Консультация для воспитателей «Когда ребенок в опасности» |
Психология | |||
Автор: Вероника Клюева | |||
08.04.2014 00:09 | |||
Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание.
· постоянные запреты; · повышение голоса (крик); · оскорбление и унижение его достоинства; · угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия; · преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка; · предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям ребенка; · ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний; · угрозы, шантаж, запугивание, давление (подавление личности); · манипулирование интересами; · однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму. Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение эмоционального насилия. Психическое состояние и физическое развитие ребенка: · задержка физического и умственного развития; · нервный тик; · энурез; · печальный вид; · различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология). Поведение ребенка: · беспокойство или тревожность; · нарушение сна; · длительно сохраняющееся подавленное состояние; · агрессивность; · склонность к уединению; · чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение; · угрозы или попытки самоубийства; · неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников; · плохая успеваемость; · низкая самооценка; · нарушение аппетита. Поведение взрослых: · нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается; · оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка; · постоянное чрезмерное критичное отношение к нему; · негативная характеристика ребенка; · отождествление его с ненавистным или нелюбимым родственником; · перекладывание не него ответственности за свои неудачи; · открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку. Последствия психологического насилия: · Протест, игнорирование, агрессия, замкнутость · Раздражение, страх, ступор, истерика · Неадекватная (заниженная, либо завышенная) самооценка · Неуверенность, эмоциональная неустойчивость, неуравновешенность · Негативные чувства: обида, чувство вины, злость, недоверие · Лживость · Инфантильность Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Причины неудовлетворения основных потребностей ребенка: · отсутствие адекватного его возрасту и потребностям питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от лечения со стороны взрослого; · отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая; · нанесение ему телесных повреждений, вовлечение в употребление алкоголя или наркотиков, в секты и противоправные действия, нетрадиционные методы лечения, эксперименты в питании (диеты, посты, голодание). Недостаток заботы о ребенке может быть и непредумышленным: вследствие болезни, бедности, неопытности, невежества родителей или стихийных бедствий и социальных потрясений. Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка – признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам: · утомленный, сонный вид, опухшие веки; · санитарно-педагогическая запущенность, педикулез, одежда не по сезону, неопрятность; · низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте); · задержка роста или общее отставание в физическом развитии; · задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке; · мастурбация; · частые вялотекущие и хронические инфекционные заболевания; · многократная госпитализация в отделения неотложной скорой помощи; · повторные случайные травмы или отравления; · постоянный голод или жажда; · кража пищи; · стремление любым способом, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых; · требование ласки и внимания; · подавленное настроение, апатия; · агрессивность и импульсивность; · неумение общаться с людьми, дружить; · регрессивное поведение; · трудности в обучении, недостаток знаний; · низкая самооценка. Последствия моральной жестокости Физические: · Увечье, болезнь, смерть. · Физические недостатки. · Уродующие последствия. · Задержка физического развития (соматические, психосоматические, психические, патопсихологические расстройства, неврозы). · Развитие зависимостей. · Психологические: · Дезадаптация. · Отставание в развитии. · Виктимизация. · Идентификация с агрессором. · Неадекватная самооценка. · Коммуникативные нарушения. · Нарушение полоролевого поведения. · Невротические реакции, неврозы. Источники: 1. С.В.Ильина « Влияние пережитого в детстве насилия на формирование личностных расстройств». 2. Мендел, Дамон «Групповая психотерапевтическая работа с детьми». 4. Доронова Т.Н. «Защита прав и достоинств ребенка». М., 2003г. 5. Практикум по психологии посттравматического стресса. Н.В.Тарабрина: 6. Казыханова Л.Р. Шпаргалка для воспитателя: признаки насилия.
|