Максимова И.В. Педагог-психолог Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 879 города Москвы В статье описывается диагностическая, коррекционная, развивающая, профилактическая работа с детьми, родителями, педагогами, в рамках детского сада по предупреждению и профилактики насилия над детьми дошкольного возраста в семье. Насилие над детьми со стороны родителей, к сожалению, в последнее время стало неотъемлемой чертой современной семьи. И это не обязательно неблагополучная семья, например, где родители злоупотребляют спиртными напитками. Часто это семья с хорошим материальным достатком, благоустроенным жильем, но в семье происходит насилие в отношении ребенка. Домашнее насилие - осознанное поведение человека, с помощью которого он добивается абсолютного повиновения и контроля над детьми. В будущем модель поведения родителей, станет стандартом поведения ребенка. Например, если его родители применяли физическое наказание, то став взрослым, он тоже будет использовать ремень в своей семье.
По данным научных исследований специалистов насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой семье. Что касается детей – жертв насилия в семье, то они находятся в правовой зависимости от тех, кто совершает в отношении них насильственные действия. Их истязателями, как правило, являются родители, по закону обязанные представлять и защищать их права и законные интересы. Насилие со стороны близкого человека, в котором ребенок всегда пытается найти опору и поддержку, наносит большой психологический и физический ущерб. В этом случае нарушается основной принцип семьи - безопасное существование любого ее члена. Выделяют четыре основные формы насилия в отношении детей: психологическое, пренебрежение основными потребностями ребенка, физическое, сексуальное. Психологическое и физическое насилие тесно связано между собой. Насильственное воздействие на психику влечет за собой нарушение функций различных органов и организма в целом; физическое насилие, как правило, влечёт за собой и психическую травму. Любое насилие воздействует непосредственно на психику и способно вызвать психическую травму, причинив тем самым серьёзный вред здоровью личности, в особенности, детей. Однако, по мнению ученых, в том числе и психолога (Алексеевой Л.С., 2000) в развитии ребенка есть периоды, наиболее часто провоцирующие насилие со стороны родителей. Такими периодами ученые считают дошкольный и подростковый период. Именно в эти периоды своего развития дети провоцируют насилие физическое, психологическое, эмоциональное отвержение. Период первой социализации, первой организации в дошкольные учреждения, когда дети впервые остаются надолго без мамы, приводит к преобладанию в эмоциональных переживаниях страха, тревоги, гнева. Дети становятся менее адаптивными к новым условиям, вызывая у незрелых, педагогически безграмотных родителей неприятие, агрессию, провоцируя насилие. Целью диагностического направления в ДОУ является выявление особенностей семейного воспитания в тех семьях, в которых совершается любого рода насилие, нарушаются права детей дошкольного возраста. В начале учебного года, по отзывам воспитателей, из всех детей выделяются те, у кого есть различного рода проблемы в адаптации. Такие как: трудности в обучении, неорганизованность, агрессия, неуравновешенность, неуверенность в себе, трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, воровство и т.п. Далее, психологом, применяется метод наблюдения за поведением детей во время занятий, игр, на прогулке. Формируется группа «риска» детей, с которыми проводится психодиагностические методики по оценке уровня дезадаптированности и эмоционального состояния ребенка. Тесты «Диагностика межличностных отношений в группе»; рисуночные тесты для детей: «Нарисуй свою семью»; «Несуществующее животное»; «Нарисуй семью несуществующего животного»; анкетирование детей и родителей и т.д. Влияние семейно-родительских отношений на психическое и физическое развитие ребенка огромно. Для профилактики семейного насилия в детском саду проводится профилактическая, коррекционная, информационная, развивающая работа с родителями и педагогами по следующим направлениям: 1. Установление доверительных отношений с родителями. Большое значение имеет формирование доверительных отношений специалистов с родителями, для выявления причин нарушений в поведении ребенка. 2. Информационная помощь родителям и педагогам. А) Групповые консультации – на родительских собраниях. Проводятся консультации, беседы, рекомендации, буклеты по темам: «Адаптация детей раннего дошкольного возраста к ДОУ; «Влияние семьи на развитие ребенка»; «Возрастные особенности детей дошкольного возраста». Показ презентаций по темам: «Психолог в детском саду»; «Поощрение и наказание, как метод воспитания в семье»; «Психологические особенности первоклассников в адаптационный период», «Готовность к школьному обучению». Б) Подгрупповые консультации – ведение семейного клуба «Вместе» в ДОУ для оптимизации детско-родительских отношений. Такие встречи проводятся в формах семинара и тренинга с целью обсуждения проблем, выражения чувств, снятия напряжения, обмена опытом, знакомства с разными точками зрения, для повышения собственной компетентности у родителей, оказания помощи родителям по формированию устойчивых взглядов на воспитание, отношение в семье, разрешение конфликтов. В) Индивидуальные консультации психолога с родителями и педагогами, 2 раза в неделю по 1,5 часа по направлениям: «Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Причины их возникновения, пути предупреждения и коррекции. Как помочь ребенку?»; «Как правильно построить общение с ребенком, и улучшить взаимопонимание в семье не только с детьми, но и с взрослыми между собой». 3. Профилактика и снятие эмоционального напряжения у родителей и педагогов. Профилактика «эмоционального выгорания» педагогов, исключение разрушительных способов самоутверждения на дошкольниках. Тренинги, релаксация. 4. Психологическая помощь детям дошкольного возраста в ДОУ специалистами: педагогом-психологом; логопедами; воспитателями; педагогами заключается в следующих направлениях. С детьми проводится игровая, развивающая деятельность (групповая, подгрупповая, индивидуальная) на снятие тревожности, страхов, агрессии у детей дошкольного возраста. Сказка-терапия; арт-терапия, театрализованная деятельность. Перечень игр с детьми: "Обзывалки" (Кряжева Н.Л., 1997); "Два барана" (Кряжева Н.Л., 1997). Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме. "Попроси игрушку" — вербальный вариант (Карпова Е.В., Лютова Е.К., 1999), цель: обучить детей эффективным способам общения. "Говори!" (Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2000), цель: развитие умения контролировать импульсивные действия. Литература 1. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Психологическое насилие над ребенком в семье, его причины и следствия // Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000. 2.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997. 3.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М, 2000.
|