукты рассыпались»). Такие игры с монотонными движениями успокаивают малыша, а также доставляют радость и формируют умение играть рядом, а также строит дружеские отношения между детьми.
Обязательно использую заводные игрушки; народные игрушки (пирамидки, матрёшки и т.п.), народные игрушки – забавы, куклы -перевёртыши. Очень помогают и игрушки би - ба - бо, особенно когда ребёнок тяжело идёт на контакт с взрослым ребёнок может с большим энтузиазмом исполнить просьбу игрушки. Вступить с ней в диалог. Малыши любят наблюдать, как «пляшет заяц», «смеётся клоун» и т.п. Хорошо рисовать вместе с детьми фломастерами, красками, ставить печатки разного цвета и размера, это не только помогает малышу успокоиться и отвлечься, но и создаёт предпосылки к занятиям по развитию сенсорной культуры. В моей группе есть спортивный уголок, а так же качели-дельфин и горка, которые не только развивают вестибулярный аппарат, но и успокоить нервную систему. Сам спортивный уголок (дуги-лесенки) в период адаптации играет роль уголка «тишины», накрывается тканью, что позволяет малышам уединиться, спрятаться от внешнего мира; посидеть на мягком валике, или подушечке со своей игрушкой. Всегда детей очень веселит, когда я отодвигаю часть занавески, и говорю: «Кто в теремочке живёт?», «КУ-КУ!», «А где малыши?», «А где котятки?» (дети отвечают как котята и т.п.). В группе есть семейные альбомы, которые малыши с интересом рассматривают. Альбомы в течение года пополняются фотографиями, заданной тематики: «Я гуляю», «Моя семья», «Я и моё домашнее животное», «наши праздники», «Зимние забавы», «Мои любимые игрушки» Нельзя обойти вниманием подвижные игры, которые помогают малышам развеселиться и начать осваивать основные виды движения. Полюбились малышам дидактические коврики «Весёлый паровозик», «Гусеница», «Рыбки». Основная цель этих пособий способствовать накоплению сенсорного опыта ребёнка через развитие зрительного, слухового и тактильного воспитания, развивать мелкую моторику. Занятия в период адаптации я не провожу. Вся работа строиться по четырём направлениям: 1.Игровое взаимодействие. 2.Развиваем движения. 3.Формируем эмоциональную отзывчивость. 4.Играем и строим. Я очень люблю заниматься с детьми разными видами театра, пальчиковыми играми и пальчиковой зарядкой. Главная цель всех игр наладить доверительные отношения, развеселить малыша и вызвать желание приходить в детский сад и играть. Пальчиковая игра замечательна по своей сути, она развивает мелкую моторику, а значит и развивает речь, знакомит с окружающим, развивает звукоподражание, тренирует память и умение соотносить движения с текстом. Поэтому пальчиковые и ритмические игры со словами я провожу каждый день. Также в период адаптации каждый день я провожу игры на звукоподражание, силу голоса, обыгрывание игрушек для лучшего ознакомления малыша с находящимися в группе игрушками. Игрушки выкладываю постепенно, чтобы не было перенасыщенности среды, которая также вредит малышу, как и скудность. Ну и конечно, каждодневно читаю и рассказываю русские народные потешки, прибаутки, шутки, сказки, ладушки. Они вовлекают детей в свой ритм, переключая их на дружное топанье ногами и хлопанье в ладоши; объединяют детей, задают положительный настрой, даже стеснительные дети идут на контакт. Наличие магнитофона позволяет слушать с малышами спокойную музыку; весёлые детские песни; «Звуки природы», а иногда популярные мелодии. Слушание музыки тоже позволяет малышу расслабиться, успокоить нервную систему, а также развеселиться и потанцевать. Если я начинаю танцевать, дети замирают, даже те, кто громко плакал, а потом многие присоединяются к танцу, через две-три минуты большая часть малышей радостно улыбается и готовы играть в более спокойные игры. . Наличие строительного материала разного цвета, размера и формы, позволяет расширить и обогатить игровой опыт ребёнка. Размер уголков я варьирую в зависимости от того, сколько в группе девочек и мальчиков; или в зависимости от предпочтений детьми той или иной зоны игры. Раньше рекомендовалось детей из группы никуда не выводить до завершения адаптации. Но я обнаружила, что через две- три недели очень даже хорошо предоставить малышам смену обстановки, оказалось, что достаточно интересным и комфортным в эмоциональном плане оказался физкультурный зал. В нём много больших и маленьких мячей, , качели, мягкие модули ит.д. причем в этом новом месте многие с большим энтузиазмом идут на контакт, чем в группе. Через неделю после первого посещения физкультурного зала, мы первый раз идём на музыкальное занятие. Звучание рояля пение песен музыкальным руководителем, музыкально-ритмические игры очень заинтересовывают малышей. Конечно, ведь очень редко кто из них мог увидеть и услышать такое! А когда в ручки попадают разнообразные музыкальные инструменты - радости нет предела, да и шуму тоже! Слёзы пропадают без следа! Ну и не маловажны разговоры с малышом в этот период. Говорить мне приходится много, ведь человечку, переступившему первый раз порог детского сада, многое непонятно. Поэтому все свои действия и указания педагог должен объяснить ребёнку. Малыш должен привыкнуть не только к обстановке, но и к новым требованиям. А чтобы это происходило быстрее и легче, на мой взгляд, ребёнок должен понимать, почему так, а не иначе нужно сделать, «сейчас пойдём мыть ручки, потому что мы будем кушать» .Адаптация - это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению на первых парах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. Поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая привела бы к наиболее безболезненному приспособлению к новым условиям, позволила бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения со сверстниками и взрослыми.
|