Арттерапия как средство укрепления здоровья дошкольников |
Психология | |||
Автор: Шевченко Ирина Николаевна | |||
20.03.2015 00:01 | |||
Арттерапия как средство укрепления здоровья дошкольников МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 18 п. Разумное Белгородского района Белгородской области» Подготовила воспитатель: И.Н. Шевченко п. Разумное 2015г. Искусство всегда несет в себе нечто, Арт – терапия (буквально «терапия искусством» от лат… – искусство и греч …… – лечение) – технология (методика) лечения и развития при помощи искусства творчества. В настоящее время существует два подхода к пониманию и трактовке арт — терапии. В узком смысле (классический подход) арт – терапия понимается как лечение с использованием средств изобразительного искусства (изотерапия). В широком смысле (современный подход) артерапия – это терапия с использованием всех средств искусства: музыки, танца, физических упражнений и других его видов. Арттерапия на протяжении долгого времени успешно используется в педагогике, медицине, психологии и др., т.к считается одним из наиболее мягких но эффективных методик (совокупности методов) и технологий (совокупности методов, форм, средств и приемов) используемых в работе психологами, психотерапевтами, педагогами поскольку является междисциплинарной, соединяющей в себе различные области знаний (психологию, медицину, педагогику и др.). Сегодня существует специальное педагогическое направление арттерапии, цели которой – развитие, коррекция, воспитание и социализация личности детей – напрямую связаны с их физическим, умственным психическим и социальным здоровьем. Из истории арттерапии Лечение искусством применяют с давних пор, так как приятные эмоции, возникающие при соприкосновении с ним, повышают активность коры головного мозга, улучшают обмен веществ в организме, стимулируют дыхание и крообращение. На заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи философы педагоги использовали различные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, музыки, движений, театра, пытаясь определить их роль, как в восстановлении функций организма, так и в формировании духовного мира личности. Самая древняя притча, связанная с использованием искусства как лечебного средства, представлена в Ветхом Завете. В ней говориться, что Давид. играя на арфе, излечил Саула от нервной депрессии. О катарсистическом (очищающем) воздействии искусства известно давно. Понятием «катарсис» пользовались древнегреческие философы (Аристотель, Пифагор, Платон и другие), подразумевая под этим психологическое очищение, которое испытывает человек после общения с искусством. Психологический механизм катарсиса был раскрыт отечественным ученым Л.С. Выготским в работе «Психология искусства»: «Искусство всегда несет в себе нечто, преодолевающее необыкновенное чувство. Боль и волнение, когда они вызываются искусством, несут в себе нечто большее, нежели обыкновенные боль и волнении. Переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, т.е положительную эмоцию, которая несет в себе искусство. Таким образом, выполнение творческих заданий (терапия искусством) на музыкальных и других занятиях в детском саду является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического, эмоционального состояния и здоровья в целом детей – дошкольников. Основные функции арт-терапии 1. Координирующая Творчество требует от ребенка координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на его психику и весь организм, а значит, на его психическое и физическое здоровье, т.е творческий процесс исцеляет. 1. Познавательная Кроме сохранения здоровья, арттерапевтические техники и технологии создают условия для познания, самопознания и творческого самовыражения каждого дошкольника. Арттерапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В творчестве человек воплощает свои эмоции, ожидания, ожидания, сомнения, страхи, переживания и т.п, проиcходящее на бессознательном уровне, и через различные арттерпевтические (художественные, хореографические и другие) образы наше бессознательное взаимодействует и проявляется в нашем сознании, что, безусловно, помогает человеку лучше познать себя. 2. Развивающая Различные арттерапевтические виды, техники развивают творческие способности ребенка, поскольку во время занятий арттерапией человек зачастую открывает в себе неведомые ему ранее таланты и способности, открывает и использует свои внутренние ресурсы для своего самообразования и саморазвития, что способствует развитию креативности (творческих способностей), оригинальности, нестандартности мышления. 3. Адаптационная Арттерапия является эффективным способом социальной адаптации, поскольку в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для людей, которым в силу разных причин бывает сложно выразить свои мысли вербально, словами. 4. Коммуникативная Как показывает практика, арттерапия помогает быстрее устанавливать отношения между людьми, поскольку посредством различных видов искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает об окружающих его людях. 5. Стимулирующая В большинстве случаев арттерапевтическая работа вызывает у детей положительные эмоции, что помогает им преодолеть пассивность, безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. 6. Диагностическая Продукты творчества ребенка являются объективными показателями его настроения, мыслей, желаний, что позволяет их использовать для диагностики с целью ретроспективной оценки и отслеживания динамики развития каждого дошкольника. 7. Психотерапевтическая Побочным продуктом терапии искусством является возникающее в результате выявления у человека скрытых способностей, умений и их развития чувства глубокого удовлетворения, развития уверенности в себе, своих возможностях, гармонизации эмоционального состояния. Опираясь на работы известных отечественных и зарубежных специалистов (Н. А. Ветлугина, И.И. Сакулина, Л.С. Выготский), можно объективно утверждать о положительном влиянии искусства на детей с различными отклонениями в развитии. Арттерапия, то есть терапия с использованием средств изобразительного искусства, музыки, танца, физических упражнений и других его видов, может стать эффективным методом коррекции психического состояния детей дошкольного возраста. Основные направления использования искусства в коррекционной работе с детьми В настоящее время выделяют несколько основных направлений использования искусства в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии: 1) психофизиологическое (связано с коррекцией психосоматических нарушений), 2) психотерапевтическое (связанное с воздействием на познавательную и эмоциональную сферы) 3) психологическое (выполняющее катаристическую, регулятивную, коммуникативную функции), 4) социально – педагогическое (связанное с расширением общего и художественно – эстетического кругозора, с активизацией потенциальных возможностей ребенка в его практической творческой деятельности). Реализация этих направлений в работе с детьми с проблемами в развитии осуществляется через определенные психокоррекционные, коррекционно – развивающие методики, которые используются в рамках арттерапии. Арттерапевтические методики дают положительные результаты в психокоррекционной и социально – оздоровительной работе с детьми так называемых «проблемных» групп. К таким детям относятся дети с нарушением речи, слуха, зрения и др., зачастую нуждающиеся, прежде всего, в коррекции эмоционально – личностной сферы. В содержание данной работы включается:
Анализ итогов контрольной диагностики, проведенной с детьми «проблемных» групп показали, что вследстивие использования различных арттерапевтических методик в психокоррекционной и оздоровительной работе получены следующие положительные результаты:
Виды арттерапии С позиций классического подхода арттерапия включает в себя только визуальные виды творчества, такие как: живопись, лепка, рисование, графика, фотография. C позиции современного подхода арттерапия насчитывает значительно большее количество её видов. К ней относят: музыкотерапия, изотерапия, игротерапию, цветотерапию. Основными видами арттерапии для дошкольников, на наш взгляд, могут быть:
|