Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Психолого — педагогическая сущность развития коммуникативной культуры старших дошкольников через игровую деятельность
Психология
Автор: Челнокова Юлия Олеговна   
30.05.2015 12:08

Психолого — педагогическая сущность развития коммуникативной культуры старших дошкольников через игровую деятельностьПсихолого — педагогическая сущность развития коммуникативной культуры старших дошкольников через игровую деятельность

Коммуникативная личность формируется в общении с окружающими людьми. Речевое общение включает в себя коммуникативную функцию – сообщения, обмена мыслями в целях взаимопонимания, экспрессивную (выразительную) и воздейственную (побудительную) (С. Л. Рубинштейн).

По мнению Л.С. Выготского, “первоначальной функцией речи является функция сообщения, социальной связи, воздействия на окружающих, как со стороны взрослых, так и со стороны ребенка”.

По Р.О. Якобсону, коммуникативная функция речи включает шесть функций речевых коммуникаций: контактоустанавливающую (фактическую), референтивную (когнитивную), эмотивную (экспрессивную), конативную (апелятивную), метаязыковую (функцию толкования) и поэтическую.

В философии общение рассматривается как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых условий формирования и развития общества и личности (Л. П. Буева). Общение направлено на организацию совместной деятельности, познание людьми друг друга, формирование и развитие межличностных отношений.

 

Г. М. Андреева предлагает наиболее общее определение общения, которое в наибольшей степени отражает все его стороны и компоненты: общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга [5, С.98].

В общении выделяют такие аспекты как: содержание, цель и средства. Содержание — это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.

По содержательно — формальным характеристикам речевых высказываний выделяются: информация, вопрос, просьба (Т. Н. Ушакова), или циклы: сообщение – отношение к нему; вопрос – ответ; побуждение к действию — выполнение (Б. Ф. Ломов).

Задачи речевого воспитания детей были выделены в самостоятельную образовательную область “Речевое развитие” согласно вышедшим федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Определено, что речевое воспитание, обучение родной речи – важная сторона развития ребенка, имеющая специфические задачи, связанные с освоением языка (произносительной стороны, словаря, грамматики) и форм речи (диалог, монолог) [26, С.87].

Коммуникативное развитие – это овладение конструктивными способами налаживания взаимодействия, свободного диалогического общения со взрослыми и детьми. Само название образовательной области подчеркивает, что основной функцией речи является коммуникативная, назначение речи – средство общения, установление диалогических, партнерских отношений, взаимодействие, обмен мыслями, чувствами, деятельностью [11, С.48].

Основная сфера общения дошкольников со сверстниками – игра. Коммуникативные действия сверстников отличаются большой эмоциональностью, насыщенностью, нестандартностью, преобладанием инициативных действий над ответными. Дети проявляют неумение продолжить и развить диалог, который часто распадается из-за отсутствия встречной активности.

В общении со сверстником вербальные средства коммуникации имеют больший удельный вес (по сравнению с невербальными), чем в общении со взрослыми. Начиная с 3 лет, сфера общения со сверстниками более вербализована или скорее стимулирует к использованию речи, чем коммуникации со взрослыми. К 6-7 годам резко возрастает возможность дошкольников к чисто речевому взаимодействию.

Игра выступает как деятельность, способствующая развитию средств общения дошкольников, а высказывания, включенные в ролевую игру, являются переходом от ситуативного к внеситуативному общению. На фоне игры возникают высказывания на достаточно отвлеченные темы, развиваются контакты, уже не включенные в игровую деятельность.

В исследовании М.А. Степановой выделены такие функциональные типы высказываний в игре:

  • комментирующая речь
  • речь от лица игрушки в режиссерских играх

- оценивающая, корректирующая, планирующая и резюмирующая речь [31, С. 218].

Разные функциональные типы высказываний обслуживают разные типы отношений в игре: при сюжетно – ролевых отношениях используется ролевая и комментирующая речь; в отношениях по поводу игры – регулирующая (оценивающая, корректирующая и планирующая).

Существует двусторонняя зависимость между уровнем развития игровой деятельности и степенью овладения детьми речевыми средствами. Чтобы начать игру, необходима определенная мера овладения речью, и ее развитие способствует совершенствованию игры. Повышение уровня развития игрового поведения, в свою очередь, стимулирует усвоение новых навыков речевого общения.

Общение в игре – важнейшее условие проявления и формирования ролевых и реальных отношений.

В становлении игрового общения со сверстниками особое значение имеет пятый и шестой годы жизни – период, когда бурно растут контакты со сверстниками, возрастают широта, избирательность и половая дифференциация общения.

В старшем дошкольном возрасте возникает особый вид игры, близкий коллективному рассказыванию – игра – фантазирование, полностью осуществляющаяся в речевом плане в форме совместного сочинения сказки (Н. А. Короткова). Формирование способов согласования замыслов в такой игре связано с отделение “сюжетной” стороны от игровых действий. При этом совместная деятельность строится по принципу последовательного обмена фрагментами повествования, где каждый из участников должен “подхватить” фрагмент партнера и развить его дальше с целью получения общего продукта – рассказа. Такое совместное творчество рассматривается как содержательное общение.

Театрализованные игры могут разворачиваться как инсценировки с использованием игрушек (или плоскостных изображений) и как костюмированные игры- драматизации, могут иметь вид спектакля для зрителей или совершаться в форме сюжетно- ролевой игры- импровизации по мотивам литературного произведения (Д. В. Менджерицкая). Именно последний тип игры близок игре – фантазированию [25, С.108].

Игра — драматизация представляет интерес в плане формирования диалогического общения не только по тому, что строится на основе литературного (фольклорного) текста как игровое и речевое взаимодействие партнеров, но еще и в связи с тем, что, как отмечал А.В. Запорожец, соучастие в разыгрывании сказки позволяет ребенку преодолеть центрированность на собственных интересах (эгоцентрическую позицию) и встать на позицию персонажа сказки, начать думать и действовать применительно к нему, а не к себе. Игра по мотивам сказки, игра- драматизация, театр имеют особое значение в плане языковых средств и преодоления эгоцентрической позиции [41, С.27].

Таким образом коммуникативное развитие – это овладение конструктивными способами налаживания взаимодействия, свободного диалогического общения со взрослыми и детьми. Само название образовательной области подчеркивает, что основной функцией речи является коммуникативная, назначение речи – средство общения, установление диалогических, партнерских отношений, взаимодействие, обмен мыслями, чувствами, деятельностью.

Коммуникативные действия сверстников отличаются большой эмоциональностью, насыщенностью, нестандартностью, преобладанием инициативных действий над ответными. Дети проявляют неумение продолжить и развить диалог, который часто распадается из-за отсутствия встречной активности.

Основная сфера общения дошкольников со сверстниками – игра.

Игра выступает как деятельность, способствующая развитию средств общения дошкольников, а высказывания, включенные в ролевую игру, являются переходом от ситуативного к внеситуативному общению. На фоне игры возникают высказывания на достаточно отвлеченные темы, развиваются контакты, уже не включенные в игровую деятельность.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год